Подвеска переднего моста (рис. 53) состоит из двух продольных
полуэллиптических рессор 10, работающих совместно с двумя
гидравлическими амортизаторами 4 двойного действия телескопического
типа.
Рессоры и амортизаторы взаимозаменяемы с аналогичными узлами автомобиля
МАЗ-500. Верхние проушины амортизаторов через резиновые втулки
прикреплены к скобе кронштейнов 5, а нижние проушины — к кронштейнам 15,
установленным под рессорой на балке. В средней части рессор стремянками
16 закреплена балка переднего моста. Ход моста вверх ограничивается
резиновыми буферами 2, закрепленными в накладке 17 рессоры и
дополнительными буферами 11, установленными в обойме 12. Обойма
соединена с кронштейном 6, прикрепленным к лонжеронам рамы.
Дополнительные буфера, кроме того, уменьшают напряжения в рессоре при
резком торможении, ограничивая закрутку рессор.
На передних концах рессор заклепкой и болтом с гайкой 22 крепятся ушки
20. Рессоры через ушки соединены с передними кронштейнами 1 пальцами 18,
которые фиксируются в кронштейнах клиньями 21.
В зависимости от межцентрового расстояния для надежного закрепления
пальца клинья подбираются на заводе, для чего они изготовляются двух
размеров.
При монтаже рессор обязательно соблюдать заводскую установку клиньев в
отверстиях.
Задние концы рессор свободно входят в проушины задних кронштейнов 8 и
удерживаются от выпадания при низшем положении моста стяжным болтом 14,
на который надета распорная втулка 13.
Гидравлические амортизаторы предназначены для гашения колебаний
рамы автомобиля при сжатии и распрямлении рессор. Применение
амортизаторов облегчает работу рессор, увеличивает срок их службы и
повышает устойчивость автомобиля при движении по неровностям дороги.
На рис. 54 показано устройство телескопического амортизатора. В корпусе
16 концентрично расположен рабочий цилиндр 7, заполненный амортизаторной
жидкостью. В цилиндре помещается поршень 23, закрепленный на штоке 6.
Корпус соединен с кожухом переднего моста, а шток через кронштейн — с
рамой.
На днище поршня имеются сквозные отверстия, равномерно расположенные на
окружностях двух различных диаметров. Отверстия на внешнем диаметре
закрыты сверху клапаном сжа-
тия 25, поджатым пружиной 8. Отверстия на
внутреннем диаметре перекрыты снизу клапаном отбоя 22, представляющим
собой коническую тарелку, поджатую пружиной 21. На поршне под клапаном
отбоя имеется прорезь-дроссель. В канавках поршня установлены
компрессионные кольца 9 и 24.
Шток перемещается в направляющей втулке, запрессованной в крышку
цилиндра 27. Жидкость, просочившаяся между направляющей втулкой и
штоком, стекает в корпус через отверстия в крышке. В корпусе 29 помещен
резиновый сальник 3, поджатый пружиной 5 через шайбу 28. С двух сторон
сальника установлены текстолитовые шайбы. Чтобы пыль и влага не попадали
в сальник 3 и корпус амортизатора, имеются войлочное защитное кольцо 30
и резиновое уплотнительное кольцо 4. Оба кольца поджимаются через
упорную шайбу 32 гайкой 2. Рабочий цилиндр 7 напрессован на основание
19, в котором монтируются перепускной клапан 13 и дополнительный клапан
сжатия 14. Клапаны поджимаются
пружинами 12 и 15. При работе амортизатор совершает
два рабочих хода: ход отбоя и ход сжатия.
Ход отбоя. В этом ходе амортизатор растягивается, жидкость над
поршнем сжимается. Клапаны сжатия 25 и 14 закрываются, и жидкость через
внутренний ряд отверстий в поршне поступает к клапану отбоя 22. При
небольших скоростях движения поршня жидкость постепенно перетекает через
дроссель, а при резком перемещении поршня жидкость не успевает перетечь.
Тогда давление жидкости повышается, пружина 21 сжимается, и жидкость
перетекает под поршень.
В это время перепускной клапан 13 открыт и свободно пропускает из
корпуса в рабочий цилиндр часть жидкости, равную объему той части штока,
которая в данный момент выходит из рабочего цилиндра.
Ход сжатия. При сжатии поршень амортизатора движется вниз, клапан
сжатия 25 открывается, и жидкость перетекает через наружный ряд
отверстий поршня в надпоршневое пространство. Жидкость в количестве,
равном объему вводимой части штока, вытесняется в корпус через
дополнительный клапан сжатия 14, клапаны 22 и 13 закрыты давлением
жидкости.
Сопротивление, развиваемое амортизатором, зависит от жесткости пружин
21, 8 и 12. Амортизаторы, установленные на автомобиле, отрегулированы на
усилие при ходе отбоя в пределах 500—860 кг и при ходе сжатия — на
усилие 40—100 кг. Правильность регулировки проверяется на установке
(прессе) с ходом штока 100 мм и частотой 100 ходов в минуту.
Подвеска среднего и заднего мостов балансирного типа (рис. 55).
Концы рессор 1 входят в проушины опорных кронштейнов 6, напрессованных
на балки среднего и заднего мостов.
Рессоры стремянками 2 прикреплены к балансирам 10, качающимся на оси
балансирной подвески 7, укрепленной в кронштейнах 8 и 5 на раме
автомобиля.
Реактивный момент и толкающие усилия передаются от мостов к раме через
верхние 20 и нижние 19 реактивные штанги. Нижние реактивные штанги
расположены по две с каждой стороны.
Пальцы 9 реактивных штанг шаровые. На верхних реактивных штангах со
стороны мостов установлены пальцы с укороченным конусом, которые
удерживаются от проворачивания в кронштейнах 4 сегментными шпонками.
Удар моста о раму, полученный при наезде колеса автомобиля на
препятствие, смягчается буфером 17. Ход среднего моста вниз
ограничивается тросом отбоя 16 и частично смягчается буфером 18. Ход
заднего моста вниз ограничивается рессорой.