РЕГУЛИРОВКА СХОЖДЕНИЯ
КОЛЕС И УГЛОВ ПОВОРОТА ПЕРЕДНИХ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
Схождение колес автомобилей ЗИЛ-130, 131
Схождение передних колес автомобиля ЗИЛ-130
регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги. Для проверки
схождения колес надо установить автомобиль
на осмотровую канаву или на ровную горизонтальную
площадку, поставить передние колеса в положение, соответствующее
прямолинейному движению, проверить давление воздуха в шинах и при
необходимости довести его до нормального, затем линейкой (рис. 48, а)
замерить расстояние между двумя точками на ободе колес спереди и сзади
(расстояние Б и А на рис.
48, б) на уровне оси; высота уровня линейки 1
определяется длиной контрольной цепочки 2, закрепленной на линейке.
Для более точного замера схождения колес рекомендуется сначала
установить измерительную линейку на ободе колес на уровне оси спереди, а
затем, не снимая линейки, продвинуть ав-томобиль вперед настолько, чтобы
линейка оказалась сзади на ободе колес и на уровне оси, после чего
отсчитать показания линейки.
На рис. 48 показан отсчет на линейке: I — отсчет 0
мм при измерении расстояния Б, II — отсчет 8 мм при измерении расстояния
А. Это значит, что отсчет на линейке соответствует верхнему пределу
нормальной величины схождения передних колес автомобиля ЗИЛ-130. В этом
случае регулировки не требуется.
Если схождение колес не соответствует нормальной величине, следует его
отрегулировать и установить рекомендуемые размеры (А—Б = 5-^-8 мм), для
чего надо освободить стяжные болты 6 головки 4 поперечной рулевой тяги 7
и, вращая поперечную рулевую тягу, установить нормальное схождение
колес. Узел поперечной рулевой тяги показан на рис. 43, а, где
2 — тяга, 3 — стяжной болт, 4 — головка тяги. Закрепив стяжные болты
наконечников, надо еще раз проверить схождение колес и убедиться в
правильности регулировки.
Схождение передних колес автомобиля ЗИЛ-131 проверяют и регулируют так
же, как автомобиля ЗИЛ-130. Величина схождения колес находится в
пределах 2 — 5 мм.
Углы поворота передних колес. При эксплуатации автомобиля, особенно в
тяжелых дорожных условиях, могут изменяться углы ос и р (см. рис. 48, б)
поворота колес вследствие износа упоров или ослабления регулировочных
болтов. Нарушение нормальных углов поворота колес ведет к ухудшению
маневренности и к затруднению управления автомобилем, поэтому
периодически следует проверять и регулировать углы поворота.
Для проверки максимальных углов поворота управляемых колес надо поднять
домкратом передний мост и подложить под колеса специальные круги,
которые имеют разметку в градусах и могут поворачиваться в своем
основании вместе с колесами. Подложив круги, следует опустить на них
колеса и убрать домкрат. Колеса должны быть установлены в положение,
соответствующее прямолинейному движению автомобиля, а круги должны быть
застопорены и установлены на нулевую метку с направлением нулевого
положения на внешнюю сторону колес. Закончив подготовку, вынуть стопоры
из кругов и повернуть колеса (вращая рулевое колесо), сначала в одну
сторону до упора, затем в другую, при этом надо проверить углы поворота
по шкале основания кругов.
Углы поворота колес автомобиля ЗИЛ-130 регулируют регулировочными
упорными болтами, ввернутыми в нижние поворотные рычаги, которые
упираются своими головками в приливы балки переднего моста. Для этого
следует отпустить контргайку 3 (см. рис. 48, б) и вращением болта 5
установить необходимый угол поворота, то же самое проделать для другого
колеса, затем контргайки затянуть и убрать круги из-под колес.
Максимальные углы поворота передних колес на
автомобиле ЗИЛ-131 не регулируют, так как регулировочные упорные болты
после заводской регулировки приваривают к корпусу поворотных цапф.
Нарушать заводскую регулировку углов поворота для уменьшения радиуса
поворота автомобиля не рекомендуется, так как это приводит к поломке
шарниров постоянной угловой скорости переднего ведущего моста. При
поломке упорные регулировочные болты могут быть заменены новыми с
последующей регулировкой углов аналогично регулировке углов поворота
колес автомобиля ЗИЛ-130.
Рис. 48. Регулировка схождения колес и углов
поворота передних колес автомобиля: а — пользование измерительной
линейкой; б — схема установки
углов поворота; а — угол поворота вправо; В — угол поворота влево