Управление механизмом переключения передач автомобиля ЗИЛ-133

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Управление механизмом переключения передач автомобиля ЗИЛ-133



Осуществляется пневмомеханической системой с предварительным (преселекторным) выбором передачи. Система (рис. 3.36) состоит из редукционного клапана 3, клапана 2 включения крана 7 управления, переключателя 6 крана и силового цилиндра 4, поршень которого через шток воздействует на рычаг механизма переключения передач.

Сжатый воздух из пневмосистемы автомобиля подводится к редукционному клапану 3, отрегулированному на давление 4,2 кгс/см2. что исключает перегрузку деталей при переключении передач. От редукционного клапана сжатый воздух поступает к клапану 2 включения делителя, который приводится в действие упором 1 толкателя пневмоусилителя при выключении сцепления. В этом случае сжатый воздух через клапан включения направляется к золотниковому крану 7 управления и далее в силовой цилиндр. Золотник соединен тросиком с переключателем 6, установленным в рукоятке 5 рычага коробки передач. При передвижении переключателя в верхнее или нижнее положение трос перемещает золотник крана управления и устанавливает его в одном из двух положений. Сжатый воздух подается в силовой цилиндр только при полностью выключенном сцеплении, что позволяет предварительно выбрать ту или иную передачу в делителе.

Редукционный клапан 3 представляет собой автоматический регулятор давления диафрагменного типа. Его назначением является снижение давления сжатого воздуха, поступающего из пневмосистемы автомобиля. Сжатый воздух из пневмосистемы автомобиля поступает в полость А (рис. 3.37) клапана, откуда по каналам в штоке 4 и корпусе 5 клапана направляется в полость Б и далее через штуцер к клапану включения делителя. Одновременно сжатый воздух по каналу подводится в полость диафрагмы 7. Впускной клапан 3 под действием уравновешивающей пружины 10 и штока диафрагмы открыт. При увеличении давления в полости диафрагмы выше (4,2±0,2), кгс/см2 диафрагма прогибается. Впускной клапан под действием свой пружины 2 перемещается и закрывает отверстие в седле клапана. При уменьшении давления в полости диафрагмы шток под действием уравновешивающей

пружины отрывает впускной клапан от седла и воздух снова начинает поступать в систему управления.

 

 

 

 

 

Рис. 3.36. Схема пневматической системы управления делителем

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.37. Редукционный клапан: 1 и 11 — регулировочные гайки; 2 — пружина впускного клапана; 3— впускной клапан; 4— шток диафрагмы; 5 — корпус клапана; 6 — накидная гайка; 7 —диафрагма; 8— тарелка пружины; 9 — крышка; 10 — уравновешивающая пружина; А—полость подвода воздуха; Б — полость отвода воздуха

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.38. Клапан включения делителя:

1 — регулировочная гайка; 2 — пружина клапана-
3 — корпус; 4 — атмосферный клапан; 5 — крышка;
6 — шток; 7 — чехол; 8 — наконечник штока; 9 — упорная шайба; 10 — пружина шока; 11 — впускной клапан; А — полость подвода воздуха; Б — полость подвода воздуха к силовому цилиндру

 

 

 

 

 

Клапан 2 (см. рис. 3.36) включения делителя представляет собой кран с механическим приводом, предназначенный для подачи воздуха в силовой цилиндр при нажатии на педаль сцепления. Сжатый воздух подается в полость А (рис. 3.38) от редукционного клапана. При нажатии на педаль сцепления шток 6 под действием упора, установленного на толкателе пневмоусилителя, перемещается и отрывает впускной клапан 11 от седла. Канал в штоке, предназначенный для выпуска воздуха в атмосферу, при этом закрывается впускным клапаном. Сжатый воздух из полости А поступает в полость Б и далее направляется в силовой цилиндр.

При отпускании педали сцепления шток под действием пружины 10 отходит в первоначальное положение до упора в шайбу 9. Впускной клапан под действием своей пружины 2 садится на седло и разобщает полости А и Б. Воздух из силового цилиндра выходит в атмосферу через клапан 4.

Силовой цидиндр 4 (см. рис. 3.36) отлит из чугуна и состоит из корпуса 2 (рис. 3.39), цилиндра и направляющей штока 9. Цилиндр после установки поршня закрывается крышкой 6. В корпусе просверлены каналы для подвода воздуха в полости цилиндра и сообщения внутренних полостей корпуса с атмосферой. С двух сторон в бобышки корпуса ввернуты регулировочные болты 5, с помощью которых ограничивается перемещение рычага механизма переключения передач делителя. Рычаг своим нижним концом входит в паз штока.

Сжатый воздух поступает в полости А и Б цилиндра через кран управления, прикрепляемый к нижнему торцу’ корпуса.

Кран 7 (см. рис. 3.36) состоит из корпуса, крышки, золотника и направляющей золотника с тремя кольцевыми каналами, соединяющимися с воздушными выводами крана управления. Уплотнение золотника в направляющей осуществляется резиновыми кольцами. Движение золотника происходит под действием переключателя, связанного с золотником тросиком. Средний кольцевой канал направляющей золотника сообщается с выводом крана, которому подводится сжатый воздух от клапана 2 включения делителя; крайние кольцевые каналы сообщаются через выводы крана с полостями А и Б (см. рис. 3.39) силового цилиндра. При переводе переключателя 6 (см. рис. 3.36) в верхнее или нижнее положение золотник перемещается. Проточка на золотнике при этом устанавливается против среднего и одного из крайних кольцевых каналов и в случае выключения сцепления сжатый воздух из клапана включения делителя поступает в

соответствующую полость силового цилиндра. Поршень через шток воздействует на рычаг механизма переключения передачи делителя.

Пневмомеханическая система в целом работает следующим образом: при нажатии на педаль сцепления упор 1 толкателя открывает клапан 2 включения делителя и через него сжатый воздух поступает в ту или иную полость силового цилиндра в зависимости от положения золотника крана 7. Поршень силового цилиндра 4 поворачивает рычаг механизма переключения делителя в соответствующую сторону.
 

 

 

 

Рис. 3.39. Силовой цилиндр включения делителя:
1 — сапун; 2 — корпус; 3 — люк: 4 — контргайка;
5 — регулировочный болт; 6 — крышка; 7 — поршень; 8 — жиклер; 9 — шток; А и Б — полости подвода воздуха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..