Сборка и установка коленчатого вала двигателя
автомобиля ЗИЛ-133Г2
После очистки полости грязесборников
закрываются пробками. Допускается выступление пробки над плоскостью
торца щеки коленчатого
вала не более чем на высоту фаски. Пробки не должны
перекрывать масляные каналы в щеках коленчатого вала. Пробки
затягиваются моментом не менее 3 кгс • м. Если коленчатый вал разбирался
полностью, то устанавливают сегментную шпонку, упорную шайбу и шестерню.
Метка на шестерне должна быть со стороны носка коленчатого вала.
При установке маховика необходимо следить, чтобы последний был плотно
прижат к фланцу коленчатого вала. Щуп 0,05 мм не должен проходить между
торцами маховика и фланца. Установка сальника заднего коренного
подшипника в соответствующие гнезда блока цилиндров и крышки
производится с помощью специальной оправки. Выступающие над плоскостью
стыка концы набивки аккуратно срезаются. Попадание концов набивки между
поверхностями стыка блока и крышки подшипника недопустимо.
Перед установкой вкладышей необходимо тщательно протереть постели под
вкладыши в блоке и крышках, а также сами крышки. Полушайбы упорного
подшипника устанавли-
ваются в соответствующие гнезда 1-го коренного подшипника стороной, не
имеющей смазочных канавок, к блоку дилиндров. Фиксирующие выступы нижних
полушайб должны быть помещены в фиксирующие пазы крышки подшипника.
Шайбы смазываются маслом. Перед установкой вала его шейки необходимо
также тщательно протереть, а затем смазать маслом.
Крышки коренных подшипников устанавливаются в гнезда блока в
соответствии с маркировкой. Деревянные уплотнители заднего коренного
подшипника забиваются в гнезда плотно до упора. Выступающие концы
защищаются заподлицо с плоскостью стыка. Болты крышек коренных
подшипников нужно затягивать динамометрическим ключом. Перед затяжкой
болтов крепления крышки переднего коренного подшипника для обеспечения
совпадения плоскости торца крышки с плоскостью торца
блока необходимо переместить коленчатый вал назад
или вперед до упора в упорный подшипник. После затяжки коренных
подшипников крутящий момент проворачивания коленчатого вала при
номинальных зазорах должен быть не более 7 кгс • м (шатунные подшипники
не затянуты).
При установке прокладки передней крышки блока необходимо следить за тем,
чтобы концы ее вплотную доходили (или слегка выступали) до стыка блока
цилиндров с масляным картером. Передняя крышка аккуратно надевается на
носок коленчатого вала и устанавливается без перекосов на 2 фиксирующих
штифта. Затяжку болтов крепления передней крышки к блоку цилиндров
следует производить в 2 приема, обеспечив равномерную затяжку.
После установки призматической шпонки шкива на расстоянии 5— 7 мм от
торца носка коленчатого вала (с последующей проверкой названного
расстояния) затягивается храповик с предварительно подложенной фигурной
шайбой. При этом должно быть обеспечено плотное, без зазора, прижатие
шкива, шестерни и шайбы коленчатого вала. После затяжки храповика осевое
перемещение коленчатого вала в подшипниках должно быть в пределах
0,075—0,245 мм. Храповик фиксируется от самоотворачивания отгибкой
фигурной шайбы.
Сборка шатунно-поршневой группы. Поршневые пальцы подбирают к поршням и
шатунам с обеспечением минимальных зазоров, необходимых для смазки.
Зазоры выбираются с учетом коэффициентов объемного расширения материалов
поршня и пальца. Поэтому поршневой палец при комнатной температуре
устанавливается в поршень с небольшим натягом, который при работе
двигателя и нагрева деталей преобразуется в необходимый зазор.
Во избежание последующих зади-ров сопрягаемых поверхностей установка
пальца в поршень производится усилием большого пальца руки при нагреве
поршня в чистом, нейтральном масле до температуры 55° С. Па-лец не
должен выпадать из отверстий в поршне под собственным весом. Пальцы
подбирают к поршню и шатуну только из деталей одноименной группы (см.
табл. 4.2). Маркировка пальца нанесена краской в его отверстии, а у
шатуна на наружной поверхности верхней головки. Таким подбором
обеспечивают натяг между пальцем и поршнем 0,0025—0,0050 мм и зазор
между пальцем и шатуном 0,0045—0,0095 мм (при температуре 20° С).
При сборке комплекта поршень — палец — шатун для левого ряда цилиндров
метки на стержне шатуна и на днище поршня должны быть обращены в одну
сторону, а для правого — в разные. Установка поршня с с шатуном в гильзу
производится с помощью приспособления, обеспечивающего предварительное
сжатие колец. Разница по массе комплекта собираемых деталей для одного
двигателя не должна превышать 50 г.
Замки компрессионных колец следует развернуть под углом 120° друг к
другу, а замки стальных дисков маслосъемных колец — под углом 180°.
Зазоры в замках колец должны быть в пределах 0,3—0,7 мм у двух верхних
компрессионных колец и 0,30— 0,65 у нижнего компрессионного кольца.
Маслосъемное кольцо должно иметь зазор в замке 0,3—1,0 мм. У сильно
изношенных колец зазоры в замках могут достигать 5—6 мм. Метки на днище
поршней левой и правой групп цилиндров должны быть направлены к
переднему торцу блока. Поршневые кольца, шатунная шейка коленчатого вала
и вкладыши смазываются маслом. Чтобы избежать повреждения зеркала
цилиндра шатунными болтами, необходимо на их концы надеть колпачки
(отрезки шлангов) необходимого диаметра. При установке крышек шатунных
подшипников выступ на крышке и метка на стержне шатуна должны быть
обращены в одну сторону. Шатунные болты затягивают динамометрическим
ключом. При номинальных зазорах и затянутых коренных и шатунных
подшипниках крутящий момент проворачивания коленчатого вала должен
составлять не более 10 кгс • м.