Сцепление автомобиля ЗИЛ-133

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Сцепление автомобиля ЗИЛ-133



Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии и плавного соединения их вновь, а также для предохранения трансмиссии от динамических перегрузок, возникающих при неравномерном движении автомобиля. Силовой агрегат оборудован сухим двухдисковым сцеплением с гидравлическим приводом. Сцепление (рис. 3.27) установлено в картере, выполненном за одно целое с картером делителя (см. также рис. 3.38). В средней части картера имеется перегородка, в которой расточены два отверстия для установки подшипников ведущего
5 и ведомого 22 валов делителя. Соосно этим отверстиям в заднем торце картера расточены отверстия для установки соответственно крышки 20 подшипника ведущего вала коробки передач и стакана заднего подшипника ведомого вала делителя. Сверху картер закрыт люком, предназначенным для осмотра деталей сцепления. Люк нижней части картера имеет щелевые окна для вентиляции и охлаждения сцепления.

 

 

Механизм сцепления

 

 

Сцепление (см. рис. 3.27) состоит из нажимного ведущего диска 4, среднего ведущего диска 2, двух ведомых дисков 1, нажимного устройства, механизма выключения сцепления и кожуха 17. Ведущие части сцепления смонтированы во внутренней полости маховика 21 двигателя. На маховике закреплен болтами 19 кожух сцепления.

Фиксация кожуха относительно маховика осуществляется двумя установочными втулками 3.

Нажимной и средний ведущие диски имеют по четыре шипа, равномерно расположенных по окружности дисков. Шипы входят в специальные пазы маховика и передают крутящий момент двигателя на фрикционные поверхности ведомых дисков, ступицы которых устанавливаются на шлицах ведушего вала 23 делителя.

Между кожухом сцепления и нажимным диском установлены нажимные пружины 16, под действием которых ведомые и средний ведущий диски зажимаются между нажимным диском и маховиком.

Нажимной диск отлит из чугуна. С одной стороны, диск имеет шлифованную поверхность, который он прижимается к фрикционной накладке ведомого диска, с другой — на диске расположены 12 бобышек, предназначенных для установки нажимных пружин. Бобышки располагаются группами по 3. шт в каждой. В средней бобышке каждой группы имеется резьбовое отверстие для установки стяжных болтов. Стяжные болты ввертываются в бобышки для облегчения сборки и разборки сцепления. После прикрепления кожуха с нажимным диском к маховику стяжные болты выворачиваются.

На шипах нажимного диска со стороны кожуха отлиты выступы, в которых профрезе-рованы пазы и просверлены отверстия для установки рычагов 6.

Средний ведущий диск также отливается из чугуна. Для обеспечения вентиляции картера сцепления, а также для более интенсивного отвода тепла от трущихся поверхностей дисков сцепления средний ведущий диск внутри полый, а его внутренние ребра образуют вентиляционные окна. В пазах шипов диска размещены рычажные механизмы 27, которые автоматически регулируют положение среднего диска при выключении сцепления. Нажимной и средний ведущий диски статистически балансируются с точностью 30 гс см.

Ведомые диски состоят каждый из стального кольца с приклепанными фрикционными накладками 22 диаметром 350 мм, ступицы н демпфера.
 

 

 

 

Рис. 3.27. Сцепление:
1 — ведомые диски; 2 — средний ведущий диск; 3 — установочная втулка; 4—нажимной диск; о — вилка отжимного рычага; б —отжимной рычаг; 7 — пружина упорного кольца; 8— шланг смазки муфты: 9 — петля пружины; 10— упорный подшипник; 11 — оттяжная пружина; 12 — муфта выключения сцепления; 13 - вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 — вал вилки; 16 — нажимная пружина; 17—кожух сцепления; 18 — теплоизолирующая шайба; 19— болт крепления кожуха; 20 — картер сцепления; 21 — маховик; 22 — фрикционная накладка; 23 — ведущий вал делителя; 24 — диск демпфера; 25 — пружина демпфера; 26 — кольцо ведомого диска; 27 — механизм установки положения среднего ведущего диска

 

 

 

 

 

Рис. 3.28. Схема гидравлического привода сцепления:

1-главный цилиндр; 2 — кронштейн педали; 3— толкатель поршня главного цилиндра: 4—эксцентриковый палец; 5 — ось педали с рычагом; 6 — верхний упор; 7 — оттяжная пружина; 8— нижний упор; 9—педаль; 10— пневмоусилитель; 11 — толкатель пневмоусилителя; 12 — контргайка; 13 —
сферическая гайка

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..