Коробка передач (рис. 40)—механическая, имеет пять передач для движения
вперед и одну — для движения назад. Пятая передача — прямая. Коробка
передач снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения
второй и третьей, четвертой и пятой передач. Фиксаторы синхронизатора
состоят из двух симметричных полуцилиндров, между которыми помещены по
две цилиндрические пружины, прижимающие полуцилиндры фиксаторов к
внутренней поверхности отверстия каретки синхронизатора.
Коробка передач прикреплена к картеру сцепления четырьмя шпильками,
ввернутыми в корпус картера сцепления. Центрирование
коробки осуществляется по фланцу крышки 4 заднего подшипника ведущего
вала.
В правой стенке картера имеется резьбовая пробка 57 контрольно-заливного
отверстия, через которое коробку передач при отсутствии коробки отбора
мощности заправляют маслом.
В левой стенке картера, внизу, имеется спускное
отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 60, которая снабжена магнитом,
притягивающим мелкие частицы металла из масла. С обеих сторон картера
имеются два люка с фланцами для крепления коробки отбора мощности.
Допускается отбор от коробки передач мощности не более 22 кВт (30 л.
с.).
Привод спидометра состоит из пятизаходного червяка 23 и зубчатого колеса
59, имеющего семнадцать зубьев (передаточное число червячной пары
привода спидометра 3/4).
При смене масла, а также при разборке коробки передач нельзя допускать
попадания в нее грязи, песка, так как это может вызвать заедание
зубчатых колес, вращающихся на ведомом валу. Надо очищать магнит сливной
пробки и промывать воздушные каналы сапуна, ввернутого в установочный
болт крепления крышки. Засорение клапанов вызывает повышение давления в
картере коробки, что приводит к течи масла.
При разборке коробки передач нужно проверить надежность сто-порения и
затяжку гаек 26 и 29; момент затяжки должен быть не менее 250 Н • м (25
кгс • м). Стопорение указанных гаек осуществляется вдавливанием
утоненного края гайки в паз вала. Вдавливать край гайки надо бородком с
закругленным концом, чтобы предотвратить разрыв. Отвертывать гайки нужно
ключом с длинным плечом без предварительного выправления вдавленного
края гайки.