Глава VI МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
ЗИЛ-130, 131
РЕГУЛИРОВКА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
Своевременная проверка и правильная регулировка
рулевого управления в значительной степени увеличивают безопасность
движения автомобиля.
В процессе эксплуатации рулевое управление изнашивается, а также
ослабляются крепления как в рулевом механизме, так и в его приводе,
вследствие чего в сопрягаемых деталях увеличиваются зазоры, которые
приводят к увеличению свободного хода (люфта) рулевого колеса, в
результате этого нарушается нормальная управляемость и устойчивость
автомобиля при движении, особенно на повышенных скоростях. Поэтому
периодически необходимо проверять и регулировать рулевое управление.
На автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 устанавливают рулевое управление с
гидроусилителем, рулевой механизм которого показан на рис. 50, а.
Гидроусилитель рулевого управления служит для уменьшения усилия,
прилагаемого водителем к рулевому колесу при повороте передних колес, а
также смягчает удары, возникающие из-за неровностей дороги, и повышает
безопасность движения.
Рулевой механизм имеет винт 7 с гайкой 8 на циркулирующих шариках 10 и
рейку-поршень 5, которая находится в зацеплении с зубчатым сектором 43,
конструктивно выполненным вместе с валом 31, рулевой сошки. Механизм
крепится к раме и соединяется с валом рулевого колеса при помощи
карданного вала с двумя карданами.
На картере рулевого механизма установлен клапан управления, к которому
подведены два шланга от насоса гидравлического усилителя: шланг высокого
давления, по которому
подводится масло от насоса, и шланг низкого давления (слива), по
которому масло возвращается в насос.
Насос гидроусилителя — лопастного типа, двойного действия с бачком и
фильтром установлен на двигателе и приводится в действие через
клиновидную ременную передачу от шкива коленчатого вала. В насосе
имеется перепускной клапан (рис. 50, б), который срабатывает при
засорении фильтра, а также ограничивает количество подаваемого насосом
масла в гидрав-лическую систему при повышении числа оборотов коленчатого
вала двигателя. Внутри золотника 44 перепускного клапана насоса
расположен предохранительный шариковый клапан 47, который ограничивает
давление масла в системе, открываясь при давлении 65—70 кГ/см2.
В рулевом управлении проверяют и регулируют рулевой механизм и насос
гидроусилителя. Перед проверкой и регулировкой рулевого механизма
необходимо проверить: давление воздуха в шинах передних колес,
регулировку подшипников передних колес, состояние шарниров рулевых тяг и
карданов карданного вала, схождение колес и углы поворота передних
колес, уровень
масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого
управления, натяжение его ремня, а также убедиться в отсутствии воздуха
в системе гидроусилителя, осадка или грязи в бачке насоса и утечки масла
через соединения трубопроводов. Обнаруженные неисправности необходимо
устранить.
Проверка и регулировка подшипников вала рулевого колеса. Предварительный
натяг подшипников вала рулевого колеса проверяют, перемещая вал в осевом
направлении при отъединенном карданном вале.
При наличии осевого зазора вала надо снять с автомобиля рулевую колонку
в сборе с валом и рулевым колесом, закрепить ее в слесарные тиски,
отогнуть усик стопорной шайбы и подтянуть регулировочную гайку ключом
(рис. 51, а). Затем проверить предварительный натяг подшипников вала
рулевого колеса динамометром, приложенным к рулевому колесу на радиусе
240 мм (рис. 51,6). Момент вращения вала рулевого колеса должен быть
равен 3—8 кГсм, что будет соответствовать усилию 0,12 — 0,33 кГ.
Закончив регулировку предварительного натяга подшипников, надо загнуть
усик стопорной шайбы в паз регулировочной гайки, затем установить
рулевую колонку на автомобиль и подсоединить карданный вал к валу
рулевого колеса.
Рис 50. Рулевой механизм: а — механизм в разрезе; б
— перепускной клапан насоса;
1 — нижняя крышка; 2, 14, 26 и
29 — уплотнительные кольца; 3 — заглушка; 4 — картер рулевого механизма;
5 — рейка-поршень; 6 — уплотнительное разрезное кольцо; 7 — винт
рулевого механизма; 8 — шариковая гайка; 9— желоб; 10 — шарик; 11 —
поршневые кольца; 12 — промежуточная крышка; 18 — упорный шариковый
подшипник; 15 — шариковый клапан; 16 — золотник клапана управления; 17 —
корпус клапана управления; 18 — пружинная шайба; 19 — регулировочная
гайка; 20 — верхняя крышка; 21 — игольчатый подшипник; 22 и 85 — упорные
кольца сальника; 23 — пробка канала для подвода масла к клапану
управления; 24 — угольник со штуцером; 25 — боковая крышка; 27 —
регулировочная шайба; 28 — стопорное кольцо; 30 — регулировочный винт;
31 — вал рулевой сошки и сектора; 32 сливная пробка; 33 — втулки вала;
84 и 38 — сальники; 36 — стопорное кольцо; 37— гайка; 89 — реактивная
пружина; 40 — реактивный плунжер; 41 - канал для подвода масла во
внутреннюю полость картера; 42 — установочный винт; 43 — сектор; 44 —
золотник насоса; 45 — пружина; 46 — направляющая пружины; 47 —
предохранительный шариковый клапан; 48 — регулировочные прокладки; 49 —
седло; 50 — канал для подвода масла к предохранительному клапану
Рис. 51. Проверка и регулировка предварительного
натяга подшипников вала рулевого колеса: а — регулировка; б — проверка