Рулевой механизм автомобилей ЗИЛ-130, 131

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Регулировка автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (Зубарев А. А) - 1969 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 


РЕГУЛИРОВКА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

 

 

Рулевой механизм автомобилей ЗИЛ-130, 131

 



Проверять регулировку рулевого механизма необходимо в следующем порядке. Сначала надо поставить передние колеса прямо, чтобы рулевое колесо заняло среднее положение, и отъединить продольную рулевую тягу от сошки, затем проверить усилие на ободе рулевого колеса при трех его положениях.

Первое положение: повернуть рулевое колесо более чем на два оборота от среднего положения и замерить динамометром (рис. 52, а) усилие на ободе рулевого колеса, которое должно быть в пределах 0,55—1,35 кГ.

Второе положение: повернуть рулевое колесо на 3/4—1 оборот от среднего положения и замерить динамометром усилие на ободе рулевого колеса.

Третье положение: замерить усилие на ободе рулевого колеса при переходе его через среднее положение, оно должно превышать усилие, замеренное при втором положении на (0,8 — 1,25 кГ, но не должно быть не более 2,8 кГ.

Если усилия, замеренные на ободе рулевого колеса при трех положениях, имеют отклонения от рекомендуемых величин, то необходимо отрегулировать рулевой механизм.

Регулировку рулевого механизма следует начинать с определения величины усилия при третьем положении.

Изменять величину усилия можно, перемещая вал 31 (см. рис. 50, а) сошки рулевого механизма в продольном направлении при вращении регулировочного винта 30. Для этого надо ослабить контргайку и вращать винт (рис. 52, б). При вращении винта в правую сторону усилие будет увеличиваться, а при вращении в левую — уменьшаться. При этом регулировочный винт должен быть установлен так, чтобы при переходе через среднее положение сектора 43 (см. рис. 50, а) момент вращения винта 7 рулевого механизма был больше этого же момента до регулировки на 10 — 15 кГсм. В этом случае крутящий момент винта при переходе через среднее положение должен быть не более 50 кГсм.

После регулировки следует закрепить регулировочный винт контргайкой с моментом затяжки, равным 4,0 — 4,5 кГм, а затем проверить вторично момент вращения винта рулевого механизма.



В этих случаях необходимо снять рулевой механизм с автомобиля, разобрать его, проверить сопрягаемые детали, заменить изношенные детали, собрать и снова проверить рулевой механизм до установки на автомобиль. При сборке шариковой гайки 8 надо иметь в виду, что шарики 10 делятся на 14 классов, отличающихся друг от друга на 2 мкм. Поэтому, если гайка на винте рулевого механизма будет проворачиваться свободно, надо установить шарики большего размера, а если она будет проворачиваться туго — меньшего.

Правильно отрегулированная шариковая гайка 8 должна проворачиваться в средней части рулевого винта 7 под действием крутящего момента 3 — 8 кГсм, что будет соответствовать усилию 0,93 — 2,5 кГ. Способ замера крутящего момента шариковой гайки показан на рис. 52, в. Следует также проверить посадку шариковой гайки 8 (см. рис. 50, а) на средней части винта 7. Гайка на винте должна вращаться без задеваний, а осевое перемещение ее относительно винта не должно превышать 0,3 мм.

Если указанное требование не выполнено, необходимо узел (рулевой винт с шариковой гайкой) заменить.

После проверки и регулировки шариковой гайки необходимо проверить и отрегулировать предварительный натяг упорных подшипников 13 вращением регулировочной гайки 19. Для проверки предварительного натяга подшипников проворачивают корпус 17 клапана динамометром, как показано на рис. 52, г,
придерживая ключом винт рулевого механизма. При правильно отрегулированных подшипниках крутящий момент для проворачивания корпуса клапана должен быть 6,0 — 8,5 кГсм, что будет соответствовать усилию 1,07 — 1,51 кГ.

Закончив регулировку шариковых подшипников, надо законтрить гайку, вдавливая ее тонкую кромку в паз винта рулевого механизма. При этом пружинная шайба, находящаяся меж-ду подшипником и гайкой, должна быть установлена вогнутой стороной к подшипнику.

После сборки рулевого механизма и клапана управления следует убедиться в нормальной работе пружин 39 (см. рис. 50, а) и плунжеров 40. При повороте винта рулевого механизма в обе стороны до упора поршня следует еще приложить небольшой дополнительный вращающий момент к винту для сжатия пружин, которые затем должны обеспечить возврат винта в исходное положение.

 

Сопрягаемые детали собранного рулевого механизма должны при вращении работать без задевания и заклинивания, что можно проверить поворотом вала рулевой сошки. Поворот вала от одного крайнего положения до другого должен происходить при приложении к нему момента не более 8 кГм. После сборки рулевого механизма необходимо снова проверить усилие на ободе рулевого колеса указанным выше способом.

 

Закончив проверку и регулировку рулевого механизма, надо соединить рулевую сошку с продольной рулевой тягой и проверить люфтомером свободный ход рулевого колеса.

Свободный ход рулевого колеса при правильно отрегулированном рулевом управлении и при работающем двигателе должен быть не более 15° до момента поворачивания передних колес автомобиля (рис. 53).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 52. Проверка и регулировка рулевого механизма: а — проверка усилия на рулевом колесе; б — регулировка осевого зазора вала и зацепления зубьев сектора и рейки поршня; в — проверка вращения шариковой гайки; г — проверка предварительного натяга упорных шариковых подшипников винта рулевого механизма

 

 

 

 

Рис. 53. Проверка свободного хода рулевого колеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..