О создании семейства ЗИЛ-133. Повышение производительности
автомобильного транспорта — одна из актуальных задач народного
хозяйства. Основными факторами, влияющими на производительность
автомобиля, являются грузоподъемность и скорость движения. Поскольку
техническим заданием на разработку семейства большегрузных автомобилей
ЗИЛ-133 была установлена грузоподъемность автомобиля, равная 8 т, и
одновременно ограничена осевая нагрузка на дорогу, определилось основное
конструктивное решение поставленной задачи — автомобиль должен быть
трехосным. В связи с тем, что автомобиль предназначался для эксплуатации
на дорогах с твердым покрытием и на грунтовых, а также для работы с
сельскохозяйственными уборочными машинами, была принята конструктивная
схема с колесной формулой 6 X 4, т.е. с двумя ведущими мостами задней
тележки. Такая схема автомобиля позволяет полнее реализовать его тяговые
возможности, особенно при работе на грунтовых дорогах и на поле во время
уборочных работ.
Все автомобили семейства первоначально проектировались как тягачи для
работы в составе автопоездов с прицепом или полуприцепом. Однако в связи
с необходимостью ступенчатого ввода в производство новых узлов и
агрегатов автомобилей этого семейства решено было начать его выпуск с
одиночного автомобиля 311Л-133Г1, установив на нем силовой агрегат
ЗИЛ-130, т.е. бензиновый двигатель со сцеплением и коробкой передач,
находящийся на производстве и хорошо зарекомендовавший себя в
эксплуатации. Следующим этапом внедрения нового семейства в производство
стала установка на автомобиль силового агрегата КамАЗ-740 с дизелем
большой мощности и усиленной карданной передачей. Этот автомобиль
получил обозначение ЗИЛ-133ГЯ- Значительный запас мощности даже при
работе в составе автопоезда с прицепом и хорошие динамические и
топливно-экономические показатели, полученные во время заводских
испытаний, позволили поднять его грузоподъемность до 10 т. На базе
автомобиля ЭИЛ-133ГЯ был создан седельный тягач ЗИЛ-133 ВЯ.
Одновременно велась работа по модернизации автомобиля ЗИЛ-133Г1. При
этом опыт, накопленный в процессе доводки автомобиля ЭИЛ-133ГЯ, позволил
распространить ряд
конструктивных решений на автомобиль ЗИЛ-133Г1. Реализация их в
конструкции этого автомобиля дала возможность увеличить его
грузоподъемность до 10 т. Эта модель получила обозначения ЭИЛ-133Г2. При
этом внешний вид автомобиля, его назначение и размерные показатели
остались без изменения. Так как с освоением ЭИЛ-133Г2 выпуск автомобиля
ЭИЛ-133Г1 был прекращен, в настоящей книге для описания автомобиля с
карбюраторным двигателем используется только обозначение ЭИЛ-133Г2. Все
описанное в равной мере относится н к ранее выпускавшемуся автомобилю
ЗИЛ-133Г1.
Авторы с особым уважением называют имя ведущего конструктора семейства
большегрузных автомобилей ЗИЛ-133—Михаила Васильевича Кашлакова — и
выражают ему благодарность за помощь, оказанную при подготовке этой
книги к изданию.