Схема пневматического тормозного привода дизельных автомобиля ЗИЛ-133
Принципиальная схема пневматического тормозного привода автомобилей
ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ приведена на рис. 11.4 в начале книги на форзаце. При
этом на схеме приняты следующие обозначения:
1 — к посторонним (нетормозным) потребителям; II - в атмосферу; 1
—компрессор; 2—кран аварийного растормажнвания пружинных
энергоаккумуляторов; 3 — манометры; 4, 8 — тормозные камеры передних
колес; 5 — кран вспомогательной тормозной системы; 6, 53 —
пневмоэлектриче-ские датчики включения сигнала торможения; 7, 26, 32,
33, 36 — пневмоэлектрические датчики падения давления; 9— регулятор
давления; 10 — двойной защитный клапан: 11 — пневматический цилиндр
выключения топливного насоса; 12 — пневматический цилиндр привода
заслонки вспомогательного тормоза; 13, 18, 40, 48, 55 — клапаны
контрольного вывода; 14 — клапан ограничения давления; 15 —
двухсекционный тормозной кран рабочей тормозной системы; 16 — тройной
защитный клапан; 17 — предохранитель против замерзания; 19, 20, 21, 27,
28, 37, 43 —- краны слива конденсата; 22, 24, 29 — воздушные баллоны
рабочей тормозной системы; 23 — ручной кран стояночной тормозной
системы; 25 — конденсационный воздушный баллон; 30, 41 — воздушные
баллоны стояночной и запасной тормозных систем; 31,
38, 51, 56 — пружинные энергоаккумуляторы стояночной и запасной
тормозных систем; 34, 42 — двухмагистральные клапаны; 35 — одинарный
защитный клапан;
39, 45, 46, 50 — тормозные камеры колес задней тележки; 44 —
ускорительный клапан; 47 — воздушный баллон вспомогательной тормозной
системы; 49 — клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным
приводом; 52 — клапан управления тормозами прицепа с однопроводным
приводом; 54 -— регулятор тормозных сил; 58 — соединительные головки
типа «Палм» (правая и левая) и типа А.
Источником сжатого воздуха в приводе является компрессор 1. Компрессор,
регулятор 9 давления, предохранитель 17 против замерзания конденсата в
сжатом воздухе и конденсационный воздушный баллон 25 составляют питающую
часть привода, из которой очищенный сжатый воздух под заданным давлением
подается в необходимом количестве в остальные части пневматического
тормозного привода и к другим потребителям сжатого воздуха.
Пневматический тормозной привод разбит на автономные контуры, отделенные
друг от друга защитными клапанами. Каждый контур действует независимо от
других контуров, в том числе и при возникновении неисправности. Контур
обычно состоит из части защитного клапана, воздушного баллона, органа
управления, аппаратов для регулирования давления, исполнительных органов
и коммуникаций (трубопроводов и шлангов). Пневматический тормозной
привод автомобилей ЗИЛ-133ГЯ и -133ВЯ включает 5 контуров, разделенных
одним двойным и одним тройным защитными клапанами.
Контур I привода рабочей тормозной системы (привод передних тормозов)
включает в себя: часть тройного защитного клапана 16, воздушный баллон
24 емкостью 20 л с краном 20 слива конденсата; пневмоэлектри-ческий
выключатель 7 сигнальной лампы на панели приборов; манометр 3; нижнюю
секцию двухсекционного тормозного крана 15; клапан 13 контрольного
вывода; клапан 14 ограничения давления; две тормозные камеры 4 и 8
колесных тормозных механизмов; трубопроводы и шланги между названными
аппаратами. Кроме того, в контур I входит трубопровод от нижней секции
тормозного крана 15 к клапану 49 управления тормозами прицепа с
двухпроводным приводом.
Контур II привода рабочей тормозной системы (привод тормозов задней
тележки) включает в себя: часть тройного клапана 16; два воздушных
баллона 22 и 29 суммарной емкостью 40 л с кранами слива конденсата и
пневмоэлектрическими выключателем 36 сигнальной лампы на панели
приборов; манометр 3; часть двухмагистрального клапана 42; верхнюю
секцию двухсекционного тормозного крана 15; клапан 55 контрольного
вывода; автоматический регулятор 54 тормозных сил с упругим элементом,
соединяющим регулятор с штангой,
закрепленной на балках задней тележки автомобиля; четыре тормозных
камеры 39, 45, 46 и 50 тормозных механизмов задней тележки
(промежуточного и заднего мостов); трубопроводы и шланги между
названными аппаратами. В контур II входит также трубопровод от верхней
секции тормозного крана 15 к клапану 49 управления тормозами прицепа с
двухпроводным приводом.
В контур III привода запасной и стояночной тормозных систем входят:
часть двухмагистрального клапана 10; два воздушных баллона 30 и 41;
ручной тормозной кран 23; ускорительный клапан 44; часть двух
двухмагистральных клапанов 34 и 42; четыре пружинных энергоаккуму-
лятора 31, 38, 51 и 56 тормозных камер; два пневмоэлектрических
выключателя 32 и 33 сигнальных ламп на панели приборов; два клапана 40 и
48 контрольного вывода; трубопроводы между названными аппаратами. В
контур III входит также управление пневматическим тормозным приводом
прицепа (полуприцепа), состоящее из клапанов 52 и 49 управления
тормозами прицепа соответственно с однопроводным и двухпроводным
приводом, одинарного защитного клапана 35, трех соединительных головок
58 (одной типа А однопроводного привода тормозов прицепа и двух
автоматических типа «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа),
пневмоэлектрического выключателя 53 ламп сигнала торможения,
пневмоэлектрического выключателя 26 сигнальной лампы на панели приборов,
трубопроводов и шлангов между названными приборами.
Следует отметить, что пневмоэлек-трический выключатель 53 в контуре III
установлен таким образом, что он обеспечивает включение ламп сигнала
торможения при торможении не только запасной (стояночной) тормозной
системой, но и рабочей, причем даже в случае выхода из строя одного из
контуров последней.
Контур IV привода вспомогательной тормозной системы и посторон-7*
них (нетормозных) потребителей сжатого воздуха состоит из части двойного
защитного клапана 10, воздушного баллона 47 емкостью 20 л с краном 43
слива конденсата; пневматического крана 5, цилиндра 12 привода заслонки
вспомогательного тормоза, цилиндра 11 привода выключения подачи топлива,
пневмоэлектрического выключателя 6 ламп сигнала торможения,
трубопроводов и шлангов между названными аппаратами. Из баллона 47
сжатый воздух поступает также к стеклоочистителям, пневмосигналу,
пневмогид-равлическому усилителю сцепления и к управлению агрегатами
трансмиссии.
Контур V привода аварийного рас-тормаживания пружинных
энергоаккумуляторов не имеет своего воздушного баллона. Контур включает
в себя часть тройного защитного клапана 16, пневматический кран 2, часть
двухмагистрального перепускного клапана 34, соединяющие трубопроводы и
шланги.
Пневматические тормозные приводы тягача и прицепа соединяются тремя
магистралями — магистралью однопроводного привода, питающей и
управляющей (тормозной) магистралями двухпроводного привода. На
седельных тягачах ЗИЛ-133ВЯ соединительные головки 58 находятся на
концах трех длинных гибких шлангов, закрепленных на шасси автомобиля. На
бортовых автомобилях ЗИЛ-133ГЯ эти головки установлены на задней
поперечине рамы.
На автомобилях ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ имеются следующие органы управления
пневматическим тормозным приводом;
тормозная педаль (на полу кабины) привода рабочей тормозной системы,
связанная при помощи тяг и рычагов с двухсекционным тормозным краном 15;
тормозной кран 23 обратного действия с ручным управлением (из кабины)
привода стояночной и запасной тормозных систем;
пневматический кран 5 с кнопочным управлением привода вспомогательной
тормозной системы, установленный на полу кабины под рулевой колонкой;
пневматический кран 2 с кнопочным управлением аварийного
рас-тормаживания, установленный слева от рулевой колонки на внутренней
панели щитка передка кабины под щитком приборов;
винтовые устройства механического аварийного растормаживания пружинных
энергоаккумуляторов, имеющиеся на каждом энергоаккумуляторе;
На автомобиле и прицепе (полуприцепе) головки однопроводного привода
покрашены в черный цвет, головки питающей магистрали двухпроводного
привода — в красный, управляющий магистрали двухпроводного привода — в
голубой. Черные головки на бортовых тягачах ЗИЛ-133ГЯ находятся
посередине, красные, — справа, а голубые — слева от черных.
Для наблюдения за работой пневматического тормозного привода и
своевременной сигнализации о возникающих неисправностях имеется 4
сигнальных лампы «1»—«4» и одна контрольная «Р» на щитке приборов, 2
манометра 3 на щитке приборов, показывающие давление сжатого воздуха в
воздушных баллонах пневматического привода рабочей тормозной системы,
зуммер в кабине, включенный параллельно с сигнальными лампами «1»—«4».
Зуммер сигнализирует об аварийном падении давления сжатого воздуха в
воздушных баллонах любого контура тормозного привода. Лампы
сигнализируют об аварийном падении давления сжатого воздуха: «1» — в
воздушном баллоне 24 контура I привода тормозов передней оси; «2» — в
воздушных баллонах 22 и 29 контура II рабочих тормозов задней тележки;
«3» — в воздушных баллонах 30 и 41 контура III привода стояночной и
запасной тормозных систем, а также привода прицепа; «4» — в воздушном
баллоне 47 контура IV привода вспомогательной тормозной системы и
дополнительных потребителей сжатого воздуха. Лампа «Р» сигнализирует о
том, что автомобиль заторможен стояночным тормозом (пружинными
энергоаккумуляторами).