Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы двигателя
автомобиля ЗИЛ-133
В процессе эксплуатации автомобиля нормальная работа механизмов
двигателя может быть нарушена в результате появления неисправностей
из-за несвоевременного технического обслуживания или интенсивного износа
деталей. Основными показателями неисправностей могут служить стуки при
работе двигателя и уменьшение компрессии в цилиндрах двигателя.
Стуки в двигателе возможны в результате износа деталей
кривошипношатунного и газораспределительного механизмов или неправильных
регулировок. При обнаружении стуков нужно проверить давление в системе
смазки, температурный режим двигателя и внимательно прослушать его на
разных частотах вращения. Лучше всего прослушивать двигатель при помощи
стетоскопа, который состоит из мембраны и двух трубок со слуховыми
наконечниками. Прикасаясь стетоскопом к различным точкам двигателя,
можно определить неисправность по характеру стука или шума. Для того
чтобы облегчить прослушивание двигателя и правильно определить по
характеру и силе стуков причину их возникновения, необходимо знать
некоторые звуковые оттенки стуков и соответствующие участки их
прослушивания.
Сильные металлические стуки, усиливающиеся при увеличении частоты
вращения коленчатого вала, свидетельствуют о поломке пружин клапанов или
заедании стержней клапанов. Стуки в верхней части блока цилиндров,
усиливающиеся при малой частоте вращения коленчатого вала, и слабые
стуки при большой частоте вращения могут быть вызваны задирами на
поверхностях гильз и поршней. Стуки, вызываемые увеличенными зазорами
между поршневыми пальцами и отверстиями в бобышках поршней и втулках
верхних головок шатунов и износом шатунных и коренных подшипников,
слышны при увеличении нагрузки на двигатель и при резком изменении
количества подаваемого топлива. Чистый металлический стук с высоким
тоном, прослушиваемый в зоне расположения клапанов
газораспределительного механизма и не исчезающий при любой частоте
вращения коленчатого вала, свидетельствует об увеличении зазоров между
коромыслами и клапанами от износа этих деталей или неправильной
регулировки. Иногда во время пуска двигателя, особенно в первый момент
после пуска холодного двигателя, слышен звук, напоминающий стук глиняной
посуды. С прогревом двигателя звук ослабевает или исчезает совсем. Как
правило, это свидетельствует о том, что изношены поршни и зазор между
поршнями и цилиндрами увеличен.
Компрессия (величина давления сжатия в цилиндрах двигателя) служит
показателем герметичности цилиндров двигателя и характеризует состояние
поршней, гильз цилиндров и клапанов. Компрессия определяется с помощью
специального прибора — компрессометра, состоящего из манометра, корпуса,
соединительного шланга с переходниками и клапанов: впускного и
выпускного. Компрессия проверяется после прогрева двигателя, работающего
с минимальной частотой вращения. Температура жидкости в системе
охлаждения должна быть не менее 80° С.
Для определения давления сжатия компрессометр нужно установить в головку
цилиндра вместо форсунки и зажать скобой крепления. На штуцер секции
насоса высокого давления надеть шланг из бензостойкой резины и опустить
его конец в сосуд для сбора топлива, которое будет поступать из секции
насоса при работе двигателя. Затем пустить двигатель и записать
давление, показываемое манометром прибора при минимальной частоте
вращения коленчатого вала двигателя. Аналогично замерить компрессию и в
остальных цилиндрах. При 500 об/мин у исправного двигателя компрессия
должна быть не ниже 30 кгс/см2, а разность давления в цилиндрах не
должна превышать
2 кгс/см2. При компрессии ниже нормы или разности давления в цилиндрах,
превышающей допустимую, следует обнаружить и устранить неисправности,
вызывающие падение давления.
Главным признаком недостаточной компрессии являются понижение мощности
двигателя и черный цвет отработавших газов, особенно при малой и средней
частотах вращения. Большая дымность выпуска при пониженной компрессии
возникает из-за большой утечки воздуха из цилиндра во время такта
сжатия. При этом количество воздуха, оставшегося в цилиндре, оказывается
недостаточным для полного сгорания топлива, поступающего в цилиндр
двигателя в конце такта сжатия.
Для выявления причин недостаточной компрессии следует проверить пружины
клапанов, затяжку гаек крепления головок, плотность прилегания клапанов
к седлам, состояние рабочих поверхностей клапанов и седел, движение
стержней клапанов в направляющих, зазоры между стержнем клапана и
коромыслом. Признаком потери герметичности впускных клапанов является
дымление из воздушного фильтра двигателя. Прорыв газов при повреждении
прокладок головок цилиндров можно обнаружить при тщательном осмотре
прокладок и сопрягаемых поверхностей головок и
блока цилиндров. В последнюю очередь нужно проверить состояние поршневой
группы: нет ли залегания или поломки поршневых колец. После этого
определить зазоры в замках поршневых колец, между кольцами и торцами
поршневых канавок, между поршнями и гильзами и устранить обнаруженные
неисправности.