Автомобиль тягач ЗИЛ-138 оборудован бортовой платформой,
имеет базу 3800 мм, предназначен для перевозки грузов по любым
автомобильным дорогам в составе автопоезда. При этом полная масса
прицепа не должна превышать 8000 кг, а масса перевозимого автомобилем
груза 6000 кг.
Седельный тягач ЗИЛ-188В1 с базой 3300 мм предназначен для буксировки
различных полуприцепов по дорогам с твердым покрытием. Полная масса
полуприцепа не должна превышать, 14 400 кг.
Шасси ЭИЛ-138Д2 имеет пневматический вывод и тягово-сцепное устройство.
предназначено для оборудования самосвала ЗИЛ-ММЗ-45023.
Автомобили ЗИЛ-138, ЗИЛ-138В1 и шасси ЗИЛ-138Д2 унифицированы с
автомобилями ЗИЛ-130, ЗИЛ-130В 1 и шасси ЗИЛ-130Д2 и отличаются
оснащением, необходимым для работы на газовом топливе: двигателями
ЗИЛ-138 с увеличенной степенью сжатия и специальными приборами топливной
системы. Кроме того, для облегчения пуска двигателя в холодное время
года, а также для кратковременного движения автомобиля до
газонаполнительной станции предусмотрена резервная бензиновая система
питания.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. К вождению и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе,
допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку, сдавшие экзамены
по техническому минимуму и правилам техники безопасности.
2. В процессе эксплуатации два раза в день (при выпуске на линию и
приемке с линии) автомобили следует подвергать осмотру для проверки
герметичности и исправности газовой аппаратуры на контрольных постах.
Обнаруженные неисправности газовой аппаратуры (в первую очередь
негерметичность) должны быть устранены квалифицированными слесарями и
регулировщиками в цехах, оборудованных для ремонта и регулирования
газовой аппаратуры.
3. Запрещается эксплуатировать и хранить в гараже автомобиль с
неисправной газовой аппаратурой. Неисправности должны немедленно
устраняться.
4. В тех случаях, когда для устранения утечки газа через арматуру
баллона требуется проведение ремонта, необходимо выпустить газ из
баллона в безопасном месте, вдали от людей и источников огня.
5. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на
открытых площадках. Газ из баллонов должен быть выпущен.
6. Баллоны для сжиженного газа, установленные на автомобиле, должны быть
окрашены в красный цвет, иметь таблицу с указанием параметров в
соответствии с требованиями Госгортехнадзора н надпись «Огнеопасно».
Один раз в два года баллоны подлежат испытанию.
Запрещается эксплуатировать автомобиль:
а) без клейма ОТК завода-изготовнтеля на баллоне;
б) после срока, назначенного для последующего испытания баллона;
в) с баллоном, имеющим наружные повреждения (раковины, забоины, сильную
коррозию);
г) с ослабленным креплением баллона;
д) с нарушенной герметичностью в резьбовых соединениях вентилей баллона.
Хранить газовые баллоны необходимо в помещении, специально оборудованном
надежной вентиляцией. Запрещается хранить баллоны, даже временно, в
обычных складах и в производственных помещениях.
7. Заправлять автомобили газовым топливом разрешается только на
специальных газонаполнительных станциях в соответствии с их
инструкциями.
Заполнять баллоны сжиженным газом следует до момента появления жидкости
из контрольного вентиля максимального заполнения (при этом баллон
заполняется на 80 % полного объема). Не допускается заполнять баллоны
газом при работающем двигателе.
8. Перед пуском двигателя следует в течение некоторого времени держать
капот открытым, после чего, включив зажигание, нужно убедиться в
исправности газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений.
9. При пуске и работе двигателя следует использовать топливо только
одного вида (газ или бензин).
При безгаражном хранении автомобиля в зимнее время для предварительного
подогрева двигателя и устранения ледяных образований и пробок в газовых
коммуникациях следует использовать только горячую воду или пар.
Запрещается пользоваться для подогрева двигателя средствами с открытым
пламенем. Пусковой подогреватель на автомобиле ЗИЛ-138 и его
модификациях не устанавливается.
10. Угол опережения зажигания при работе двигателя на газовом топливе
устанавливается на 4° 30' до ВМТ по внутреннему 5\бцу указателя
установки зажигания между рисками 6
и 3 (см. рис. 68) в руководстве по эксплуатации
«Автомобиля ЗИЛ-130».
11. Запрещается длительная работа двигателя на бензине, так как система
питания двигателя бензином не имеет воздушного фильтра и предназначена
для пуска двигателя при невозможности пуска на газе, а также для
кратковременного движения автомобиля.
12. Расходные вентили следует открывать медленно. Затем необходимо
выждать 2—3 мин до пуска двигателя для выравнивания давления в
трубопроводах и открытия скоростных клапанов.
13. На время ночной или длительной дневной стоянки автомобиля, а также
при техническом обслуживании необходимо закрыть вентили на баллоне,
израсходовать весь газ, находящийся в системе питания, после чего
выключить зажигание. Запрещается оставлять автомобиль на длительную
стоянку с открытыми вентилями на баллоне.
14. Ремонт и обслуживание автомобилей, работающих на газовом топливе,
следует проводить отдельно от автомобилей с карбюраторными двигателями и
дизелями.
15. При ремонте газовой аппаратуры необходимо проявлять осторожность,
чтобы не допустить ценообразований.
Перед проверкой приборов электрооборудования на автомобиле нужно плотно
закрыть все вентили и тщательно проветрить пространство под капотом,
выключив электромагнитный клапан.
16. Регулировать систему питания или систему зажигания автомобилей,
работающих на газовом топливе, а также проверять и ремонтировать газовую
аппаратуру следует в помещениях, оборудованных приточно-вытяжной
вентиляцией.
Проверять газовую аппаратуру на герметичность следует сжатым воздухом
или азотом под руководством специалиста.
17. Работа двигателя с неисправными газовыми фильтрами вызывает
повреждение клапанов газового редуктора или их седел, что приводит к
недопустимой утечке газа из редуктора в подкапотное пространство.
18. Не следует разбирать фильтрующие элементы газовых фильтров. При
незначительном загрязнении их необходимо промыть в бензине и продуть
сжатым воздухом; при значительном — заменить.
19. При сливе воды из двигателя нужно также открыть сливной кран на
корпусе испарителя.
20. Рабочие места (смотровые канавы, подъемники), предназначенные для
технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на газовом
топливе, должны быть оборудованы общей приточно-вытяжной вентиляцией и
местной вентиляцией с нижним отсосом, исключающей возможность
образования взрывоопасной концентрации газа. Электродвигатели и
вентиляторы должны быть изготовлены во взрывоопасном исполнении.
21. Запрещается: а) ремонтировать газовую аппаратуру при работающем
двигателе; б) пускать двигатель и работать при утечке газа; в) проводить
заправку баллонов газом или выпускать газ
Б непосредственной близости от стоянки других
автомобилей, источников огня или мест присутствия людей.
22. В случае пожара на автомобиле следует выключить электромагнитный
клапан и зажигание и закрыть вентили баллонов. Тушить пожар необходимо
огнетушителями, песком или струей распыленной воды. Баллон со сжиженным
газом следует поливать холодной водой, исключив возможность повышения
давления в нем.