Амортизаторы предназначены для гашения колебаний подвески, возникающих
от неровностей дороги при движении автомобиля. Это улучшает плавность
хода автомобиля и его управляемость, а также увеличивает срок службы
рессор.
Действие гидравлического амортизатора основано на создании
гидравлического сопротивления при прохождении жидкости через отверстия
малого сечения как при ходе сжатия подвески, так и при ходе отдачи.
Наибольшее сопротивление амортизатор создает при своем растяжении, т.е.
при ходе отдачи, когда неподрессоренная часть автомобиля (мосты с
колесами) удаляется от подрессоренной (рамы с установленными на ней
узлами и агрегатами).
На автомобилях семейства ЗИЛ-133 передняя подвеска (см. рис. 8.1)
снабжена двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами
двустороннего действия. Амортизатор нижней проушиной через резиновые
втулки 9. опирающиеся на плоские шайбы, закрепляется с помощью гайки с
пружинной шайбой на пальце 8, установленном в гнезде подкладки рессоры,
а верхней проушиной через такие же втулки закрепляется на таком же
пальце, установленном в гнезде кронштейна, который закреплен на раме
автомобиля.
Гидравлический телескопический амортизатор (рис. 8.2) состоит из
следующих основных частей: резервуара 14; рабочего цилиндра 15; поршня 9
со штоком 16: клапана отдачи, установленного в поршне 9; клапана сжатия,
установленного в нижней части рабочего цилиндра, перепускных клапанов,
установленных как в поршне, так
и б нижней части рабочего цилиндра; направляющей 17
штока; узла уплотнения штока и защитного кожуха 13.
Резервуар 14 жестко соединен с нижней проушиной 1, которая замыкает
полость резервуара снизу. Сверху полость резервуара замыкается
направляющей 17 штока и уплотняется сальником 29, поджимаемым через
обойму 19 гайкой 23, ввернутой в резервуар. Шток с поршнем 9 и защитный
кожух 13 жестко соединены с верхней проушиной 20.
Полость рабочего цилиндра 15 снизу замыкается запрессованным в него
корпусом 38 клапана сжатия, а сверху — направляющей 17 штока и
уплотняется установленным в направляющей кольцом 18. Направляющая штока
имеет отверстия А, через которые полость резервуара 14 сообщается с
полостью над предохранительным кольцом 18 направляющей штока. Через эти
отверстия рабочая жидкость, просочившаяся через предохранительное
кольцо, стекает в полость резервуара. Рабочий цилиндр, установленный в
резервуар, опирается на внутренние выступы нижней проушины.
Уплотнение штока осуществляется с помощью многокромочной манжеты 26.
которая через тарелку 27 поджимается пружиной 28. опирающейся на
направляющую штока.
Защита от грязи осуществляется установкой грязезащитной манжеты 21 и
сальника 25, между которыми установлена разделительная шайба 24.
Грязезащитная манжета и сальник через обойму 22 грязезащитной манжеты
поджимаются гайкой 23 резервуара. Манжеты 21 к 26 — резиновые, сальник
25 — войлочный.
Поршень 9 уплотняется в рабочем цилиндре кольцом 31. Поршень
используется для установки на нем перепускного клапана и клапана отдачи
и имеет отверстия Б и Д, расположенные соответственно на большом и малом
диаметрах.
Перепускной клапан состоит из тарелки 30. закрывающей сверху отверстия
Б, пружины 11 и ограничительной тарелки 12. Перепускной клапан,
установленный на поршне, служит для пропуска рабочей жидкости из полости
под поршнем в полость над поршнем при ходе поршня вниз.
Клапан отдачи состоит из дроссельного диска 10 клапана и диска 32
клапана, которые закрывают снизу отверстия Д, тарелки 33
пружины 35, регулировочной шайбы 36, гайки 8
и шайбы 34. Клапан отдачи служит для пропуска рабочей жидкости из
полости над поршнем в полость под поршнем при ходе поршня вверх.
Корпус 38 клапана сжатия используется для установки на нем с помощью
стержня 7 перепускного клапана н клапана сжатия и так же, как поршень 9,
имеет отверстия В и Г, расположенные соответственно на большом и малом
диаметрах.
Перепускной клапан состоит из тарелки 37 клапана,
закрывающей сверху отверстия В. пружины 5 и ограничительной тарелки 6.
Перепускной клапан, установленный на корпусе клапана сжатия, служит для
пропуска рабочей жидкости из резервуара в полость под поршнем при ходе
поршня вверх.
Клапан сжатия состоит из дроссельного диска 39 клапана и диска 4.
которые закрывают отверстия Г. шайбы 41. тарелки 40, пружины 3,
регулировочной шайбы 42 и гайки 2. Клапан сжатия служит для пропуска
рабочей жидкости из полости под поршнем в резервуар при ходе поршня
вниз.
Жесткость пружин 35 и 3 определяет усилие, развиваемое амортизатором
соответственно при ходах отдачи и сжатия, а размер вырезов на
дроссельных дисках — характер изменения усилия.
При перемещении поршня вверх объем жидкости, вытесняемой из полости над
поршнем, оказывается меньше объема, освобождаемого в полости под
поршнем, на величину объема штока, вышедшего из рабочего цилиндра.
Создающееся при этом в полости под поршнем разрежение устраняется
срабатыванием перепускного клапана, установленного в корпусе 38 клапана
сжатия.
При перемещении поршня вниз жидкость из полости под поршнем вытесняется
через перепускной клапан, а избыток ее, равный объему штока, вошедшего в
рабочий цилиндр, вытесняется через клапан сжатия в резервуар.