Для обеспечения надежной работы стартера необходимо
выполнить при ТО-2 следующие операции технического обслуживания.
1. Проверить затяжку и при необходимости подтянуть
болты крепления стартера к двигателю.
2. Проверить плотность присоединения наконечников проводов к выводам
стартера и аккумуляторной батареи.
Дополнительно при каждом четвертом ТО-2 следует снять стартер с
двигателя для проверки и выполнить следующее.
1. Очистить стартер и продуть сухим воздухом для удаления имеющейся там
пыли. В случае сильной загрязненности внутренней полости стартера его
следует разобрать для очистки.
2. Снять крышку со стороны коллектора.
3. Осмотреть коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой
и не иметь подгара.
4. Протереть коллектор в случае загрязнения или незначительного подгара
тряпкой, смоченной в бензине.
5. Зачистить коллектор шлифовальной шкуркой, если грязь или подгар не
устраняются протиркой.
6. Если подгар не устраняется предыдущим способом, следует разобрать
стартер и проточить коллектор на станке. Шероховатость поверхности
должна быть не ниже 1,25 мкм, а минимальный диаметр коллектора после
проточки 38 мм.
7. Проверить перемещение щеток в щеткодержателях. Они должны
перемещаться свободно (без заеданий).
8. Замерить высоту щеток (от места касания пружин до рабочей
поверхности) и заменить щетки, изношенные до высоты 6—7 мм.
9. При необходимости подтянуть гайки, выводные болты стартера и реле, а
также винты, крепящие наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям.
10. Проверить состояние контактов реле стартера. Контактную коробку
очистить от пыли. В случае значительного подгара контактов их следует
зачистить надфилем, а затем мелкой шлифовальной шкуркой. Если контактные
болты имеют значительный износ в месте соприкосновения с контактным
диском, их следует повернуть на 180°.
11. Проверить легкость перемещения привода по валу якоря. При
затрудненном перемещении привода вал якоря очистить от грязи тряпкой,
смоченной в бензине, и слегка смазать маслом, применяемым для двигателя.
12. Проверить зазор между зубчатым колесом и упорным кольцом, который
должен быть в пределах (2,5+1) мм при полностью втянутом якоре реле. Для
проверки зазора плюсовой вывод аккумуляторной батареи нужно соединить с
выводом обмоток реле стартера, а минусовый вывод аккумуляторной батареи
соединить с массой стартера. Якорь реле при этом втягивается и выдвигает
зубчатое колесо. После этого следует исключить зазор у зубчатого колеса
легким отжатием его в сторону коллектора и замерить зазор между торцом
зубчатого колеса и упорным кольцом металлической линейкой.
13. Отрегулировать при необходимости зазор между зубчатым колесом и
упорным кольцом. При большом зазоре регулировочный винт якоря нужно
ввернуть, а при меньшем — вывернуть.
Для регулировки зазора необходимо снять защитный
кожух рычага, отвернув четыре винта, расшплинтовать штифт серьги и
вынуть его, а затем отсоединить регулировочный винт якоря от рычага.
После регулировки все собрать в обратном порядке.
14. Проверить регулировку выключенного положения шестерни привода, для
чего сдвинуть привод в сторону якоря до упора. После этого ввернуть
регулировочный винт рычага до момента начала движения привода, затем
вывернуть регулировочный винт до остановки привода и дополнительно
вывернуть винт еще на 1/2 оборота.
15. Проверить затяжку болтов, крепящих реле к корпусу, и при
необходимости подтянуть.
Стартер нужно разбирать в следующем порядке.
1. Отвернуть две гайки с торца крышки со стороны коллектора и отвернуть
и вынуть две стяжные шпильки.
2. Снять крышку со стороны коллектора.
3. Отвернуть винты крепления щеточных канатиков, приподняв пружины,
вынуть щетки из щеткодержателей и снять траверсу.
4. Отвернуть четыре винта и снять защитный кожух, закрывающий якорь
реле.
5. Расшплинтовать и вынуть штифт, соединяющий якорь реле с рычагом
привода.
6. Снять корпус вместе с реле.
7. Отвернуть гайку оси рычага привода и вынуть ось из крышки.
8. Вынуть якорь вместе с приводом из крышки, при этом снять с шейки вала
якоря регулировочные шайбы и фигурную шайбу с буртиком.
9. Легким ударом по торцу цилиндрического упорного кольца сдвинуть его в
сторону привода, затем отверткой раздвинуть пружинное замковое кольцо и
вынуть его из выточки вала якоря. Снять с вала якоря пружинное и упорное
кольца и привод.
10. Снять промежуточный подшипник.
Сборка стартера проводится в обратном порядке.
Перед сборкой необходимо смазать маслом, применяемым для смазывания
двигателя, шейки вала якоря и ленточную резьбу, по которой перемещается
привод, а также фильцы. При сборке необходимо центрирующие канавки на
корпусе и промежуточном подшипнике расположить напротив отверстия в
крышке со стороны привода. Это достигается установкой фиксирующего
штифта диаметром 2,8 мм. Фиксирующий штифт после сборки удаляют.
После сборки следует проверить и отрегулировать стартер.
Для увеличения срока службы стартера:
не допускайте непрерывной работы стартера более 10 с (более длительная
непрерывная работа вызывает перегрев стартера и может привести к его
поломке);
производите разборку стартера только в мастерской, располагающей
необходимыми инструментами и измерительными приборами;
не включайте стартер при работающем двигателе;
не начинайте движение автомобиля, прокручивая трансмиссию через
двигатель стартером;
не промывайте бензином узлы стартера, имеющие
пористые бронзографитные подшипники скольжения, во избежание вымывания
смазочного материала;
после пуска двигателя надо немедленно отключить стартер, так как
механизм свободного хода привода стартера не рассчитан на длительную
работу.