Предназначены для безударного включения
передач. Синхронизатор II и III передач (рис. 3.32) состоит из каретки
3, двух фрикционных конусных колец 1 и 4, восьми блокирующих пальцев 2,
четырех пальцев 7 фиксаторов 6, а также шариков (фиксаторов) и пружин 5.
Каретка устанавливается на шлицах средней части ведомого вала, а ее
перемещение по шлицам происходит при помощи вилки, концы которой
вставлены в кольцевую канавку каретки. Внутренние шлицы каретки состоят
из трех зубчатых венцов. Зубья крайних венцов имеют меньшую толщину по
сравнению со средним венцом и в комплексе с зубчатыми венцами ведомого
вала образуют «замок», предотвращающий самовыключение передачи на ходу
автомобиля. В каретке по окружности параллельно оси просверлены восемь
отверстий под блокирующие пальцы 2 и четыре— под пальцы 7 фиксаторов.
Отверстия под блокирующие пальцы имеют с обеих сторон фаски с углом,
равным углу фасок на средней тонкой части блокирующих пальцев средней
тонкой части блокирующих пальцев. В нейтральном положении пальцы
устанавливаются в отверстиях каретки с зазором. На наружные концы
пальцев 2 напрессованы конусные кольца. Торцы пальцев после напрессовки
колец развальцовываются.
Пальцы фиксаторов 7, установленные в отверстиях каретки между
внутренними поверхностями конусных колец, имеют в средней части канавку.
В нейтральном положении в эту канавку под действием пружин входят шарики
фиксаторов, предотвращая самопроизвольное перемещение каретки.
На конических поверхностях колец 1 и 4 имеются винтовые канавки для
удаления масла при прижатии кольца синхронизатора к конусу шестерни, а
также прямоугольные канавки, предназначенные для удаления продуктов
износа.
При включении передачи, например III, каретка синхронизатора под
действием вилки механизма переключения передач движется влево (см. также
рис. 3.31) и через пальцы фиксаторов перемещает конусное кольцо до
соприкосновения с конусом шестерни III передачи. При соединении конусных
поверхностей под действием силы трения шестерня блокирующих пальцев.
Фаски отверстий каретки упираются в фаски блокирующих пальцев, и
дальнейшее перемещение каретки прекращается. После выравнивания окружных
скоростей шестерни и каретки блокирующие пальцы занимают среднее
положение относительно отверстий и каретка под действием вилки механизма
переключения передач перемещается в осевом направлении в сторону
шестерни. При этом шарики фиксаторов устанавливаются и зубчатый венец
каретки бесшумно входит в зацепление с зубчатым венцом шестер-ни III
передачи. Включение II передачи происходит аналогично.
Принцип действия синхронизатора IV и V передачи не отличается от
принципа действия синхронизатора II и III передачи, но конструктивно он
несколько иной (рис. 3.33).
Восемь блокирующих пальцев 2 синхронизатора одновременно являются
пальцами фиксаторов. В нейтральном положении сухари 5 фиксаторов под
действием пружин 6 входят в канавки пальцев. Каретка
2 устанавливается на шлицах передней части ведомого вала, а ее
перемещение по шлицам осуществляется вилкой, в прорези концов которой
входит кольцевой диск каретки. По окружности в торце диска (каретки)
просверлены 8 глухих радиальных отверстий, предназначенных для установки
пружин и сухарей фиксаторов. Перпендикулярно этим отверстиям просверлены
по окружности диска восемь отверстий для установки блокирующих пальцев,
причем оси этих отверстий пересекаются. Отверстия под блокирующие пальцы
в диске с обеих сторон имеют фаски с углом, соответствующим углу фасок
блокирующих пальцев. Внутренние шлицы каретки состоят из двух зубчатых
венцов, которые в комплексе с зубчатыми венцами ведомого вала образуют
«замок», предотвращающий самовыключение передач на ходу автомобиля.
Кроме внутренних шлицев, каретка имеет два наружных зубчатых венца.
Венец меньшего диаметра соединяется с внутренним венцом ведущего вала
при включении V передачи, а больший венец соединяется с внутренним
венцом шестерни IV передачи.
Фрикционные кольца 1 к 4 синхронизатора имеют внутренний конус. На
поверхностях конусов имеются винтовые канавки для удаления масла. После
напрес-совки колец на блокирующие пальцы, последние развальцовываются.
При включении любой передачи блокирующие пальцы вначале играют роль
пальцев фиксаторов и перемещают фрикционные кольца до соприкосновения с
соответствующим конусом (вала или шестерни). С возникновением момента
трения каретка поворачивается относительно пальцев и они начинают
выполнять роль блокирующих, поскольку фаски отверстий упираются в фаски
пальцев и перемещение каретки прекращается. После выравнивания окружных
скоростей пальцы занимают центральное положение. Каретка под действием
вилки перемещается в сторону включаемой передачи. Сухари при этом
утапливаются, сжимая пружины.