ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-133
Техническое обслуживание рулевого управления проводят с той же
периодичностью, что и автомобиля в целом. Пробег автомобиля между
отдельными видами технического обслуживания приведен в Инструкции по
эксплуатации автомобиля.
Ежедневное обслуживание (ЕО)
При работающем двигателе определяют свободный ход рулевого колеса,
установив прямо передние колеса и покачивая рулевое колесо в ту и другую
сторону до начала их поворота. Свободный ход рулевого колеса не должен
превышать 25°. У нового автомобиля свободный ход равен 15°. При
неработающем двигателе свободный ход превышает эти величины и не
контролируется. Определение причин увеличенного свободного хода и
возможные регулировки приведены в разделе «Проверка и регулировка
рулевого управления».
Проверяют, нет ли подтеканий масла в системе гидроусилителя.
Оценивают работу рулевого управления при движении автомобиля.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) рулевого
управления автомобиля ЗИЛ-133
При ТО-1, кроме работ ЕО, проверяют следующее: затяжку контргайки
регулировочного винта вала сошки, не нарушая положения винта; момент
затяжки должен быть 4—4,5 кгс • м;
крепление болта клеммового соединения сошки с шаровым пальцем при первых
ТО-1 и ТО-2, а затем через одно ТО-2; момент затяжки 8— 10 кгс*м;
затяжку клиньев карданного вала рулевого управления и наличие шплинтов
на клиньях над гайками; момент затяжки 1,4—1,7 кгс • м;
шплинтовку гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных кулаков;
зазоры в шарнирах рулевых тяг. Для регулировки шарниров продольной
рулевой тяги расшплинтовывают регулировочные пробки 13 (см. рис. 10.1),
затягивают их до упора (момент затяжки 4—5 кгс • м), затем отпускают до
первого возможного положения для шплинтовки, но не менее чем на 1/1
оборота и зашплинтовывают. При правильной регулировке момент поворота
шаровых пальцев не должен превышать 3 кгс • м. Полное устранение зазоров
в шарнирах не допускается, так как может привести к поломке шарового
пальца или тяги вследствие заклинивания шарнира. При появлении
чрезмерных зазоров в шарнирах поперечной рулевой тяги изношенные детали
заменяют;
натяжение приводного ремня насоса гидроусилителя руля у автомобилей с
карбюраторным двигателем; при нормальном натяжении прогиб ремня между
шкивами вентилятора и насоса под действием усилия 4 кгс должен быть 8—14
мм (см. рис. 4.9);
укладку шлангов системы гидро-усилителя руля; если шланг высокого
давления касается ребер жесткости картера рулевого механизма, то немного
поворачивают шланг, освободив штуцер крепления его к насосу; если шланг
низкого давления касается трубки наконечника шланга высокого давления,
то поворачивают угольник 18 (см. рис. 10.3) низкого давления, освободив
для этого болт
17 крепления его к рулевому механизму. Скручивание шлангов недопустимо;
уровень масла в бачке насоса гидроусилителя руля при работе двигателя на
холостом ходу. В случае необходимости доливают масло, для чего:
устанавливают передние колеса прямо и тщательно очищают от грязи и
промывают бензином крышку 4 (см. рис. 10.5) бачка насоса или крышку
5 (см. рис. 10.6) маслоналивной горловины у автомобилей с дизельным
двигателем;
снимают крышку бачка у автомобилей с бензиновым двигателем, отвернув
гайку-барашек 2 (см. рис. 10.5) и соблюдая осторожность, чтобы не
повредить резиновое уплотнительное кольцо / шпильки и прокладку 7
крышки. Масло доливают до появления его над сеткой заливного фильтра 6
(полного покрытия сетки не требуется). Марки масла и возможных
заменителей приведены в разделе «Сезонное обслуживание»;
снимают крышку маслоналивной горловины бачка у автомобилей с дизельным
двигателем и проверяют уровень масла по щупу 7 (см. рис. 10.6). Масло
доливают так, чтобы его уровень был между метками
на щупе. Закрывают крышку маслоналивной горловины;
промывают у автомобилей с карбюраторным двигателем уплотнительное кольцо
1 (см. рис. 10.5) и шайбу 3. После установки на место всех деталей
затягивают гайку-барашек.
Предупреждение. Гайку-барашек затягивают только от руки, чтобы избежать
прогиба коллектора 13. В случае течи масла проверяют качество и
правильность установки прокладки крышки.
При ТО-1 смазывают шарниры рулевых тяг и шкворни поворотных кулаков
через 4 пресс-масленки до выдавливания свежей смазки; в качестве смазки
применяют пресс-солидол Ж или солидол Ж, пресс-солидол С или солидол С.