Обслуживание регулятора тормозных сил автомобиля
ЗИЛ-133
Заключается в осмотре его крепления, в проверке состояния тяги упругого
элемента и рычага регулятора, в очистке от грязи и посторонних
предметов. Если мосты задней тележки снимаются на ремонт или заменяются,
то при последующем их монтаже необходимо провести регулировку длины
рычага регулятора и выдаваемого им давления сжатого воздуха при
торможении. Регулировка должна производиться в следующем порядке:
рассчитать весовое отношение i задней тележки автомобиля по формуле
i = GrGn, где Gr и Gn — нагрузка на заднюю тележку
соответственно груженого и порожнего автомобиля. Для седельного тягача
осевые нагрузки должны приниматься с учетом массы, приходящейся на
седельное устройство от груженого и порожнего полуприцепа;
определить прогиб / рессор задней тележки при изменении нагрузки от нуля
до полной;
определить по номограмме (рис 11.37) длину L рычага регулятора. Для
этого нужно провести прямую через соответствующие значения весового
отношения i и прогиба подвески 1 до пересечения со шкалой длины рычага L;
ослабить болт крепления рычага на регуляторе, установить центр шарнира
соединительной муфты на расстоянии L от оси поворота рычага и затянуть
болт. Штанга, соединяющая рычаг регулятора с упругим элементом, должна
быть вертикальной;
рассчитать минимальное давление р (в кгс/см2) по формуле р — 6/г;
на порожнем автомобиле довести давление сжатого воздуха в приводе при
нажатой педали тормоза до 6 кгс/см2 и, изменяя длину вертикальной штанги
путем перемещения на ней соединительной муфты, установить расчетное
минимальное давление сжатого воздуха р на выходе из регулятора тормозных
сил. Давление на выходе определяется с помощью переносного манометра,
присоединяемого к клапану контрольного вывода в магистрали подвода
воздуха к тормозным камерам задней тележки, т. е. за регулятором
тормозных сил;
проверить стабильность выдаваемого регулятором тормозных сил давления
путем многократного заполнения и выпуска воздуха из тормозных камер,
после чего затянуть хомут на соединительной муфте. Наконечник упругого
элемента при этом должен оставаться в нейтральном положении;
поднять наконечник на величину прогиба / подвески и убедиться, что
давление в тормозных камерах при нажатой педали тормоза стало равным
6 кгс/см2, т. е. давлению, при котором производится
регулировка. Если этого не происходит, то следует вновь произвести
расчеты, регулировку и проверку давления, корректируя длину рычага
регулятора тормозных сил и длину штанги, соединяющей рычаг с упругим
элементом.
Следует помнить, что весовое отношение и, следовательно, прогиб рессор
подвески задней тележки могут меняться во время эксплуатации в
зависимости от вида перевозимого груза или от вида оборудования,
установленного на данный автомобиль. Поэтому установку и регулировку
регулятора тормозных сил следует проводить с учетом этих факторов.
Рис. 11.37. Номограмма для определения длины рычага
регулятора тормозных сил на автомобилях-тягачах ЗИЛ-133, прицепах и
полуприцепах к ним