Разборка двигателя подробно описана в подразд. 2.3–2.7. Описанные работы проводят и при уставленном, и при демонтированном двигателе.
Если предполагается полная разборка, достаточно лишь объединить отдельные рабочие операции в указанной последовательности.
Как правило, все движущиеся элементы двигателя (поршни, клапаны, крышки, вкладыши подшипников и пр.) перед демонтажом должны быть промаркированы, чтобы при сборке установить их на прежние места, если предполагается снова их использовать. Детали размещать таким образом, чтобы их нельзя было перепутать. Клапаны можно устанавливать в прорезанные в дне картонной коробки отверстия, чтобы можно было написать рядом их номера. На рис. 24 показано размещение снятых клапанов.
Рис. 24. Установка клапанов в процессе разборки двигателя
Предупреждение
Опорные и уплотняющие поверхности ни в коем случае нельзя помечать острыми предметами, тем более выбивать на них клеймо. Многие детали изготавлены из алюминия, поэтому с ними следует обращаться особенно бережно. Для разъединения определенных деталей следует применять молотки только с резиновыми или пластиковыми бойками.
При отсутствии монтажного стенда надо изготовить деревянные козлы необходимого размера для обеспечения доступа к его верхней и нижней части. Головку блока цилиндров, закрепленную на шпильках впускного коллектора, после демонтажа можно закрепить в тиски.
Головку блока цилиндров и масляный насос можно снять на автомобиле. Можно подтягивать или заменять зубчатый ремень на установленном двигателе.
При разборке двигателя необходимо выполнить следующие операции:
- демонтировать все вспомогательные элементы двигателя: распределитель зажигания, детали системы впрыска, впускной коллектор и т.д;
- демонтировать поликлиновой ремень, если этого не было сделано;
- демонтировать шкив ремня коленчатого вала (рис. 25). Для этого отвернуть болты с внутренней стороны и снять шкив. Запомните, как был установлен шкив. Отвернуть болты крепления защитной крышки зубчатого ремня, находящейся за шкивом ремня;
- отсоединить кронштейны агрегатов от двигателя. При наличии кондиционера воздуха он уже был демонтирован при демонтаже двигателя;
- отсоединить верхнюю защитную крышку зубчатого ремня и расположенную над приводным шкивом водяного насоса защитную крышку (см. подразд. 2.7.1);
- снять зубчатый шкив с коленчатого вала, удерживая вал от проворачивания;
- демонтировать водяной насос и масляный фильтр;
- вынуть масляный щуп;
- отвернуть болты крепления крышки головки блока цилиндров и проверить уплотнение — даже поврежденное оно, возможно, пригодится при сборке, если на него нанести герметик;
- равномерно отвернуть болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рис. 26 (затяжка проводится в обратной последовательности). Для этого использовать торцовый ключ с головкой, без которого можно повредить внутренние шестигранники головок болтов, из-за чего последние в конце концов вообще не удастся отвернуть;
- отсоединить крышку 13 с манжетой от торцовой стороны блока цилиндров;
- развернуть двигатель и отсоединить масляный поддон. Снять прокладку;
- демонтировать масляный насос в соответствии с рекомендациями подразд. 3.2.1;
Рис. 29. Маркировка шатуна и крышки шатуна кернером
- нанести обозначения номеров цилиндров на крышки шатунов. Для этого нанести кернером метки на шатун и крышку шатуна. На первый шатун одну метку, на второй две и т.д., как показано на рис. 29. Крышки подшипников снимать поочередно. При этом шатун всегда должен находиться в НМТ.
- нанести номера цилиндров краской или осторожно острым предметом на верхней стороне днищ поршней в масляном нагаре. Вытолкнуть шатуны вместе с поршнями поочередно вверх из цилиндров. Обратите внимание на то, чтобы вкладыши и крышки сразу крепились к соответствующим шатунам;
- отсоединить сцепление и маховик от двигателя;
- отсоединить заднюю крышку и снять манжету;
- снять коленчатый вал (см. подразд. 2.6.1). Крышки подшипников в этом случае обозначены номерами (№ 1 на стороне ременного шкива, № 5 на стороне маховика).
На среднем подшипнике коленчатого вала установлены упорные кольца для регулировки осевого люфта коленчатого вала. Снять их и нанести маркировку на соответствующей стороне, если их снова предполагается использовать при сборке двигателя. Маркировка должна указывать, какие кольца находились вверху и внизу. Эти обозначения наносят уже после удаления из картера двух других колец.