Устройство и работа стартера СТ142Б автомобилей ЗИЛ-133

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  251  252  253  254  255  256  257  258  259  ..

 

 

Устройство и работа стартера СТ142Б автомобилей ЗИЛ-133



Применяется для пуска дизельных двигателей автомобилей ЭИЛ-133ВЯ, -133ГЯ (рис. 14.8, а). Стартер изготавливается в герметичном исполнении, поэтому возможность попадания внутрь грязи, влаги и любых других посторонних тел или веществ практически исключена.

Герметизация стартера достигнута при помощи резиновых уплотнительных колец
2, 4, 11, 13 и 16 круглого сечения. Выводные болты стартера тягового реле уплотнены резиновыми шайбами. Крышка со стороны коллектора выполнена без смотровых окон. Для предупреждения попадания в стартер посторонних частиц со стороны
двигателя якорь тягового реле уплотнен резиновым сильфоном, а вал в промежуточном подшипнике — резиновой армированной манжетой.

Стартер СТ142Б представляет собой четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения с электромагнитным тяговым реле и приводом с храповой муфтой свободного хода. Принцип действия стартера такой же, как н стартера CT130A3.

Существенной отличительной чертой стартера СТ142Б является привод с храповой муфтой свободного хода (рис. 14.8, б). Все детали привода сидят на направляющей втулке 26 с прямыми шлицами по внутреннему диаметру и винтовыми шлицами по наружному диаметру. На винтовых шлицах втулки 26 сидит ведущая половина 31 храповой муфты- Ведомая половина 36 муфты выполнена за одно с приводной шестерней. Для обеспечения вращения в ведомую половину 36 запрессованы две самосмазывающиеся втулки из специального графитированного томпака.

Прилегающие друг к другу торцы половин 31 и 36 муфты свободного хода снабжены храповыми зубцами, допускающими
проворачивание ведомой половины 36 относительно ведущей половины 31 в направлении вращения якоря стартера и препятствующими проворачиванию в противоположном направлении. Спиральная пружина 30, находящаяся внутри корпуса 28, прижимает ведущую половину 31 муфты к ведомой половине 36 и обеспечивает храповое зацепление. Ведомая половина 36 удерживается в корпусе 28 пружинным замковым кольцом 33.

Корпус 28 выполнен заодно с втулкой отводки. Проволочное замковое кольцо

25, находящееся в канавке направляющей втулки 26, предохраняет корпус 28 от перемещения вдоль втулки 26. В корпусе 28 под пружиной 30 находится стальная шайба 29 и буферная резиновая шайба 27,

амортизирующая удар при включении стартера.

Привод стартера имеет устройство для автоматической блокировки храповой муфты в расцепленном состоянии в промежутке времени между пуском двигателя и выключением стартера, когда происходит пробуксовка. Внутри ведомой половины

36 муфты находятся три сухаря 35 в виде сегментов, изготовленных из пластмассы. Сухари расположены равномерно по окружности ведомой половины 36. Сухари имеют радиальные отверстия, в которые входят направляющие штифты 34, запрессованные в ведомую половину 36. Цилиндрическая наружная поверхность сухарей

36 имеет большую коническую фаску. В ведущую половину 31 муфты запрессована стальная втулка 32 с внутренней конической поверхностью, Втулка 32 прилегает своей конической поверхностью к фаскам сухарей 35 и прижимает последние к направляющей втулке 26.

Привод работает следующим образом. В момент включения тяговое реле посредством рычага перемещает привод вдоль шлицев вала и вводит шестерню в зацепление с венцом маховика. Когда приводная шестерня входит в зацепление, замыкаются контакты тягового реле и включается стартер.

Крутящий момент стартера передается на шестерню привода через шлицевое соединение вала с направляющей втулкой

26, далее через винтовые шлицы на ведущую половину 31 муфты и через храповое зацепление на ведомую половину 36 муфты и шестерню привода. При передаче вращени я через винтовые шлицы возникает осевое усилие, прижимающее полумуфты 31 и 36 друг к другу. После того как частота вращения шестерни, а следовательно, и ведомой полумуфты 36 превысят частоту вращения ведущей полумуфты 31 (в случае, если пуск двигателя закончился, но стартер еще не выключен), последний выйдет из контакта с ведомым, сжав при этом пружину 30. Вместе с ведущей полумуфтой 31 отодвигается втулка 32 с внутренним конусом, освобождая сухари 35, которые под действием центробежных сил переместятся по направляющим штифтам в радиальном направлении и заблокируют храповую муфту в расцепленном состоянии, предохраняя ее от износа. После выключения стартера ведущая полумуфта 31 под действием пружины 30 вновь прижимается к ведомой полумуфте 36 и втулка 32 возвращает сухари в исходное положение.

Если шестерня привода не входит в зацепление из-за того, что зубья уперлись в торцы зубьев венца маховика, привод работает следующим образом. В момент упора продольное перемещение шестерни привода по валу стартера прекращается. Вместе с шестерней останавливается и ведущая половина 31 муфты, а корпус 28 привода вместе с направляющей втулкой

25 продолжает перемещаться вдоль шлицев вала, сжимая пружину 30. При продольном перемещении направляющей втулки 26 винтовые шлицы, на которых сидит ведущая половина 31, заставляют последнюю поворачиваться, зубья шестерни привода сходят с торцов зубцов венца маховика и шестерня входит в зацепление.

Разборная конструкция привода с храповой муфтой допускает замену деталей и обеспечивает ремонтоспособность.

Шестерня привода стартера СТ142Б не может выйти из зацепления с венцом маховика при единичных вспышках в отдельных цилиндрах двигателя, когда процесс пуска не закончился. Пока стартер не выключен, его шестерня остается в зацеплении.

 

 


 

 

 

 

Рис. 14.8. Стартер СТ142Б:
1 — крышка реле; 2, 4, 11, 13, 16 — резиновые кольца; 3 — обмотка реле; 5 — сердечник реле; 6 — рычаг; 7 — эксцентриковая ось; 8 — привод; 9 — крышка со стороны привода; 10—упорная шайба; 12 — держатель промежуточного подшипника; 14 — якорь; 15 — корпус; 17 — коллектор; 18 — крышка со стороны коллектора; 19 —- фильц; 20 — щетка; 21 — траверза; 22 — обмотка возбуждения; 23 — перемычка; 24 — контактный болт; 25—замковое кольцо; 26— втулка направляющая; 27 — буферная шайба; 28 — корпус; 29 — шайба; 30 — пружина; 31 — ведущая половина храповой муфты; 32 — втулка; 33 — замковое кольцо; 34 — штифт; 35 — сухарь; 36 — ведомая половина храповой муфты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  251  252  253  254  255  256  257  258  259  ..