Приборы тормозного привода дизельных
автомобилей ЗИЛ-133
Регулятор давления тормозного привода дизельных
автомобилей ЗИЛ-133
Предназначен для автоматического регулирования давления сжатого воздуха
в пневматическом тормозном приводе автомобиля, а также для защиты
пневмопривода от загрязнения и для отбора сжатого воздуха (рис. 11.6).
Установлен регулятор на правом лонжероне рамы за кабиной.
Сжатый воздух от компрессора поступает на ввод IV. Пройдя через фильтр 2
и канал 11 в корпусе, он отжимает обратный клапан 9 и через вывод II
заполняет пневмопривод автомобиля. Одновременно сжатый
воздух из вывода II через канал 7 в корпусе поступает в полость В под
следящим поршнем 6, который под действием уравновешивающей пружины 5
находится в крайнем нижнем положении. При этом полость Г над
разгрузочным поршнем 12 соединена с атмосферой через канал в поршне 6 и
кольцевой зазор /. Впускной клапан 10, через который сжатый воздух может
быть подведен в полость Г над разгрузочным поршнем 12, закрыт под
действием своей пружины. С помощью пружины закрыт также и разгрузочный
клапан 1. При таком положении деталей регулятора давления происходит
наполнение воздушных баллонов пневмопривода сжатым воздухом от
компрессора. При достижении в баллонах (и тем самым в полости В)
заданного давления поршень 6 сжимает пружину 5 и перемещается вверх. При
этом выпускной клапан 4 садится на свое седло в поршне 6 и закрывает
проход воздуха в атмосферу, а впускной клапан
10 отрывается от своего седла в корпусе и открывает проход воздуха в
полость Г над разгрузочным поршнем 12.
Под действием сжатого воздуха разгрузочный поршень перемещается вниз и
перемещает шток с клапаном
1. Последний отрывается от седла 13 и соединяет ввод IV регулятора с
атмосферным выводом III. Вследствие этого воздух из компрессора выходит
в атмосферу вместе со скопившимся над клапаном 1 конденсатом.
При этом давление в каналах 11 и 8 падает, обратный клапан 9 под
действием разности давлений и пружины закрывается, предотвращая выпуск
воздуха из пневмопривода в атмосферу. Таким образом, компрессор работает
в разгруженном состоянии без противодавления.
При расходовании воздуха из привода и падении до заданного уровня
давления в выходе II ив полости В поршень 6 под действием пружины 5
перемещается вниз. Впускной клапан 10 под действием пружины садится на
свое седло в корпусе и пе-рекрывает проход сжатому воздуху в полость Г,
а впускной клапан 4 отрывается от своего седла в поршне
6 и сообщает полость Г с атмосферой. Разгрузочный поршень 12 под
действием своей пружины поднимается вверх и клапан 1 прижимается к седлу
13, разобщая выводы III и IV. Сжатый воздух снова начинает проходить в
пневмопривод автомобиля.
Для регулирования давления включения регулятора служит винт в верхней
крышке, с помощью которого изменяется преднатяг уравновешивающий пружины
5.
Разгрузочный клапан 1 играет роль также предохранительного клапана. Если
регулятор давления не срабатывает при заданном давлении (например,
вследствие загрязнения фильтра 2, забивания одного из каналов
посторонними частицами, деформации корпуса и т. д.), то при достижении
определенного давления клапан 1 открывается, преодолев сопротивление
своей пружины. При этом ввод IV сообщается с выводом III и сжатый воздух
от компрессора выходит в атмосферу. Обратный клапан 9 закрывается,
отделяя пневмопривод автомобиля. Давление открытия разгрузочного клапана
1 регулируется изменением числа прокладок, устанавливаемых под его
пружину.
Для отбора сжатого воздуха из компрессора (например, для накачивания
шин) нужно отвернуть колпачок 15 и навернуть на штуцер клапана 14
наконечник шланга отбора воздуха. Перед отбором сжатого воздуха давление
в пневмоприводе нужно понизить до давления включения регулятора, так как
в разгруженном положении (во время выпуска воздуха в атмосферу) отбор
воздуха невозможен.
Для присоединения специального оборудования с пневматическим приводом
имеется резьбовое отверстие, закрытое пробкой 3.