Система зажигания обеспечивает надежное и своевременное воспламенение
рабочей смеси в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. На
двигателе устанавливается батарейная система зажигания УАЗ-469, схема
которой приведена на рис. 108, состоящая из катушки зажигания,
распределителя зажигания, свечей зажигания, проводов высокого напряжения
и выключателя зажигания. Последовательно с катушкой зажигания
включается резистор 14 (рис. 109), который автоматически
закорачивается при пуске двигателя стартером для увеличения тока
разрыва в. первичной цепи.
Катушка зажигания (рис. 109) предназначается для получения импульсов
высокого напряжения, обеспечивающих пробой искрового промежутка в
свечах зажигания.
Она состоит из первичной и вторичной обмоток. Первичная обмотка
наматывается на вторичную. Катушка имеет сердечник и кольцевой
магнитопровод, изготовленные из электротехнической стали.
Условнее обозначение расцветам проводов зажигания УАЗ-469: Г — голубой;
К — красный; О — оранжевый; Ф — фиолетовый; Ч — черный.
Катушка герметизируется карбонитовой крышкой в кожухе с резиновой
прокладкой. Кожух заполняется трансформаторным маслом, улучшающим
изоляцию обмоток и отвод тепла.
Во избежание повреждения катушки не оставляйте зажигание УАЗ-469
включенным при неработающем двигателе.
Распределитель (рис. 110) предназначается для распределения импульсов
высокого напряжения по цилиндрам двигателя в необходимой
последовательности. Он устанавливается с левой стороны блока цилиндров
двигателя и приводится во вращение валиком масляного насоса двигателя.
Валик распределителя вращается против хода часовой стрелки (если
смотреть со стороны его крышки).
Распределитель имеет два прибора: прерыватель Тока низкого напряжения в
цепи катушки зажигания и распределитель тока высокого напряжения.
Для автоматического изменения угла опережения зажигания имеются
центробежный и вакуумный регуляторы.
Для обеспечения надежности работы системы зажигания производите
регулировку зазора между контактами прерывателя. Перед регулированием
зазора осмотрите рабочие поверхности контактов и, если они загрязнены,
замаслены или обгорели, очистите их.
Свечи зажигания УАЗ-469. На двигателе применяются неразборные свечи с
керамическими изоляторами, подобранными по тепловой характеристике. При
образовании на свече нагара создается утечка тока, что приводит к
уменьшению вторичного напряжения. Подгорание электродов вызывает
увеличение пробойного напряжения искрового промежутка свечи. При
появлении перебоев в работе зажигания прежде всего проверьте зазор между
электродами (рис. 111), а в случае необходимости отрегулируйте.
Выключатель зажигания предназначен для включения и выключения первичной
цепи зажигания. Кроме того, выключатель обеспечивает включение стартера,
контрольно-измерительных приборов, электродвигателей стеклоочистителя и
отопителя.
Техническое обслуживание системы зажигания заключается в регулярной
очистке ее приборов от загрязнений, в установке зажигания, в
регулировках зазора между контактами прерывателя и своевременной
смазке.
Установку зажигания проводите в такой последовательности:
1. Снимите крышку распределителя и ротор, проверьте состояние и
величину зазора между контактами прерывателя (в случае необходимости
отрегулируйте зазор). Поставьте ротор на место.
2. Выверните свечу 1-го цилиндра.
3. Закройте пальцем отверстие для свечи 1-го цилиндра и проверните
коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала выхода воздуха
из-под пальца. Это и будет начало хода сжатия в 1-м цилиндре.
4. Проворачивайте вал двигателя осторожно до совпадения отверстия на
шкиве со штифтом на крышке распределительных шестерен.
5. Проверьте, чтобы ротор стоял против внутреннего контакта крышки,
соединенного с проводом, идущим к свече 1-го цилиндра.
6. Проверните пластину октан-корректора вместе с распределителем так,
чтобы указатель совпал со средним делением шкалы, нанесенным на
пластине.
7. Поверните слегка корпус распределителя против хода часовой стрелки,
чтобы контакты прерывателя замкнулись.
8. Присоедините контрольную лампу с патроном концом одного провода к
выводу низкого напряжения распределителя, а концом другого провода — к
«массе» (можно воспользоваться подкапотной лампой и дополнительным
отрезком провода).
9. Включите зажигание и осторожно поворачивайте корпус распределителя по
ходу часовой стрелки до вспышки лампочки.
Остановите вращение распределителя точно в момент начала вспышки
лампочки. Если это не удалось, операцию повторите.
10. Затяните крепежный винт, удерживая корпус распределителя от
проворачивания, поставьте крышку и центральный провод на место.
11. Проверьте правильность присоединения проводов от свечей, начиная с
первого цилиндра, в следующем порядке: 1, 2, 4, 3-й, считая против хода
часовой стрелки.
После каждой установки зажигания и после регулировки зазора в
прерывателе проверяйте точность установки момента зажигания, прослушивая
работу двигателя при движении автомобиля.
Для этого прогрейте двигатель до температуры 80... 85°С и, двигаясь на
прямой передаче по ровной дороге со скоростью 30...35 км/ч, дайте
автомобилю разгон, резко нажав на педаль дроссельной заслонки. Если при
этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то
установка момента зажигания сделана правильно.
При сильной детонации поверните корпус распределителя по шкале
октан-корректора на одно деление против хода часовой стрелки. Каждое
деление шкалы соответствует изменению момента зажигания на 2°, считая по
коленчатому валу. При полном отсутствии детонации поверните корпус
распределителя на одно деление по ходу часовой стрелки. После
перестановки момента зажигания снова проверьте правильность его
установки.
Регулировку зазора между контактами прерывателя проводите в такой
последовательности:
1. Освободите пружинные держатели, снимите крышку распределителя и
ротор.
2. Установите кулачок так, чтобы между контактами был наибольший зазор.
3. Проверьте щупом зазор между контактами: щуп должен входить в зазор,
не отжимая кулачка. Зазор должен быть в пределах 0,35...0,45 мм (рис.
112).
4. Ослабьте стопорный винт 1 (рис. 113) крепления стойки неподвижного
контакта и, вращая регулировочный эксцентриковый винт 2, установите
нормальный зазор.
5. Заверните стопорный винт и вторично проверьте зазор между контактами.
6. Установите ротор и закрепите крышку распределителя.
После первых 24 000 км пробега автомобиля выньте из обоймы фильц
кулачка распределителя и очистите (или срежьте) образовавшуюся на его
краю корочку. Затем поставьте фильц на свое место таким образом, чтобы
обеспечилось его касание с кулачком, а затем смажьте двумя-тремя каплями
масла, применяемого для двигателя. При дальнейшей эксплуатации
руководствуйтесь Таблицей смазки.
Через каждые 40 000...60 000 км пробега:
1. Произведите текущий ремонт распределителя, во время которого
распределитель разберите, все детали промойте, осмотрите и в случае
необходимости замените. При переборке распределителя ось рычажка, ось
кулачка, оси и пальцы грузиков смазывайте маслом для двигателя, а валик
привода смазывайте тонким слоем смазки Литол-24, которой заполняйте и
крышку масленки.
2. Замените втулки в корпусе распределителя в случае наличия большого
радиального люфта валика распределителя, вызывающего большой асинхронизм
искрообразования.
3. Промойте шариковый подшипник пластины прерывателя, заложите свежую
смазку и проверните его наружное кольцо относительно внутреннего.
Рис. 112. Проверка и
регулировка зазора между контактами прерывателя.