ГЕНЕРАТОР АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-138 их модификации: Руководство по эксплуатации - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

ГЕНЕРАТОР АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130



Техническая характеристика генератора приведена ниже.

Максимальная сила тока, А .........60

Номинальное напряжение, В ..... .....11

Начальная частота вращения ротора, при которой достигается напряжение 12,5 В, об/мин (не более):

при силе тока нагрузки, равной нулю.........900

то же, при 40 А.....................2000

 



Генератор переменного тока (рис. 65) представляет собой трехфазную 12-полюсную синхронную электрическую машину с блоком выпрямительных кремниевых диодов н проточной вентиляцией.

Генератор предназначен для работы в однопроводной схеме электрооборудования автомобиля с присоединением отрицательного вывода на корпус (массу). Ошибочное включение на корпус положительного вывода аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя диодов генератора и регулятора напряжения.

На генераторе имеются следующие выводы:

«+» для соединения с аккумуляторной батареей и с нагрузкой;

Ш — для соединения с выводом Ш регулятора напряжения; «—» для соединения с корпусом регулятора напряжения.

 

 

 

 

В процессе эксплуатации подшипники генератора не требуют смазывания. Смазочный материал заложен в герметизированные подшипники с учетом всего срока службы генератора до капитального ремонта.

Генератор двумя лапами крепится к кронштейнам двигателя, а третьей лапой — к натяжной планке. Натяжение ремня производится перемещением генератора при помощи натяжной планки. Для обеспечения надежной и безотказной работы генератор нужно содержать в чистоте.

Перед выездом следует проверять исправность генератора по показанию амперметра. При работе двигателя со средней частотой вращения коленчатого вала генератор должен давать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере восстановления заряда аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной аккумуляторной батарее и отключенных потребителях отсутствие зарядного тока не свидетельствует о неисправности генератора.

В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля», надо проверять:

затяжку болтов крепления генератора и при необходимости подтягивать их;

натяжение приводного ремня; если требуется, регулировать его; надежность присоединения проводов к генератору, регулятору напряжения и аккумуляторной батарее.

При техническом обслуживании (ТО-2) через каждые 50000 км пробега дополнительно надо:

продуть генератор для удаления пыли; подтянуть стяжные шпильки и гайку шкива генератора; проверить состояние щеточного узла. Для этого следует отвернуть два винта крепления щеткодержателя к крышке, вынуть щеткодержатель и убедиться, что щетки свободно перемещаются и хорошо прилегают к контактным кольцам. При износе щеток до 8 мм их следует заменить.

После проверки или замены щеток необходимо тщательно затянуть винты крепления щеткодержателя.

Рекомендуется при установке генератора перед затяжкой болтов крепления генератора к кронштейнам ослабить болты заднего кронштейна, затянуть сначала болты крепления генератора, а затем болты заднего кронштейна.

Ремонт, разборка и сборка генератора должны проводиться в специальной мастерской, располагающей всеми необходимыми приборами и инструментами, а также квалифицированным персоналом.

Отказ в работе генератора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного блока. Блок проверяют на разобранном генераторе при отсоединенной обмотке статора. Выпрямительный блок проверяют от аккумуляторной батареи, подключаемой к его выводам через контрольную лампу. При проверке плюсовых диодов к плюсовой шине выпрямительного блока надо присоединить провод аккумуляторной батареи, а второй провод через контрольную лампу поочередно подсоединять к выводам диодов на выпрямительном блоке.

При проверке минусовых диодов к минусовой шине выпрямительного блока следует подсоединить провод аккумуляторной батареи, после чего нужно проделать такие же операции, как и при проверке плюсовых диодов.

Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток только в одном направлении, и, следовательно, контрольная лампа должна загораться только при включении диодов в проводящем направлении для каждого типа диодов выпрямительного блока. Если контрольная лампа горит при включении ее в обоих направлениях, т. е. в проводящем и непроводящем, то диод блока непригоден из-за наличия в нем короткого замыкания. Если контрольная лампа не горит в проводящем направлении, то диоды выпрямительного блока неисправны. При обнаружении неисправности диодов выпрямительный блок нужно заменить.

Запрещается проверка выпрямительною блока: от источника постоянного тока напряжением более 12 В; от источника переменного тока;
 

 

без контрольной лампы, включенной последовательно с выпрями тельным блоком.

Генератор рекомендуется разбирать в следующем порядке.

1. Снять щеткодержатель, отвернув два винта крепления.

2. Снять крышку подшипника со стороны контактных колец и вынуть резиновое уплотнительное кольцо.

3. Вывернуть стяжные шпильки.

4. Снять крышку генератора со стороны контактных колец вместе со статором, используя съемник.

5. Отсоединить фазные обмотки статора от выводов выпрямительного блока, снять статор, блок и кожух.

6. Отвернуть гайку крепления шкива и снять шкив, используя съемник.

7. Сиять вентилятор и втулку.

8. Снять крышку со стороны привода, применяя съемник.

9. Отвернуть нетыре винта и выпрессовать шарикоподшипник из гнезда крышки со стороны привода.

10. Порядок операций при сборке — обратный.

 

 

 

Рис. 65. Генератор:
1 и 4 — шарикоподшипники;
2 —щеткодержатель; 3 — статор;
5 — шкив; 6 — вентилятор; 7 — крышка со стороны привода;
8 — ротор; 9 — крышка со стороны контактных колец; 10 —
выпрямительный блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..