Глава 5 Карданная передача автомобиля ЗИЛ-133Г2

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

 

Глава 5 Карданная передача автомобиля ЗИЛ-133Г2

 

 

 

 Устройство карданной передачи

На автомобилях семейства ЗИЛ-133 применена проходная карданная передача (рис. 5.1), позволяющая осуществлять привод двух ведущих мостов от одного выходного вала коробки передач. Конструкция карданной передачи автомобилей семейства одинакова. Она включает карданные валы, промежуточные опоры, карданные шарниры и шлицевые соединения. Отличия заключаются в числе и длине карданных валов, числе и конструкции промежуточных опор, размере труб карданных валов и размере шарниров.

Все карданные валы автомобиля ЗИЛ-133Г2 имеют наружный диаметр трубы 77 мм, т. е. как на автомобиле ЗИЛ-130, а карданные шарниры, кроме карданного вала привода заднего моста, — взаимозаменяемые с шарнирами автомобиля ЗИЛ-130.
Карданные валы автомобилей ЗИЛ-133ГЯ и ЗИЛ-133ВЯ, кроме карданного вала привода заднего моста, имеют трубу с наружным диаметром 89 мм, применяемую на автомобиле ЗИЛ-131, а карданные шарниры, взаимозаменяемые с шарнирами автомобиля ЗИЛ-131.

Карданный вал привода заднего моста одинаков для всех автомобилей семейства. Вилки шарниров имеют удлиненные ушки и допускают работу при больших углах, возникающих при взаимном перемещении промежуточного и заднего ведущих мостов. Фланец-вилка шарниров этих валов такая же, как на автомобиле ЗИЛ-157КД, а крестовина, как на автомобиле ЗИЛ-130.

Промежуточная опора промежуточного карданного вала 4 автомобиля ЗИЛ-133 Г2 полностью унифицирована с промежуточной опорой автомобиля ЗИЛ-130, а опора основного карданного вала 2отличается только тем, что наружное кольцо заменено упорной втулкой. Промежуточные опоры карданных валов автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ одинаковы.

Основные карданные валы всех автомобилей состоят из тонкостенной трубы с приваренными к ней с одной стороны вилкой для установки крестовины карданного шарнира, а с другой — шлицевым концом для установки фланца крепления карданного вала и промежуточной опоры (рис. 5.2).

 

 

 

 

Рис. 5.1. Карданная передача: а — автомобиля ЗИЛ-13ЗГ2; б-—автомобилей ЗИЛ-133ВЯ, -133ВЯ;

1 — коробка передач; 2— основной карданный вал; 3 — промежуточная опора: 4 — промежуточный карданный вал; 5 — карданный вал промежуточного моста; 6 — промежуточный мост; 7 —карданный вал заднего моста; 8- задний мост

 

 

 

 



Карданные валы привода мостов (рис. 5.3), кроме карданного вала привода промежуточного моста автомобиля ЭИЛ-133Г2, и промежуточный карданный вал автомобиля ЭИЛ-133Г2 отличаются от основного „карданного вала тем, что у них вместо шлицевого конца приварена шлицевая втулка, образующая вместе с входящей в нее скользящей шлицевой вилкой шарнира подвижное телескопическое соединение. Карданный вал привода промежуточного моста автомобиля ЭИЛ-133Г2 телескопического соединения не имеет. Основной карданный вал и карданный вал привода промежуточного моста автомобиля ЗИЛ-133ВЯ короче аналогичных валов автомобиля ЗИЛ-133ГЯ-

Карданные шарниры состоят из неподвижной или скользящей вилки и фланца-вилки, соединенных между собой крестовиной, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.

Особенностью конструкции шарнира является наличие комплексного уплотнения, состоящего из однокромочной резиновой самоподвижной манжеты 18 (см. рис. 5.3) радиального уплотнения, вмонтированной в обойму подшипника, и двухкромочной резиновой манжеты 17 торцевого уплотнения, установленной на шипе крестовины. В подшипниках крестовины имеется постоянный запас смазки, не требующий пополнения в процессе эксплуатации. В связи с этим на крестовинах отсутствуют масленки.

В подшипники крестовин при сборке на заводе закладывается консистентная смазка марки 158 в строго дозированном количестве: 1,3 г в каждое отверстие шипа и 4 г в каждый подшипник крестовины всех карданных валов, кроме основного и привода промежуточного моста автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ, для шарниров которых в каждое отверстие шипа закладывается 4 г и в подшипник 4,5 г смазки.

Подшипники крестовин удерживаются в ушках вилок с помощью опорных пластин 15, закрепляемых болтами. Последние стопорятся отгибом усиков стопорных пластин 16.

Шлицевые соединения карданных валов герметизированы заглушкой 6, резиновым 9 и войлочным 11 кольцами. В полость между уплотнителями закладывается консистентная смазка Литол-24 в строго определенном количестве — 240 г для всех шлицевых соединений, кроме шлицевого соединения карданного вала привода промежуточного моста, в которое закладывается 460 г смазки.

Промежуточная опора (см. рис. 5.2) карданного вала выполнена с одним подшипником качения, установленным в резиновой подушке и уплотненным с двух сторон сальниками (манжетами), защищенными грязеотражателями. Полость между сальниками через пресс-масленку заполняется консистентной смазкой. Подшипник вместе с резиновой подушкой и уплотнителями установлен в кронштейне опоры, который крепится болтами к специальному кронштейну поперечины рамы автомобиля.

Карданные валы динамически отбалансированы. Для отметки взаимного расположения деталей отбалансированного карданного вала, имеющего шлицевое соединение, на них наносятся стрелки: одна на скользящей вилке, другая — на шлицевой втулке (см. рис. 5.3).

Устранение дисбаланса карданных валов производится балансировочными пластинами 4, привариваемыми на одном из концов карданного вала — на трубе или на шлицевой втулке. Допустимый дисбаланс основного карданного вала и вала привода среднего моста автомобилей ЭИЛ-133ГЯ, -133ВЯ — 100 гс • см, а остальных карданных валов автомобилей семейства —70 гс • см.

 

 

 

 

 

Рис. 5.2. Промежуточные опоры карданных валов:
а — автомобиля ЗИЛ-133Г2; б— автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ; 1 — карданный вал; 2 - втулка сальника; 3 — сальник: 4 - грязеотражатель;
5 — корпус подшипника; 6 подушка опоры; 7 -подшипник опоры; 8 фланец; 9 шайба; 10 — гайка; 11 — шплинт; 12 - упорная втулка; 13 — масленка; 14 - - кронштейн креплений опоры; 15 -хомут крепления подушки

 

 

 

 

 

Рис. 5.3. Карданный вал промежуточного и заднего мостов:
1—фланец-вилка; 2 — крестовина; 3— скользящая вилка; 4— балансировочные пластины; 5 — труба карданного вала; 6 — заглушка; 7— шлицевая втулка; 8— разрезная шайба резинового кольца; 9 — резиновое кольцо; 10, 12 — разрезные шайбы войлочного кольца; 11 — войлочное кольцо; 13 — гайка сальника; 14 — подшипник шипа крестовины; 15 — опорная пластина; 16 — стопорная пластина; 17 — торцовое уплотнение подшипника; 18 — радиальное уплотнение подшипника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..