(рис. 70) является комбинированным краном
поршневого типа, в котором органы управления тормозами автомобиля-тягача
и идущих за ним прицепов объединены в одном агрегате. Кран служит для
распределения сжатого воздуха и подачи его в пневмоусилитель и тормозные
камеры прицепа. Верхний цилиндр крана предназначен для управления
тормозами прицепа, нижний — для управления тормозами тягача. Кран
установлен на левом лонжероне рамы под кабиной.
На нижней камере тормозного крана установлено режимное кольцо 24. При
движении с порожними прицепами режимное кольцо должно быть установлено в
положение «П»; в этом случае опережение действия тормозов прицепа по
отношению к тягачу будет наименьшим. При работе с тяжелогруженными
прицепами и большом весе автопоезда режимное кольцо должно быть
переставлено в положение «Р». Положение «Н» соответствует нормальной
регулировке крана и обеспечивает достаточно хорошую работу тормозов в
нормальных условиях.
При отпущенной тормозной педали уравновешивающая
пружина 10 отодвигает поршень 14 верхнего цилиндра
в крайнее правое положение и отжимает клапан 15 от наружного седла. При
этом сжатый воздух от воздушных баллонов через боковое отверстие в
полости клапанов (со стороны пружин 16) проходит в правую полость
цилиндра и оттуда — в магистраль прицепа.
При давлении 4,8—5,3 кг/см2 сжатый воздух, действуя на поршень, сжимает
уравновешивающую пружину. Клапан садится на наружное седло, и дальнейшее
поступление воздуха в тормозную магистраль прицепа прекращается.
Тяга нижнего цилиндра 28 отжимается пружиной 26 от поршня 19 до упора в
кольцо, и возвратная коническая пружина 20 отодвигает поршень нижнего
цилиндра в крайнее левое положение. При этом нижний клапан прижат к
своему наружному седлу, в результате чего тормозная магистраль тягача
через канал в поршне нижнего цилиндра соединяется с атмосферой.
При нажатии на педаль тяга 1 перемещается влево и дополнительно сжимает
уравновешивающую пружину. При этом верхний поршень под действием сжатого
воздуха перемещается влево, и сжатый воздух из магистрали прицепа
выходит через канал в поршне в атмосферу.
Снижение давления в магистрали прицепа вызывает его затормаживание.
Одновременно нижний конец рычага 2 крана, преодолевая сопротивление
пружины 26, перемещает тягу 28 вправо. Тяга давит на поршень и
перемещает его также вправо. При этом поршень упирается в нижний клапан
15, прекращая сообщение тормозной магистрали автомобиля с атмосферой.
При дальнейшем перемещении поршня клапан отходит от наружного седла, и
воздух из баллона поступает в пневмоусилители.
При торможении автомобиля ручным тормозом рычаг 3 крана сжимает
уравновешивающую пружину. Это ослабляет противодействие пружины
перемещению поршня верхнего цилиндра, и он перемещается влево. Клапан 15
открывается, воздух выходит из тормозной магистрали прицепа, и прицеп
затормаживается. В тормозную магистраль тягача сжатый воздух в этом
случае не поступает.
Давление в магистрали прицепа регулируют гайкой 4, предварительно
отвернув стопорный винт 6. Давление должно быть 4,8—5,3 кг/см2 при
давлении в воздушных баллонах автомобиля 6—7 кг/см2.
По окончании регулировки завернуть винт 6.
При полном ходе тормозной панели (до упора в регулировочный болт)
максимальное давление воздуха в пневмосистеме после тормозного крана
должно быть 3,5—4 кг/см2 при давлении воздуха в тормозном баллоне
5,6—7,4 кг/см2.