Возможные неисправности шин и колес автомобиля
ЗИЛ-133
Неисправности шин и колес могут возникать в результате нарушения правил
эксплуатации, нарушения регулировок и неосторожной езды.
К наиболее серьезным неисправностям, связанным с нарушением правил
эксплуатации и приводящим, как правило, к полному выходу из строя
покрышек, относятся: кольцевой разрыв каркаса по боковине шины в
результате движения на перегруженных шинах; продольный разрыв каркаса по
беговой части покрышки вследствие перегрева шины из-за движения в жаркую
погоду с большой скоростью на перегруженных шинах; разрыв и
разлохмачивание нитей корда на внутренней стороне боковины в результате
длительного движения с пониженным против нормы внутренним давлением
воздуха в шинах; расслоение каркаса вследствие движения на почти
спущенных шинах; перетирание боковин покрышек по окружности из-за
недостаточного зазора между сдвоенными колесами (вследствие длительного
движения с пониженным давлением воздуха в шинах против нормы или биения
колес из-за слабой затяжки колесных гаек); разрыв проволочного кольца
борта покрышки из-за неправильного проведения демонтажно-монтажных работ
и использования неисправного монтажного инструмента. Перечисленные
неисправности покрышек устраняются только их заменой.
К неисправности, которая устраняется доведением до нормы внутреннего
давления воздуха в шине, относится интенсивный износ протектора в
средней части (возникающий вследствие эксплуатации шин с повышенным
против нормы внутренним давлением) или по бокам (в результате
эксплуатации с пониженным давлением).
Наиболее серьезными повреждениями камер и ободных лент являются;
перетирание стенок камеры из-за применения камеры большего размера;
склеивание камеры с каркасом покрышки в результате установки камеры в
покрышку без применения талька и вследствие перегрева шины при
длительном движении с высокой скоростью с перегрузкой или пониженным
против нормы внутрен-
ним давлением воздуха в шине; отрыв вентиля камеры и разрыв отверстия
под вентиль в ободной ленте в результате проворачивания шины
относительно обода колеса при пониженном против нормы внутреннем
давлении воздуха в шине.
Типичные неисправности колес — появление трещин и разрушение дисков в
результате перегрузки колес, а также разработка шпилечных отверстий в
результате слабой затяжки колесных гаек.
Перечисленные неисправности камер, ободных лент и колес устраняются их
заменой.
К неисправностям, вызываемым на-рушением регулировок, относятся-'
пятнистый износ протектора в результате нарушения регулировки
подшипников ступиц колес или износа этих подшипников, шкворней, втулок
поворотных кулаков, шарниров рулевых тяг или нарушения балансировки
колес в сборе с шинами; неравномерный износ протектора в результате
неодновременного срабатывания колесных тормозов; односторонний износ
протектора шин передних колес вследствие деформации деталей рулевой
трапеции и нарушения развала колес; преждевременный износ протектора шин
передних колес по причине нарушения схождения колес.
Перечисленные неисправности устраняются регулировкой или заменой
изношенных подшипников ступиц колес, заменой шкворней и втулок
поворотных кулаков, а также шаровых пальцев и сухарей шарниров рулевых
тяг. Колесо, имеющее повышенный дисбаланс, должно быть сначала очищено
от грязи и только после этого проверено и при необходимости
отбалансировано. Колесные тормоза должны обеспечивать одновременное
срабатывание тормозов всех колес. Схождение колес восстанавливается
правкой или заменой дефектных деталей с последующей регулировкой. Развал
колес восстанавливается заменой шкворней или втулок поворотных кулаков.
К неисправностям, вызываемым неосторожной ездой, относятся:
крестообразный разрыв каркаса в результате удара шины о дорожное
препятствие при движении с большой скоростью; внутренний или наружный
разрыв каркаса над ободом вследствие защемления покрышки между ободом и
дорожным препятствием, например, камнем или краем тротуара; местные
отрывы и отслоения протектора от каркаса из-за движения с большой
скоростью при переезде через железнодорожные пути, глубокие колеи и ямы,
а также из-за резких поворотов и торможений; прокол или пробой камеры
вследствие наезда колесом на острый предмет.
Неисправности, связанные с нарушением целостности каркаса, как правило,
устраняются заменой покрышки. Дефекты протектора восстанавливаются
наваркой на покрышку нового протектора, а камеры — вулканизацией.