содержание ..
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59 60
..
Управление механизмом переключения передач
автомобиля ЗИЛ-133
Осуществляется пневмомеханической системой с предварительным (преселекторным)
выбором передачи. Система (рис. 3.36) состоит из редукционного клапана
3, клапана 2 включения крана 7 управления, переключателя 6 крана и
силового цилиндра 4, поршень которого через шток воздействует на рычаг
механизма переключения передач.
Сжатый воздух из пневмосистемы автомобиля подводится к редукционному
клапану 3, отрегулированному на давление 4,2 кгс/см2. что исключает
перегрузку деталей при переключении передач. От редукционного клапана
сжатый воздух поступает к клапану 2 включения делителя, который
приводится в действие упором 1 толкателя пневмоусилителя при выключении
сцепления. В этом случае сжатый воздух через клапан включения
направляется к золотниковому крану 7 управления и далее в силовой
цилиндр. Золотник соединен тросиком с переключателем 6, установленным в
рукоятке 5 рычага коробки передач. При передвижении переключателя в
верхнее или нижнее положение трос перемещает золотник крана управления и
устанавливает его в одном из двух положений. Сжатый воздух подается в
силовой цилиндр только при полностью выключенном сцеплении, что
позволяет предварительно выбрать ту или иную передачу в делителе.
Редукционный клапан 3 представляет собой автоматический регулятор
давления диафрагменного типа. Его назначением является снижение давления
сжатого воздуха, поступающего из пневмосистемы автомобиля. Сжатый воздух
из пневмосистемы автомобиля поступает в полость А (рис. 3.37) клапана,
откуда по каналам в штоке 4 и корпусе 5 клапана направляется в полость Б
и далее через штуцер к клапану включения делителя. Одновременно сжатый
воздух по каналу подводится в полость диафрагмы 7. Впускной клапан 3 под
действием уравновешивающей пружины 10 и штока диафрагмы открыт. При
увеличении давления в полости диафрагмы выше (4,2±0,2), кгс/см2
диафрагма прогибается. Впускной клапан под действием свой пружины 2
перемещается и закрывает отверстие в седле клапана. При уменьшении
давления в полости диафрагмы шток под действием уравновешивающей
пружины отрывает впускной клапан от седла и воздух
снова начинает поступать в систему управления.
Рис. 3.36. Схема пневматической системы управления
делителем
Рис. 3.37. Редукционный клапан: 1 и 11 —
регулировочные гайки; 2 — пружина впускного клапана; 3— впускной клапан;
4— шток диафрагмы; 5 — корпус клапана; 6 — накидная гайка; 7 —диафрагма;
8— тарелка пружины; 9 — крышка; 10 — уравновешивающая пружина; А—полость
подвода воздуха; Б — полость отвода воздуха
Рис. 3.38. Клапан включения делителя:
1 — регулировочная гайка; 2 — пружина клапана-
3 — корпус; 4 — атмосферный клапан; 5 — крышка;
6 — шток; 7 — чехол; 8 — наконечник штока; 9 — упорная шайба; 10 —
пружина шока; 11 — впускной клапан; А — полость подвода воздуха; Б —
полость подвода воздуха к силовому цилиндру
Клапан 2 (см. рис. 3.36) включения делителя
представляет собой кран с механическим приводом, предназначенный для
подачи воздуха в силовой цилиндр при нажатии на педаль сцепления. Сжатый
воздух подается в полость А (рис. 3.38) от редукционного клапана. При
нажатии на педаль сцепления шток 6 под действием упора, установленного
на толкателе пневмоусилителя, перемещается и отрывает впускной клапан 11
от седла. Канал в штоке, предназначенный для выпуска воздуха в
атмосферу, при этом закрывается впускным клапаном. Сжатый воздух из
полости А поступает в полость Б и далее направляется в силовой цилиндр.
При отпускании педали сцепления шток под действием пружины 10 отходит в
первоначальное положение до упора в шайбу 9. Впускной клапан под
действием своей пружины 2 садится на седло и разобщает полости А и Б.
Воздух из силового цилиндра выходит в атмосферу через клапан 4.
Силовой цидиндр 4 (см. рис. 3.36) отлит из чугуна и состоит из корпуса 2
(рис. 3.39), цилиндра и направляющей штока 9. Цилиндр после установки
поршня закрывается крышкой 6. В корпусе просверлены каналы для подвода
воздуха в полости цилиндра и сообщения внутренних полостей корпуса с
атмосферой. С двух сторон в бобышки корпуса ввернуты регулировочные
болты 5, с помощью которых ограничивается перемещение рычага механизма
переключения передач делителя. Рычаг своим нижним концом входит в паз
штока.
Сжатый воздух поступает в полости А и Б цилиндра через кран управления,
прикрепляемый к нижнему торцу’ корпуса.
Кран 7 (см. рис. 3.36) состоит из корпуса, крышки, золотника и
направляющей золотника с тремя кольцевыми каналами, соединяющимися с
воздушными выводами крана управления. Уплотнение золотника в
направляющей осуществляется резиновыми кольцами. Движение золотника
происходит под действием переключателя, связанного с золотником тросиком.
Средний кольцевой канал направляющей золотника сообщается с выводом
крана, которому подводится сжатый воздух от клапана 2 включения
делителя; крайние кольцевые каналы сообщаются через выводы крана с
полостями А и Б (см. рис. 3.39) силового цилиндра. При переводе
переключателя 6 (см. рис. 3.36) в верхнее или нижнее положение золотник
перемещается. Проточка на золотнике при этом устанавливается против
среднего и одного из крайних кольцевых каналов и в случае выключения
сцепления сжатый воздух из клапана включения делителя поступает в
соответствующую полость силового цилиндра. Поршень
через шток воздействует на рычаг механизма переключения передачи
делителя.
Пневмомеханическая система в целом работает следующим образом: при
нажатии на педаль сцепления упор 1 толкателя открывает клапан 2
включения делителя и через него сжатый воздух поступает в ту или иную
полость силового цилиндра в зависимости от положения золотника крана 7.
Поршень силового цилиндра 4 поворачивает рычаг механизма переключения
делителя в соответствующую сторону.
Рис. 3.39. Силовой цилиндр включения делителя:
1 — сапун; 2 — корпус; 3 — люк: 4 — контргайка;
5 — регулировочный болт; 6 — крышка; 7 — поршень; 8 — жиклер; 9 — шток;
А и Б — полости подвода воздуха
содержание ..
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59 60
..
|