Приборы пневматического привода модернизированного ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-138 их модификации: Руководство по эксплуатации - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ МОДЕРНИЗИРОВАННОГО ЗИЛ-130

 

 

Приборы пневматического привода модернизированного ЗИЛ-130

 

 

Приборы пневматического привода представляют собой устройства, совокупность которых составляет тормозную систему. Приборы предназначены для обеспечения тормозных систем энергией сжатого воздуха, для накопления этой энергии в воздушных баллонах, а также для передачи энергии от источника к тормозным механизмам и управления энергией в процессе ее передачи для осуществления торможения.

Надежная и безотказная работа приборов пневматического привода обеспечивает безопасность движения автомобилей, возможность движения с высокими средними скоростями.

Схема пневматического привода показана на рис. 85. Сжатый воздух кз компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерзания с воздушным баллоном, предназначенным для отделения конденсата, поступает к блоку защитных клапанов. Блок состоит из двойного и тройного клапанов, которые, в свою очередь, распределяют воздух, заполняя воздушные баллоны следующих независимых контуров:

1) привода тормозных механизмов колес переднего моста;

2) привода тормозных механизмов колес заднего моста;

3) привода тормозных механизмов стояночной и запасной тормозных систем, а также комбинированного привода тормозных механизмов колес прицепа;

4) привода других пневматических систем автомобиля;

5) системы аварийного растормаживания стояночной тормозной системы.

Во всех воздушных баллонах имеются краны слива конденсата, а также пневмоэлектрические датчики световых указателей аварийного снижения давления сжатого воздуха в контурах. Аналогичный датчик установлен в контуре привода тормозных механизмов стояночной тормозной системы. Манометры соединены с воздушными баллонами привода тормозных механизмов рабочей тормозной системы.

 

 

 

 

 

Рис. 85. Схема пневматического привода тормозных систем
 

 

 

 

Для проверки работы тормозных систем в различных точках пневматического привода установлены клапаны контрольного вывода, к которым присоединяют переносные манометры.

Первый контур состоит из воздушного баллона, датчика снижения давления, нижней секции тормозного крана, клапана ограничения давления, передних тормозных камер, клапана контрольного вывода и датчика сигнала торможения.

Второй контур состоит из воздушного баллона, датчика снижения давления, верхней секции тормозного крана, регулятора тормозных сил, задних тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами, клапана контрольного вывода и датчика сигнала торможения.

Третий контур состоит из воздушного баллона, ручного тормозного крана, датчика снижения давления в контуре, датчика сигнализатора о включении стояночной или запасной тормозных систем, ускорительного клапана, двухмагистрального перепускного клапана, двухмагистрального клапана, предупреждающего срабатывание пружинных энергоаккумуляторов при включении рабочей тормозной системы, пружинных энергоаккумуляторов, клапана контрольного вывода, одинарного защитного клапана, клапана управления двухпроводной тормозной системой прицепа, клапана управления однопроводной тормозной системой прицепа, двух автоматических соединительных головок и одной соединительной головки типа А.

При движении автомобиля контуры пневматического привода находятся в следующем состоянии:

воздушные баллоны контуров заполнены сжатым воздухом под номинальным давлением;

от воздушных баллонов сжатый воздух подведен к секциям крана рабочей тормозной системы, крану стояночной тормозной системы, крану системы аварийного растормаживания, ускорительному клапану, одинарному защитному клапану, клапану управления двухпроводной тормозной системой прицепа;

от ускорительного клапана через двухмагистральные перепускные клапаны сжатый воздух подведен к цилиндрам пружинных энергоаккумуляторов, пружины которых под действием воздуха находятся в сжатом состоянии;

от одинарного защитного клапана сжатый воздух подведен к клапанам управления однопроводной или двухпроводной тормозной системой прицепа, автоматической соединительной головке двухпроводного привода, а от клапана управления к соединительной головке типа А однопроводного привода;

педаль рабочей тормозной системы находится в верхнем положении; рукоятка крана стояночной тормозной системы находится в крайнем переднем положении;

соединительные головки закрыты крышками.

При движении автомобиля-тягача с прицепом, имеющим однопровод-ный привод, соединительная головка типа А тягача соединена с соединительной головкой типа Б прицепа, и сжатый воздух поступает в

тормозную систему прицепа через одинарный защитный клапан и клапан управления. Автоматические соединительные головки закрыты крышками.

При движении автомобиля-тягача о прицепом, имеющим явухпро-водный привод, автоматические соединительные головки питающей и управляющей линий тягача соединены с соответствующими головками прицепа, и сжатый воздух поступает в тормозную систему прицепа по питающей линии через одинарный защитный клапан. Давление в управляющей линии отсутствует. Соединительная головка однопроводного привода закрыта крышкой.

При нажатии на педаль рабочей тормозной системы сжатый воздух, подведенный из воздушных баллонов к секциям тормозного крана, поступает через вывод верхней секции и регулятор тормозных сил в тормозные камеры, которые приводят в действие тормозные механизмы колес заднего моста. Из нижней секции тормозного крана через клапан ограничения давления сжатый воздух поступает в тормозные камеры переднего моста. Таким образом, колеса автомобиля затормаживаются с интенсивностью, выбранной водителем, исходя из условий движения. Одновременно сжатый воздух поступает в управляющие линии клапана управления двухпроводной тормозной системой прицепа.

При торможении автомобиля о прицепом, имеющим однопроводный привод, клапан управления двухпроводной тормозной системой прицепа срабатывает и подает воздух в управляющую линию клапана управления однопроводной тормозной системой прицепа. В результате этого соединительная линия тягача и прицепа соединяется с атмосферным выводом клапана и воздухораспределитель тормозной системы прицепа пропускает сжатый воздух из баллонов прицепа к тормозным камерам, которые приводят в действие тормозные механизмы колес передней и задней осей прицепа.

При торможении автомобиля с прицепом, имеющим двухпроводный привод, клапан управления подает сжатый воздух в управляющую линию двухпроводного привода. В результате этого воздухораспределитель срабатывает и пропускает воздух из баллонов прицепа в тормозные камеры.

При освобождении тормозной педали секции тормозного крана соединяются с атмосферным выводом. Сжатый воздух из передних тормозных камер выходит в атмосферу через клапан ограничения давления, в результате чего передние колеса тягача растормаживаются. Сжатый воздух из тормозных камер заднего моста выходит в атмосферу через регулятор тормозных сил. Происходит растормаживание колео заднего моста. Одновременно снижается давление воздуха в управляющих линиях клапана управления двухпроводной тормозной системой прицепа. Управляющая линия двухпроводного привода соединяется с атмосферным выводом клапана, что приводит к растормэживанию колес прицепа. Вследствие уменьшения давления в управляющей линии клапана управления двухпроводной тормозной системой прицепа, а следовательно, и в управляющей линии клапана управления однопроводной тормозной системой прицепа последний срабатывает и пропускает сжатый воздух в соединительную линию однопроводного

привода. Воздух из тормозных камер прицепа выходит через воздухораспределитель в атмосферу, и колеса прицепа растормаживаются.

Таким образом, при торможении рабочей тормозной системой работают первый и второй контуры привода тормозных механизмов колес переднего и заднего мостов, а также часть третьего контура комбинированного привода тормозных механизмов колее прицепа в управлением от первого и второго контуров.

При выходе из строя одного из контуров другие остаются работоспособными. При повреждении первого контура и отсутствие сжатого воздуха в баллоне торможение осуществляется тормозными механизмами колее заднего моста автомобиля и прицепа. При повреждении второго контура и отсутствии сжатого воздуха в баллонах торможение осуществляется тормозными механизмами колес переднего моста автомобиля и прицепа.

Для затормаживания автомобиля или автопоезда на стоянке необходимо рукоятку крана стояночной тормозной системы установить в заднее фиксированное положение. Управляющая линия ускорительного клапана соединяется с атмосферным выводом крана, при этом происходит выпуск воздуха из цилиндров энергоаккумуляторов. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы колес заднего моста. Одновременно тормозной кран включает клапан управления двухпроводной тормозной системой прицепа, который подает сжатый воздух в управляющую линию двухпроводного привода и в клапан управления однопроводной тормозной системой прицепа. Последний при этом выпускает воздух из соединительной линии однопроводного привода. Таким образом приводятся в действие тормозные механизмы колес прицепа.

Для выключения стояночного тормоза рукоятку тормозного крана следует установить в переднее фиксированное положение. При этом воздух из воздушных баллонов, пройдя открытый тормозной кран, поступает в управляющую линию ускорительного клапана, который, сработав, пропускает сжатый воздух из воздушных баллонов через двухмагистральный перепускной клапан, минуя тормозной кран, в цилиндры пружинных энергоаккумулятороз и сжимает силовые пружины. Одновременно происходит оттормаживание прицепа.

В случае аварийного снижения давления в контуре пружинные энергоаккумуляторы срабатывают, и автомобиль затормаживается. В этом случае необходимо воспользоваться системой аварийного растормаживания.

При нажатии на кнопку крана системы аварийного растормаживания сжатый воздух из воздушных баллонов через двухмагистральный перепускной клапан поступает в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов и сжимает пружины, оттормаживая автомобиль.

При отсутствии запаса сжатого воздуха в системе аварийного растормаживания автомобиль можно растормозить с помощью винтовых устройств для механического растормаживания (рис. 86), которые встроены в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов. Для этого необходимо вывернуть винт до упора. Вращаясь в резьбовой бобышке цилиндра, винт перемещается вверх и через упорный подшипник,

воздействуя на поршень, перемещает его вместе с толкателем в крайнее верхнее положение. Силовая пружина при этом сжимается, и шток тормозной камеры под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение.

Кран стояночной тормозной системы имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автомобиль с различной интенсивностью в зависимости от положения рукоятки тормозного крана. При повороте рукоятки крана на тот или иной угол из управляющей линии ускорительного клапана выпускается сжатый воздух в количестве, пропорциональном углу поворота рукоятки крана. При этом через атмосферный вывод ускорительного клапана выпускается соответствующее количество воздуха из цилиндров пружинных энергоаккумулято ров. Одновременно происходит притормаживание прицепа или полуприцепа с интенсивностью, пропорциональной количеству воздуха, выпущенного из цилиндра пружинных энергоаккумуляторов.

 

 

 

Рис. 86. Устройство для механического растормаживания стояночной тормозной системы:
1 — цилиндр; 2 — винт; 3 — приспособление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..