Автомобиль ВАЗ-21217

  Главная      Автомобили - ВАЗ     ВАЗ-21213 (Нива вседорожник) - руководство по техническому обслуживанию и ремонту

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125 

 

9. Модификации автомобилей ВАЗ-21213

9.2.

Автомобиль ВАЗ-21217

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Автомобиль ВАЗ–21217 отличается от Нива ВАЗ–21213 в основном установкой двигателя 2121 с рабочим объемом 1,6 л. Поэтому имеются особенности в ремонте отдельных узлов и систем двигателя. 

В сцеплении устанавливается ведомый диск 2121. 
 

9.2.1. Блок цилиндров

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Диаметр цилиндров, мм:

– класс А 79,00–79,01; 
– класс В 79,01–79,02; 
– класс С 79,02–79,03; 
– класс D 79,03–79,04; 
– класс Е 79,04–79,05. 

При ремонте блока цилиндров растачивать и хонинговать цилиндры необходимо под увеличенные диаметры поршней ремонтных размеров (на 0,4 и 0,8 мм) и с учетом обеспечения зазора 0,05–0,07 мм, который замеряется так же, как и на двигателе 21213. Для установки нутромера на ноль используется калибр 67.8125.9501.

Для установки поршней в цилиндры при сборке двигателя применяются монтажные втулки 02.7854.9500. 
 

 

9.2.2. Шатунно-поршневая группа

Основные размеры поршня, шатуна, поршневого пальца и поршневых колец двигателя 2121

 

Основные размеры поршня, шатуна, поршневого пальца и поршневых колец двигателя 2121
 

Схема удаления металла с поршня для подгонки его массы

 

Схема удаления металла с поршня для подгонки его массы
Стрелками указаны места, на которых можно удалять металл.

Основные размеры шатунно-поршневой группы даны на рис. Основные размеры поршня, шатуна, поршневого пальца и поршневых колец двигателя 2121. 
Поршни по наружному диаметру сортируются на пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец – на три категории через 0,004 мм. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой палец (цифра) клеймятся на днище поршня. 

Диаметр поршня измеряется в плоскости, перпендикулярной оси пальца на расстоянии 52,4 мм от днища поршня. Расчетный зазор между поршнем и цилиндром (для новых деталей) составляет 0,05–0,07 мм. 

Для ориентирования поршня при сборке двигателя имеется метка «П» около отверстия для поршневого пальца. Эта метка должна быть обращена в сторону передней части двигателя. 

По массе поршни одного двигателя не должны отличаться друг от друга более, чем на ±2,5 г. 

Если нет комплекта поршней одной весовой группы, можно удалить часть металла на основании бобышек под поршневой палец. Место съема металла указано стрелками на рис. Схема удаления металла с поршня для подгонки его массы. Съем металла, однако, не должен превышать 4,5 мм по глубине относительно номинальной высоты поршня (59,40 мм), а по ширине ограничивается диаметром 70,5 мм. 

Палец поршня запрессовывается в верхнюю головку шатуна и свободно вращается в бобышках поршня. На двигателе 2121 он не фиксируется в отверстии поршня стопорными кольцами. 

Шатуны при изготовлении не сортируются на классы по массе верхней и нижней головок. Поэтому при сборке двигателя их не нужно подбирать по массе. Болты шатунов не запрессованы в нижнюю головку шатуна. 

 

 

9.2.2.1. Разборка и сборка шатунно-поршневой группы

Разборка

 

Основные размеры поршня, шатуна, поршневого пальца и поршневых колец двигателя 2121
1. Снимите поршневые кольца. Уложите поршень в опору с цилиндрической выемкой и с помощью оправки (1) А.60308 выпрессуйте палец.

2. Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены, то они могут быть снова использованы, поэтому при разборке пометьте их, чтобы в дальнейшем собрать группу с теми же деталями и установить в прежний цилиндр двигателя.

Сборка

Палец подбирается к поршню так же, как описано в подразделе 2.8.3. 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Так как палец вставляется в верхнюю головку шатуна с натягом, необходимо нагреть шатун для расширения его головки. Поэтому поместите шатуны на 15 мин в электропечь, нагретую до 240° С. Для лучшего прогрева положите шатуны верхними головками внутрь печи. 
Для правильного соединения пальца с шатуном запрессовывайте палец как можно скорее, так как шатун быстро охлаждается и после охлаждения нельзя будет изменить положение пальца. 
 

Основные размеры поршня, шатуна, поршневого пальца и поршневых колец двигателя 2121
2. Палец (2) заранее приготовьте к сборке, надев его на валик (1) приспособления 02.7853.9500, установив на конце этого валика направляющую (3) и закрепив ее винтом (4). Винт затягивайте неплотно, чтобы не произошло заклинивания при расширении пальца от контакта с нагретым шатуном.

 

Основные размеры поршня, шатуна, поршневого пальца и поршневых колец двигателя 2121
3. Извлеченный из печи шатун быстро зажмите в тисках. Наденьте поршень на шатун, следя, чтобы отверстие под палец совпадало с отверстием верхней головки шатуна. Закрепленный на приспособлении (1) 02.7853.9500 поршневой палец (2) протолкните в отверстие поршня и в верхнюю головку шатуна до упора заплечика приспособления в поршень.

4. Во время этой операции поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца (показано стрелкой на рисунке). Тогда палец займет правильное положение. 
5. После охлаждения шатуна смажьте палец моторным маслом через отверстия в бобышках поршня. 
6. Кольца устанавливаются на поршень так же, как описано в подразделе 2.8.3. 

 

 

9.2.2.2. Проверка запрессовки пальца

Собранный комплект поршень–палец–шатун, установленный на приспособление А.95615 для испытания на выпрессовывание пальца

 

Собранный комплект поршень–палец–шатун, установленный на приспособление А.95615 для испытания на выпрессовывание пальца
 

 
1 – штифт индикатора в соприкосновении с концом стержня; 
2 – головка стержня в соприкосновении с пальцем; 
3 – резьбовой стержень с пазом; 
4 – основание; 
5 – гайка стержня; 
 
6 – упорный палец стержня; 
7 – рукоятка зажима кронштейна; 
8 – кронштейн индикатора; 
9 – индикатор 
 

После сборки группы шатун–палец–поршень проверьте прочность запрессовки пальца с помощью динамометрического ключа и приспособления А.95615. 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Зажмите основание 4 приспособления в тиски и установите на нем шатунно- поршневую группу. 
2. Опустите кронштейн 8 индикатора, вставьте в отверстие пальца резьбовой стержень 3 и продвиньте его в отверстие бобышки до упора головки 2 стержня в торец пальца. 
3. На конец стержня наверните гайку 5 и затяните ее так, чтобы она, соприкасаясь с опорой, выбрала возможные зазоры. 
4. Приподнимите кронштейн 8 до горизонтального положения, закрепите его рукояткой 7 и установите штифт 1 индикатора 9 на головке 2 стержня, вставленного в палец.
5. Установите на ноль индикатор и вставьте в паз резьбового стержня упор 6, чтобы стержень не проворачивался. 
 

Собранный комплект поршень–палец–шатун, установленный на приспособление А.95615 для испытания на выпрессовывание пальца
6. Динамометрическим ключом (2) заверните гайку (1) резьбового стержня, прикладывая к ней момент 12,7 Н·м (1,3 кгс·м), что соответствует осевой нагрузке 3,92 кН (400 кгс).

7. Посадка пальца в шатуне будет правильной, если после прекращения действия динамометрического ключа и возвращения гайки в исходное положение стрелка индикатора возвратится на ноль. 
8. В случае проскальзывания пальца в верхней головке шатуна замените шатун новым. 

 

 

 

9.2.3. Коленчатый вал

У коленчатых валов двигателей 2121 диаметр коренных шеек (мм) составляет: 

– нормальный размер 50,775–50,795; 
– ремонтный (–0,25) 50,525–50,545; 
– ремонтный (–0,50) 50,299–50,319; 
– ремонтный (–0,75) 50,049–50,069; 
– ремонтный (–1,00) 49,799–49,819. 

Диаметр шатунных шеек (мм): 

– нормальный размер 47,83–47,85; 
– ремонтный (–0,25) 47,58–47,60; 
– ремонтный (–0,50) 47,33–47,35; 
– ремонтный (–0,75) 47,08–47,10; 
– ремонтный (–1,00) 46,83–46,85. 

Номинальный расчетный зазор в шатунных подшипниках составляет 0,036–0,086 мм, а в коренных – 0,050–0,095 мм. Предельные зазоры (износ) равны 0,1 мм для шатунных и 0, 15 мм для коренных шеек. 

 

 

 


9.2.4. Головка цилиндров и клапанный механизм

На двигателе 2121 применяется прокладка головки цилиндров и болты крепления головки цилиндров многоразового использования. Поэтому болты крепления головки цилиндров необходимо затягивать в последовательности, указанной на рис. Порядок затягивания болтов головки цилиндров, но в два приема: 

– 1-й прием – предварительно затяните болты 1–10 моментом 33,3–41,16 Н·м (3,4–4,2 кгс·м); 
– 2-й прием – окончательно моментом 95,94–118,38 Н·м (9,79–12,08 кгс·м) болты 1–10 и моментом 30,67–39,1 Н·м (3,13–3,99 кгс·м) болт 11. 

 

 


9.2.5. Распределительный вал и его привод

Распределительный вал двигателя 2121 отличается от 21213 другим угловым расположением кулачков, т.к. на двигателе 2121 иные фазы газораспределения. 

В приводе распределительного вала имеются особенности в ремонте натяжителя цепи. У него плунжер 6 (см. рис. Разрез натяжителя цепи) удерживается от выпадания из корпуса 2 не с помощью кернения корпуса, а стопорным кольцом. Для разборки натяжителя следует вынуть это стопорное кольцо из канавки в корпусе. 

 

 


9.2.6. Системы двигателя

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Система смазки 

Система смазки двигателя 2121 отличается установкой масляного насоса уменьшенной производительности. Длина ведущей и ведомой шестерни уменьшена на 6 мм. 

Система питания

В системе питания устанавливается карбюратор типа 21053–1107010 с другими тарировочными данными. 

Тарировочные данные карбюратора 21073–1107010 

 
Параметры  1-я камера  2-я камера
Диаметр смесительной камеры, мм  32  32 
Диаметр диффузора, мм  23  24 
Главная дозирующая система: 
– маркировка* топливного жиклера  110  115 
– маркировка воздушного жиклера  150  135 
Тип эмульсионной трубки  ZD  ZC
Система холостого хода и переходная система 1-й камеры: 
– маркировка топливного жиклера  43  – 
– условный расход** топливного жиклера  140  – 
Переходная система 2-й камеры: 
– условный расход топливного жиклера  –  50 
– условный расход** топливного жиклера  150
Эконостат: 
– условный расход** топливного жиклера  70
Экономайзер мощностных режимов: 
– маркировка топливного жиклера  40
– усилие сжатия пружины при длине 9,5 мм, Н  1,5 ± 10 %
Диаметры отверстий, мм 
– для вакуумного корректора  1,2  
– для игольчатого клапана  1,8  
– для перепуска топлива в бак  0,70  
– для вентиляции картера двигателя  1.2


* Маркировка жиклеров определяется расходом, который замеряется с помощью микроизмерителей. Настройка микроизмерителей осуществляется по эталонным жиклерам. 
** Условный расход топливного жиклера определяется по эталонному жиклеру по специальной методике. Контролю в процессе эксплуатации не подлежит. 
*** Пусковые зазоры показаны на рис. Пусковое устройство карбюратора. Система зажигания

Характеристика центробежного регулятора датчика-распределителя зажигания 38.3706

 

Характеристика центробежного регулятора датчика-распределителя зажигания 38.3706
 

 
А – угол опережения зажигания, °; n – частота вращения валика датчика- распределителя зажигания, мин–1

Характеристика вакуумного регулятора датчика-распределителя зажигания 38.3706
 

Характеристика вакуумного регулятора датчика-распределителя зажигания 38.3706
 

 
А – угол опережения зажигания, °; Р – разрежение, гПа (мм рт. ст.)

В системе зажигания применяется датчик-распределитель зажигания 38.3706 с другими характеристиками центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. 

Начальный угол опережения зажигания см. в подразделе 1.11. 
 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125