ВАЗ-21214. Работа системы центрального впрыска топлива

  Главная      Автомобили - ВАЗ     ВАЗ-21213 (Нива вседорожник) - руководство по техническому обслуживанию и ремонту

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 119  120  121  122  123  124  125 

 

 

ВАЗ-21214. Работа системы центрального впрыска топлива

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Количество топлива, подаваемого форсункой, регулируется электрическим импульсным сигналом от контроллера (электронного блока управления). Он отслеживает данные о состоянии двигателя, рассчитывает потребность в топливе и определяет необходимую длительность подачи топлива форсункой (длительность импульса). Для увеличения количества подаваемого топлива длительность импульса увеличивается, а для уменьшения подачи топлива – сокращается. 

Контроллер обладает способностью оценивать результаты своих расчетов и команд, а также запоминать опыт недавней работы и действовать в соответствии с ним. «Самообучение» контроллера является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего срока эксплуатации автомобиля. 

Обычно к форсунке подается один импульс на один опорный импульс датчика положения коленчатого вала. Топливо подается либо синхронно с опорными импульсами, либо асинхронно, т.е. без совпадения с ними по времени. Синхронный впрыск топлива – наиболее употребительный способ подачи топлива. Асинхронный впрыск топлива применяется, когда необходимо дополнительное топливо при резком открытии дроссельной заслонки, о чем сигнализирует датчик положения дроссельной заслонки. Этот впрыск топлива подобен подаче топлива ускорительным насосом карбюратора при резком открытии дроссельной заслонки.

Независимо от метода впрыска подача топлива определяется состоянием двигателя, т.е. режимом его работы. Эти режимы обеспечиваются контроллером и описаны ниже. 

Режим пуска двигателя

При включении зажигания контроллер включает на 2 сек реле электробензонасоса, и он создает давление в магистрали подачи топлива к агрегату центрального впрыска. Контроллер учитывает показания от датчиков температуры охлаждающей жидкости и положения дроссельной заслонки и определяет правильное соотношение воздух/топливо для пуска. 

После начала вращения коленчатого вала контроллер будет работать в пусковом режиме, пока обороты не превысят 420 мин–1, в противном случае возможно переключение на режим «продувки» двигателя. Длительность каждого импульса на форсунку при пуске составляет 4–6 мс в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и положения дроссельной заслонки. 

Режим продувки двигателя

Если двигатель «залит топливом», он может быть запущен путем полного открытия дроссельной заслонки при одновременном проворачивании коленчатого вала. Контроллер в этом режиме выдает на форсунку импульсы, соответствующие соотношению воздух/ топливо 26:1 (длительность импульса около 2 мс), что «очищает» залитый двигатель. Контроллер поддерживает указанную длительность импульсов до тех пор, пока обороты двигателя ниже 420 мин–1, и датчик положения дроссельной заслонки показывает, что она почти полностью открыта (более 85 %). 

Если дроссельная заслонка удерживается почти полностью открытой при попытке нормального пуска «не залитого» двигателя, то двигатель может не пуститься, т. к. соотношение воздух/ топливо 26:1 может быть недостаточным для пуска незалитого двигателя, особенно если он непрогрет. 

Режим открытого цикла после пуска (без обратной связи)

После пуска двигателя (когда обороты более 420 мин–1) контроллер будет управлять системой подачи топлива в режиме «открытого цикла». На этом режиме контроллер игнорирует сигнал от датчика кислорода и рассчитывает длительность импульса на форсунку по сигналам от датчика положения коленчатого вала (информация о частоте вращения), датчика абсолютного давления воздуха, датчика температуры охлаждающей жидкости и датчика положения дроссельной заслонки. 

В режиме открытого цикла рассчитанная длительность импульса впрыска может давать соотношение воздух/ топливо, отличающееся от 14,7:1. Примером может служить непрогретое состояние двигателя, т.к. при этом для обеспечения хороших ездовых качеств требуется обогащенная смесь. 

Система будет оставаться в режиме открытого цикла до тех пор, пока не будут выполнены все следующие условия: 

– сигнал датчика кислорода изменяется, показывая, что он достаточно прогрет для нормальной работы; 
– температура охлаждающей жидкости больше 32° С; 
– двигатель проработал определенный период времени с момента пуска. Время может варьироваться от 6 с до 5 мин в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в момент пуска двигателя. В том случае, если температура была ниже 18° С, период составляет 5 мин. Если температура была выше 75° С, задержка составляет 6 с. 

Режим замкнутого цикла после пуска (с обратной связью) 

На режиме замкнутого цикла контроллер сначала рассчитывает длительность импульса на форсунку на основе сигналов от тех же датчиков, что и в режиме открытого цикла. Отличие состоит в том, что в режиме замкнутого цикла контроллер еще использует сигнал от датчика кислорода для корректировки и тонкой регулировки расчетного импульса, чтобы точно поддерживать соотношение воздух/ топливо на уровне 14,6–14, 7:1. Это позволяет каталитическому нейтрализатору работать с максимальной эффективностью.

Режим обогащения при ускорении

Контроллер следит за резкими изменениями положения дроссельной заслонки (по датчику положения дроссельной заслонки) и за давлением во впускной трубе (по датчику абсолютного давления) и обеспечивает подачу добавочного количества топлива за счет увеличения длительности импульса на форсунку. 

Если возросшая потребность в топливе слишком велика из-за резкого открытия дроссельной заслонки, то контроллер может добавить асинхронные импульсы на форсунку в промежутках между синхронными, которых при нормальной работе приходится один на каждый опорный импульс от датчика положения коленчатого вала. 

Режим мощностного обогащения

Контроллер следит за сигналом датчика положения дроссельной заслонки и частотой вращения коленчатого вала для определения моментов, в которые водителю необходима максимальная мощность двигателя. Для достижения максимальной мощности требуется обогащенная горючая смесь, и контроллер изменяет соотношение воздух/ топливо приблизительно до 12:1. На этом режиме сигнал датчика концентрации кислорода игнорируется, т.к. он будет указывать на обогащенность смеси. 

Режим обеднения при торможении

При торможении автомобиля с закрытой дроссельной заслонкой могут увеличиться выбросы в атмосферу токсичных компонентов. Чтобы не допустить этого, контроллер следит за уменьшением угла открытия дроссельной заслонки и величины давления во впускной трубе и своевременно уменьшает количество подаваемого топлива путем сокращения импульса впрыска. 

Режим отключения подачи топлива при торможении двигателем

При торможении двигателем с включенной передачей и сцеплением контроллер может на короткие периоды времени полностью отключить импульсы впрыска топлива. 
Отключение подачи топлива наступает при выполнении всех следующих условий: 

– температура охлаждающей жидкости выше 44° С; 
– частота вращения коленчатого вала выше 3150 мин–1; 
– скорость автомобиля выше 42 км/ч; 
– дроссельная заслонка закрыта; 
– сигнал датчика абсолютного давления показывает отсутствие нагрузки двигателя (давление меньше 24 кПа); 
– таблица, вложенная в постоянную память контроллера и сравнивающая частоту вращения коленчатого вала со скоростью автомобиля, определяет включенную передачу коробки передач. 

При торможении автомобиля двигателем любое из следующих условий вызовет возобновление импульсов впрыска топлива: 

– частота вращения коленчатого вала ниже 2100 мин–1; 
– скорость автомобиля менее 42 км/ч; 
– дроссельная заслонка открыта не менее, чем на 2 %; 
– сигнал датчика абсолютного давления во впускной трубе показывает наличие нагрузки (давление более 25 кПа); 
– сцепление выключено. Это может быть определено по быстрому падению частоты вращения коленчатого вала. 

Компенсация падения напряжения питания

При падении напряжения питания система зажигания может давать слабую искру, а механическое движение «открытия» форсунки может занимать больше времени. Контроллер компенсирует это путем увеличения времени накопления тока в катушке зажигания при падении напряжения питания ниже 12 В, а при падении напряжения ниже 8 В – путем увеличения оборотов холостого хода и длительности импульса впрыска. 

Режим отключения подачи топлива

При выключенном зажигании топливо форсункой не подается, чем исключается самовоспламенение смеси при перегретом двигателе. Кроме того, импульсы впрыска топлива не подаются, если контроллер не получает опорных сигналов положения коленчатого вала, т.е. это означает, что двигатель не работает. 

Отключение подачи топлива также происходит при превышении предельно допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя, равной 6500 мин–1. Импульсы впрыска возобновятся после падения частоты вращения коленчатого вала ниже 5850 мин–1. 
 

 

 

 

Диагностика системы впрыска

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Здесь приведены только краткие сведения по диагностике системы впрыска с помощью контрольной лампы «CHECK ENGINE». Подробно диагностика с использованием специальных приборов и диагностических карт описана в отдельном Руководстве по ремонту системы центрального впрыска топлива. 

Контроллер постоянно выполняет самодиагностику по некоторым функциям управления. Языком контроллера для указания источника неисправности служат диагностические коды. Коды это двузначные номера в диапазоне от 12 до 61. У разных контроллеров коды неисправностей могут несколько отличаться друг от друга. В таблице представлена расшифровка кодов неисправностей контроллера для системы центрального впрыска топлива с импортными комплектующими. 

Когда неисправность обнаружена контроллером, код заносится в память и включается контрольная лампа «CHECK ENGINE». Это не означает, что двигатель должен быть немедленно остановлен, но причина включения контрольной лампы должна быть обнаружена при первой же возможности. 

Коды неисправностей контроллера

 
12  Исправность диагностической цепи контрольной лампы 
13 Отсутствует сигнал от датчика концентрации кислорода 
14 Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости 
15 Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости 
21 Завышенное напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки 
22 Недостаточное напряжение сигнала датчика положения дроссельной 
заслонки 
23 Завышенное напряжение сигнала от датчика температуры воздуха 
24 Отсутствует сигнал от датчика скорости автомобиля 
25 Недостаточное напряжение сигнала от датчика температуры воздуха 
33 Завышенное напряжение сигнала от датчика абсолютного давления воздуха
34 Недостаточное напряжение сигнала от датчика абсолютного давления 
воздуха 
35 Отклонение оборотов холостого хода 
42 Неисправность цепи управления зажиганием 
44 Обедненный состав смеси 
45 Обогащенный состав смеси 
51 Ошибка программируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ) 
53 Завышенное напряжение питания системы 
54 Завышенное или недостаточное напряжение сигнала октан-коррекции 
55 Ошибка контроллера

 

 

 

 

 

ВАЗ-21214. Лампа "CHECK-ENGINE"

Лампа находится в комбинации приборов и выполняет следующие функции:

– информирует водителя о том, что имеется неисправность в системе управления двигателем и автомобиль необходимо проверить по возможности быстрее; 
– выдает диагностические коды, хранящиеся в памяти контроллера, чтобы помочь специалисту найти неисправность. 

При включении зажигания лампа загорается и, пока двигатель еще не работает, происходит проверка исправности лампы и систем. После пуска двигателя лампа должна гаснуть. Если лампа продолжает гореть, то система самодиагностики обнаружила неисправность. Если неисправность пропадает, то лампа гаснет обычно через 10 сек, но код неисправности будет храниться в памяти контроллера. 

В случае «непостоянного» характера неисправности лампа «CHECK ENGINE» будет гореть около 10 с, а затем погаснет. Однако соответствующий код неисправности будет храниться в памяти контроллера, пока не отключится его питание. Когда в процессе считывания кодов обнаруживаются неожиданные коды, то можно предположить, что эти коды созданы непостоянной неисправностью и могут помочь в диагностике системы. 
 

 

 

 Считывание кодов

Колодка диагностики

 

Колодка диагностики
А – контакт, соединенный с массой; В – диагностический контакт для подачи сигнала на контроллер; G – контакт управления электробензонасосом; М – контакт выдачи информации (канал последовательных данных)

Для связи с контроллером служит колодка диагностики. Она расположена под вещевым ящиком с правой стороны рядом с контроллером. 

Коды неисправностей, хранящиеся в памяти контроллера, могут быть прочитаны либо специальным диагностическим прибором, или подсчетом числа вспышек лампы «CHECК ENGINE». 

Выдача кода 12 контрольной лампой «CHECK ENGINE» 

 

Колодка диагностики
А – контакт, соединенный с массой; В – диагностический контакт для подачи сигнала на контроллер; G – контакт управления электробензонасосом; М – контакт выдачи информации (канал последовательных данных)

Для считывания кодов лампой необходимо соединить контакт «В» колодки диагностики с массой. Легче всего его замкнуть на массу, соединив с контактом «А», который соединен с массой двигателя. 

Когда контакты «А» и «В» будут соединены между собой, то ключ в выключателе зажигания надо повернуть в положение III (Зажигание), но двигатель работать не должен. 

В этих условиях лампа «CHECK ENGINE» должна вспышками высветить три раза подряд код 12. Это должно происходить в таком порядке: вспышка, пауза (1–2 с), вспышка, вспышка – длинная пауза (2–3 с), и еще так два раза.

Код 12 говорит о том, что работает система диагностики контроллера. Если код 12 не высвечивается, то имеются неполадки в самой системе диагностики. 

После высвечивания кода 12 лампа «СHECK ENGINE» три раза высвечивает коды неисправностей, если они существуют, или просто продолжает высвечивать код 12, если кодов неисправностей нет. 
Если в памяти контроллера хранится более одного кода неисправностей, то они высвечиваются каждый по 3 раза. 

Предупреждение
По окончании диагностики размыкать контакты «А» и «В» колодки диагностики разрешается через 15 сек после выключения зажигания. 

 

 

9.1.4. Стирание кодов

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Стирают коды из памяти контроллера или после окончания ремонта или с целью посмотреть, не возникает ли неисправность снова. Для стирания необходимо отключить питание контроллера не менее, чем на 10 сек. 

Питание может быть отключено либо отсоединением провода от клеммы «минус» аккумуляторной батареи, или удалением предохранителя защиты контроллера из блока предохранителей. 

Предупреждение
Чтобы не повредить контроллер, отключать и включать его питание надо только при выключенном зажигании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 119  120  121  122  123  124  125