СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-375 АВТОМОБИЛЯ
УРАЛ-375Д - ЧАСТЬ 2
Масляный насос (рис. 12) двухсекционный
шестеренчатого типа. Верхняя секция масляного насоса подает масло в
систему смазки двигателя и в центрифугу.
Редукционный клапан установлен в крышке масляного насоса и отрегулирован
на давление 3 кг/см2. Клапан перепускает масло из напорной во
всасывающую полость масляного насоса. Минимально допустимое давление
масла в двигателе 1,5 кг/см2 при 1000 об/мин.
Нижняя секция масляного насоса подает масло через специальный кран в
масляный радиатор. Редукционный перепускной
клапан, встроенный в корпус нижней секции насоса,
отрегулирован на давление 1,2 кг[см2.
Рис. 12. Масляный насос:
1 — корпус нижней секции; 2 — редукционный клапан; 3 — ведомая шестерня
верхней секции; 4— крышка; 5 — прокладки; б — перепускной клапан; 7 —
ведомая шестерня нижней секции; 8 — ведущая шестерня нижней секции; 9 —
штифт;
10 — пружинное кольцо; 11—ведущая шестерня верхней секции; 12—корпус
верхней секции; 13 — вал; 14 — центрирующая втулка
Масляные фильтры грубой и тонкой очистки расположены в общем
корпусе (рис. 13).
Фильтр грубой очистки пластинчато-щелевого типа.
Для очистки проворачивать рукоятку 11 на три-четыре
оборота на прогретом двигателе. Если рукоятка проворачивается с трудом,
промыть фильтр в керосине.
При увеличении сопротивлений в фильтре вследствие засорения или большой
вязкости масла срабатывает перепускной шариковый клапан,
отрегулированный на перепад давления 1 кг/см2, и масло поступает в
распределительную камеру, минуя фильтр.
Фильтр тонкой очистки центробежный с реактивным приво-дом. Центрифуга
состоит из ротора 7, вращающегося за счет реактивной силы струи масла,
вытекающего из корпуса через два жиклера 2. При давлении масла около 3
кг/см2 ротор вместе с находящимся в нем маслом вращается со скоростью
5000— 6000 об/мин. Под действием возникающих центробежных сил
механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к крышке 8
ротора, где они откладываются, образуя плотный осадок, который удаляют
при разборке центрифуги. Очищенное масло через жиклеры попадает в корпус
масляных фильтров 1, откуда сливается в картер двигателя.
Чистку центрифуги рекомендуется проводить после того, как с ротора
стечет масло, т. е. через 30 мин после остановки двигателя.
Для очистки центрифуги необходимо:
— отвернуть гайку-барашек, снять кожух 6, очистить от грязи и промыть;
— отвернуть пробку 3 и вставить в отверстие бородок, чтобы ротор не
вращался;
— отвернуть центральную гайку 9, снять с основания ротора крышку 8,
очистить ее от отложений грязи и промыть в бензине;
— снять сетчатые фильтры, промыть их в бензине и продуть.
Если фильтры сильно засмолились или повреждены, их надо
заменить.
Собирать центрифугу в обратной последовательности.
Ротор должен вращаться на оси легко, без малейших заеданий. При наличии
заеданий снять ротор с оси, очистить втулки и жиклеры и промыть их в
бензине.
Работу центрифуги проверяют на слух; при остановке двигателя ротор
продолжает вращаться и издавать в течение 2—3 мин характерное,
постепенно затихающее гудение.
Фильтр очистки масла (полнопоточная
центрифуга) на двигателе может быть установлен вместо масляных фильтров
грубой и тонкой очистки и новый фильтр очистки масла (полнопоточная
центрифуга).
Главное отличие нового фильтра очистки масла от масляных фильтров,
установленных на двигателе ранее, состоит в том, что новый фильтр не
имеет фильтра грубой очистки масла. Подаваемое насосом двигателя масло
проходит через центрифугу, где оно очищается. Новый фильтр очистки масла
устанавливается на тех же шпильках.
В корпусе фильтра встроен перепускной клапан, отрегулированный на
перепад давлений 1 кг/см2. Перепускной клапан предназначен для пропуска
части масла в распределительную камеру, минуя центрифугу, при
значительном износе подшипников двигателя в связи с ростом расхода масла
на смазку, а следовательно, и через центрифугу. Часть масла также может
проходить через перепускной клапан при пуске двигателя из-за большой
вязкости холодного масла.
Уход за центрифугой аналогичен описанному выше.
В двигателе дополнительно предусмотрена центробежная очистка масла в
грязесборниках, выполненных в шатунных шейках коленчатого вала. Очистка
масла в грязесборниках особенно эффективна в начальный период работы
двигателя (в период приработки трущихся поверхностей).
Масляный радиатор пластинчато-трубчатого типа установлена впереди
водяного радиатора. При температуре окружающего воздуха ниже—10° С
масляный радиатор следует отключать, завертывая кран, ввернутый в корпус
нижней секции масляного насоса. Температура масла в картере двигателя
должна быть в пределах 60—90° С.-
Вентиляция картера приточно-вытяжная, осуществляется путем отсоса
картерных газов через специальный клапан (рис. 14) во впускную трубу
двигателя и путем поступления в картер свежего воздуха.
Поступающий воздух очищается от пыли в фильтре 16 (см. рис. 4), а
отсасываемые картером газы очищаются от частиц масла в специальном
уловителе.
Клапан служит для регулировки объема отсасываемых картерных газов в
зависимости от режима работы двигателя.
При полностью открытом дросселе возникает такое разрежение во впускной
трубе двигателя, при котором клапан полностью открывается, что
соответствует наибольшему объему прорывающихся в картер газов. При
работе на прикрытых дросселях проходное сечение клапана уменьшается.
Между клапаном и впускной трубой двигателя установлен кран отключения
системы вентиляции.
В фильтр заливается масло до метки, имеющейся на корпусе. Зимой, при
значительном накоплении в корпусе влаги, уровень масла надо снизить.
Для очистки фильтра необходимо:
— снять пробку наливного патрубка, отвернуть винт внутри патрубка и
снять фильтр с двигателя;
— снять крышку с фильтрующим элементом, прополоскать элемент в керосине,
дать стечь, после чего прополоскать в масле;
— слить масло, промыть корпус керосином и наполнить маслом до указанного
уровня, собрать и установить на двигатель.