Газораспределительный механизм двигателя
автомобиля ЗИЛ-133Г2
Имеет верхнее расположение клапанов с
приводом их от распределительного вала с помощью толкателей, штанг и
коромысел. Для регулировки зазора в приводе клапанов в коротком плече
коромысел установлен регулировочный винт 41 (см рис 4.4) с контргайкой.
Привод распределительного вала осуществляется от коленчатого вала парой
стальных косозубых шестерен. закрытых алюминиевой крышкой. Для
правильной взаимной установки шестерен при сборке двигателя нужно
поставить шестерню распределительного нала и шестерню коленчатого вала
таким образом, чтобы метки находились на прямой, соединяющей центры этих
шестерен.
Рис. 4.4. Детали кривошипно-шатунного и
газораспределительного механизмов:
Распределительный вал 52—стальной кованый, с закаленными кулачками,
эксцентриком и шестерней привода распределителя зажигания и масляного
насоса. Распределительный вал лежит на пяти опорах, снабженных втулками
из биметаллической ленты. Третья шейка вала и втулка имеют большую
ширину, чем остальные шейки. Пятая шейка вала, втулка и шестерня имеют
меньший диаметр, чем первые четыре шейки для того, чтобы исключить
повреждение поверхности подшипников зубьями шесгерни при установке
распределительного вала в блок цилиндров. Номинальный диаметральный
зазор в подшипниках распределительного вала равен 0,03 — 0,090 мм,
предельно допустимый 0,16 мм. Профили кулачков впускных и выпускных
клапанов одинаковы. Все кулачки по ширине шлифуются на конус, что в
сочетании со сферической рабочей поверхностью толкателя обеспечивает
вращение толкателей в гнездах блока цилиндров при работе двигателя. В
осевом направлении перемещение распределительного вала ограничивается
упорным фланцем 21, который крепится к блоку двумя болтами. Осевой люфт
распределительного вала в новом двигателе составляет 0,08-—0,208 мм. Он
определяется разницей в толщине упорного фланца и распорного кольца 20.
Предельно допустимый люфт у изношенного двигателя 0,3 мм. Ведомая
шестерня распределительного вала установлена на шпонке и удерживается на
валу с помощью гайки. От распределительного вала через фигурную шайбу 2
и валик 3, подвижный в осевом направлении, осуществляется привод
центробежного датчика ограничителя максимальной частоты вращения
коленчатого вала двигателя. Привод распределителя зажигания и масляного
насоса осуществляется от распределительного вала через шестерню на его
заднем конце.
Толкатели 42 клапанов — стальные, пустотелые. Для повышения надежности
пары кулачок-толкатель на горец направлен специальный чугун. В нижней
части толкателя предусмотрены отверстия для слива масла, попадающего
самотеком в толкатель по штанге. Толкатели к гнездам в блоке подбирают
индивидуально таким образом, чтобы под действием собственного веса они
медленно опускались в смазанном отверстии. По наружному диаметру
толкатели разбиты на 2 группы. Маркировка нанесена химическим способом
на боковой поверхности толкателя.
Штанги 43 толкателей — стальные. Концы штанг выполнены сферическими и
термически обработаны для повышения твердости трущихся поверхностей.
Коромысла 39 клапанов — стальные. В отверстии коромысла запрессована
бронзовая втулка. Короткое плечо коромысла имеет регулировочный винт 41
с контргайкой 40 для изменения и фиксации зазора между коромыслом и
стержнем клапана.
Ось 44 коромысел — стальная, пустотелая. По торцам оси установлены
заглушки 50. Ось закреплена на головке на четырех чугунных стойках 47.
Одна стойка из средних является маслоподводящей. Крайние стойки
фиксируются от смещения с помощью пустотелого штифта.
Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Для улучшения охлаждения
стержень выпускного клапана 32 заполнен натрием, который при работе
двигателя плавится и эффективно переносит тепло клапана направляющей
втулке 33, запрессованной в головку блока. Тарелки впускного и
выпускного клапанов имеют жаропрочную наплавку поверхности посадочной
уплотняющей фаски.
Для повышения срока службы выпускных клапанов последние во время работы
двигателя принудительно поворачиваются специальным механизмом.