Синхронизаторы коробки передач автомобиля ЗИЛ-133

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-133

 

 

Синхронизаторы коробки передач автомобиля ЗИЛ-133

 

 

 

 Предназначены для безударного включения передач. Синхронизатор II и III передач (рис. 3.32) состоит из каретки 3, двух фрикционных конусных колец 1 и 4, восьми блокирующих пальцев 2, четырех пальцев 7 фиксаторов 6, а также шариков (фиксаторов) и пружин 5.

Каретка устанавливается на шлицах средней части ведомого вала, а ее перемещение по шлицам происходит при помощи вилки, концы которой вставлены в кольцевую канавку каретки. Внутренние шлицы каретки состоят из трех зубчатых венцов. Зубья крайних венцов имеют меньшую толщину по сравнению со средним венцом и в комплексе с зубчатыми венцами ведомого вала образуют «замок», предотвращающий самовыключение передачи на ходу автомобиля. В каретке по окружности параллельно оси просверлены восемь отверстий под блокирующие пальцы 2 и четыре— под пальцы 7 фиксаторов. Отверстия под блокирующие пальцы имеют с обеих сторон фаски с углом, равным углу фасок на средней тонкой части блокирующих пальцев средней тонкой части блокирующих пальцев. В нейтральном положении пальцы устанавливаются в отверстиях каретки с зазором. На наружные концы пальцев 2 напрессованы конусные кольца. Торцы пальцев после напрессовки колец развальцовываются.

Пальцы фиксаторов 7, установленные в отверстиях каретки между внутренними поверхностями конусных колец, имеют в средней части канавку. В нейтральном положении в эту канавку под действием пружин входят шарики фиксаторов, предотвращая самопроизвольное перемещение каретки.

На конических поверхностях колец 1 и 4 имеются винтовые канавки для удаления масла при прижатии кольца синхронизатора к конусу шестерни, а также прямоугольные канавки, предназначенные для удаления продуктов износа.

При включении передачи, например III, каретка синхронизатора под действием вилки механизма переключения передач движется влево (см. также рис. 3.31) и через пальцы фиксаторов перемещает конусное кольцо до соприкосновения с конусом шестерни III передачи. При соединении конусных поверхностей под действием силы трения шестерня блокирующих пальцев. Фаски отверстий каретки упираются в фаски блокирующих пальцев, и дальнейшее перемещение каретки прекращается. После выравнивания окружных скоростей шестерни и каретки блокирующие пальцы занимают среднее положение относительно отверстий и каретка под действием вилки механизма переключения передач перемещается в осевом направлении в сторону шестерни. При этом шарики фиксаторов устанавливаются и зубчатый венец каретки бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестер-ни III передачи. Включение II передачи происходит аналогично.

Принцип действия синхронизатора IV и V передачи не отличается от принципа действия синхронизатора II и III передачи, но конструктивно он несколько иной (рис. 3.33).

Восемь блокирующих пальцев 2 синхронизатора одновременно являются пальцами фиксаторов. В нейтральном положении сухари 5 фиксаторов под действием пружин 6 входят в канавки пальцев. Каретка
2 устанавливается на шлицах передней части ведомого вала, а ее перемещение по шлицам осуществляется вилкой, в прорези концов которой входит кольцевой диск каретки. По окружности в торце диска (каретки) просверлены 8 глухих радиальных отверстий, предназначенных для установки пружин и сухарей фиксаторов. Перпендикулярно этим отверстиям просверлены по окружности диска восемь отверстий для установки блокирующих пальцев, причем оси этих отверстий пересекаются. Отверстия под блокирующие пальцы в диске с обеих сторон имеют фаски с углом, соответствующим углу фасок блокирующих пальцев. Внутренние шлицы каретки состоят из двух зубчатых венцов, которые в комплексе с зубчатыми венцами ведомого вала образуют «замок», предотвращающий самовыключение передач на ходу автомобиля. Кроме внутренних шлицев, каретка имеет два наружных зубчатых венца. Венец меньшего диаметра соединяется с внутренним венцом ведущего вала при включении V передачи, а больший венец соединяется с внутренним венцом шестерни IV передачи.

Фрикционные кольца 1 к 4 синхронизатора имеют внутренний конус. На поверхностях конусов имеются винтовые канавки для удаления масла. После напрес-совки колец на блокирующие пальцы, последние развальцовываются.

При включении любой передачи блокирующие пальцы вначале играют роль пальцев фиксаторов и перемещают фрикционные кольца до соприкосновения с соответствующим конусом (вала или шестерни). С возникновением момента трения каретка поворачивается относительно пальцев и они начинают выполнять роль блокирующих, поскольку фаски отверстий упираются в фаски пальцев и перемещение каретки прекращается. После выравнивания окружных скоростей пальцы занимают центральное положение. Каретка под действием вилки перемещается в сторону включаемой передачи. Сухари при этом утапливаются, сжимая пружины.
 

 

 

 

 

Рис, 3.32. Синхронизатор II и III передач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..