Коробка передач автомобиля ЗИЛ-133

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-133

 



Силовой агрегат оснащен десятиступенчатой коробкой передач, состоящей из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего приставного делителя передач. Делитель облегчает управление автомобилем, вдвое увеличивая число передач, позволяет получить передаточные числа, близкие к среднему значению двух соседних передач основной коробки, вследствие чего крутящий момент изменяется примерно в 1,22 раза. Каждому положению рычага переключения передач основной коробки соответствуют две передачи делителя. Так, при одном и том же положении рычага переключения передач в основной коробке передач можно увеличить скорость автомобиля, передвинув переключатель в положение «В» (высшая передача)», но при этом соответственно уменьшится крутящий момент. Для увеличения момента необходимо установить переключатель в положение «Н» (низшая передача). Таким образом имеется десять передач для движения вперед и две передачи для движения назад. Пятая низшая передача — прямая, а пятая высшая — ускоряющая.

Передачи в коробке передач переключают рычагом, расположенным справа от сиденья водителя, а в делителе — с помощью переключателя, вмонтированного в рукоятку рычага переключения передач. Для включения передачи в делителе нужно установить переключатель крана управления делителем в положение, соответствующее высшей или низшей передаче, нажать на педаль сцепления до упора и удерживать ее в этом положении около 1 с. При этом открывается клапан и происходит переключение передачи в делителе. Затем надо плавно отпустить педаль сцепления. Устанавливать кран делителя в нужное положение можно и заранее, а потом лишь выжать педаль сцепления до упора.

Трогаясь с места, передачу в делителе выбирают в зависимости от дорожных условий и загруженности автомобиля. При разгоне автомобиля до скорости 30— 40 км/ч достаточно переключать передачи лишь в коробке передач. При разгоне до большой скорости целесообразно использовать обе передачи делителя. Для этого переключатель делителя нужно перевести в положение «Н», выжать педаль сцепления до упора и включить следующую более высокую передачу в коробке. Рекомендуемая последовательность переключения передач при разгоне автомобиля с полной нагрузкой на дорогах с твердым покрытием: IB—IIB—II IB—IVH—IVB—VH—VB.

 

То же в тяжелых дорожных условиях IH—IIH—IIIН—IVH—IVB—VH—VB.
Для перехода на более низкую передачу при увеличении дорожного сопротивления нужно перевести переключатель делителя в положение «В», нажать на педаль сцепления до упора, включить соответствующую передачу в коробке и плавно отпустить педаль сцепления.

Коробка передач крепится к картеру делителя, выполненному заодно с картером сцеплення. Состоит из картера 3 (рис. 3.31), ведущего (первичного) 5, ведомого (вторичного) 25 и промежуточного 2 валов, механизма переключения передач, шестерен, синхронизаторов и подшипников с крышками. Шестерни на всех передачах, кроме I передачи и заднего хода, косозубые, постоянного зацепления.

Картер коробки отлит из серого чугуна. В переднем и заднем торцах соосно расточены 2 верхних и 2 нижних отверстия для установки заднего подшипника ведущего вала и заднего подшипника ведомого вала, а также переднего подшипника и стакана 28 заднего подшипника промежуточного вала. В заднем торце и в перегородке картера расточены 2 отверстия для установки оси 19 блока 14 шестерен заднего хода. Сверху картер закрыт крышкой 11.

В картере слева и справа имеются люки для установки коробок отбора мощности. Люки закрыты крышками 16. Допускается отбор мощности от коробки передач до 30 л.с.

Масло в картер заливают через горловину, расположенную на правой стенке картера. К пробке 4 горловины прикреплен указатель уровня масла. В нижней части картера имеются 2 сливных отверстия, закрываемых пробками 1. В передней пробке установлен магнит для улавливания металлических частиц — продуктов износа.

Передний роликовый подшипник ведомого вала коробки передач расположен в полости ведущего вала, а передний подшипник ведущего вала коробки передач установлен -в полости ведущего вала делителя. Шарикоподшипники ведущего и ведомого валов, а также роликовый сферический подшипник промежуточного вала застопорены от осевых перемещений относительно картера, поэтому они, помимо радиальных, воспринимают также осевые нагрузки. Блок шестерен заднего хода установлен на оси и вращается на двух роликовых подшипниках 13. Все шестерни ведомого вала установлены на специальных роликовых подшипниках.
I передача и задний ход в коробке включаются с помощью зубчатой муфты, а остальные передачи — с помощью синхронизаторов.

В крышке коробки размещен механизм переключения передач. Каретки синхронизаторов и зубчатая муфта перемещаются вилками, которые закреплены установочными винтами на штоках, перемещающих-ся в отверстиях крышки. Для предотвращения одновременного включения двух передач между штоками установлен замок. Для предохранения от случайного включения передачи заднего хода или I передачи при движении автомобиля в крышке имеется предохранитель. В крышке заднего подшипника ведомого вала установлен привод спидометра. Для обеспечения правильного показания спидометра в зависимости от передаточного числа главной передачи и размера шин предусмотрены сменные червячные шестерни.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..