Техническое обслуживание стартера автомобилей
ЗИЛ-133
Для обеспечения надежной и безотказной работы стартера необходимо
содержать его в чистоте и выполнять основные правила технического
обслуживания.
При каждом втором ТО-2 необходимо проверить: затяжку болтов крепления
стартера к двигателю, и если требуется, подтянуть их; надежность
присоединений и чистоту наконечников проводов к выводам стартepа.
аккумуляторной батареи, так как стартер потребляет большой ток,
вследствие чего даже незначительные переходные сопротивления в цепи
стартера приводят к большому падению напряжения и снижению мощности
стартера.
Через каждые 50 000 км пробега дополнительно выполнить следующие
операции:
снять стартер с двигатели Спять крышку со стороны коллектора и проверить
состояние щеточно-коллекторного узла. Рабочая поверхность коллектора
должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания. В случае
загрязнения или значительного подгорания рабочую поверхность надо
протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь или следы
подгорания не удается устранить, то зачистить коллектор стеклянной
шкуркой зернистостью 80 или 100. Если и после этого следы подгорания не
будут устранены, то стартер разобрать и проточить коллектор на станке.
Чистота обработки должна быть не ниже Ra 1,25 мкм. Минимальный диаметр
коллектора для СТ130A3-38 мм, дл я СТ142 Б 53 мм. Щетки должны свободно
и без заеданий перемещаться в щеткодержателях и не иметь чрезмерного
износа. Щетки, изношенные до высоты 6—7 мм для CT130A3 и 13 мм для СТ142
Б, следует заменить;
проверить затяжку винтов крепления наконечников щеточных канатиков к
щеткодержателям и при необходимости подтянуть их;
продуть щеточно-коллекторный узел и крышку со стороны коллектора сжатым
воздухом. Установить крышку со стороны коллектора на место: для стартера
CT130A3 снять крышку реле и проверить состояние контактной группы реле
стартера. В случае значительного подгорания контактен их следует
зачистить мелкозернистой шкуркой. При износе контактных болтов их
следует повернуть на 180 град;
при необходимости проверить и отрегулировать стартер. Для этого
подсоединить батарею к выводным зажимам обмоток
реле стартера и массе. При втянутом якоре реле и отсутствии перемещения
шестерни в сторону коллектора зазор между шестерней и упорным кольцом
должен быть в пределах 1,5—3,5 мм; зазор регулируется винтом 5 (см. рис.
14.7). Винт 8 служит для установки шестерни в исходное положение. При
этом расстояние от торца шестерни до привалочной плоскости стартера
должно
быть равным 33,5—35 мм. При затрудненном
перемещении привода вал якоря очистить от грязи ветошью, смоченной в
бензине, и слегка смазать маслом, применяемым для двигателя
у стартера СТ142Б снять крышку реле. Проверить состояние контактной
группы. Подгоревшие контакты зачистить мелкозернистой шкуркой. При
значительном износе диск повернуть, а контактные болты заменить;
проверить регулировку стартера СТ142Б. Для этого к
выводной клемме и массе стартера подключается аккумуляторная батарея (24
В). Для контроля замыкания контактов подключение клеммы «+» батареи
производится через последовательно включенную лампу, которая загорается
при замыкании контактов. При втянутом якоре реле зазор между упорной
шайбой 10 (см. рис. 14.8) и втулкой привода должен быть в пределах 0,5—2
мм. Лампа при этом горит. Между шестерней и шайбой на валу стартера
устанавливается прокладка толщиной 23 мм. Реле стартера включается на
номинальное напряжение 24 В, а шестерня прижимается к прокладке. При
этом контакты реле не должны замыкаться (лампа не горит). Если лампа
загорится, то производится подрегулировка стартера. Для подрегулировки
необходимо отвернуть два винта крепления фланца к крышке со стороны
привода, повернуть фланец до совпадения отверстий фланца с двумя другими
резьбовыми отверстиями в крышке со стороны привода и проверить
регулировку, как было указано ранее;
проверить легкость перемещения привода по шлицам вала якоря. При
затрудненном перемещении привода доступную часть вала очистить от грязи
и смазать смазкой ЦИАТИМ-201, -202, -203. Если после этого заедание не
устраняется, необходимо разобрать стартер и устранить причину заедания.
Через каждые 100 000 км пробега автомобилей ЭИЛ-133ГЯ, -133ВЯ
дополнительно необходимо проделать следующие операции: разобрать
стартер; заменить смазку (ЦИАТИМ-201, -202,-203) на шлицевой части вала
и в приводе;
вынуть заглушки и добавить турбинное масло Г22 (допускается применение
масла для двигателя) в масляные резервуары крышек со стороны коллектора,
привода и промежуточного подшипника;
установить заглушки на место;
очистить привод от грязи и добавить смазку. Для этого вдвинуть шестерню
в привод, залить в корпус привода масло, применяемое для двигателя, и
сделать 5—10 движений шестерни вдоль оси привода, после чего масло
вылить. Указанную операцию повторить 2—3 раза;
в случае износа вкладышей со стороны шестерни привода до диаметра 19,4
мм, а в крышке со стороны коллектора до016,3 мм их необходимо заменить.
Внутренний диаметр расточенных новых вкладышей равен соответственно
19+0,045 и 16+0,035 мм.