Если вам показалось, что при работе двигателя появились звуки, которых
не было раньше, немедленно убедитесь, все ли в порядке с двигателем.
Чаще всего стуки в двигателе связаны с серьезными неисправностями, для
диагностирования и устранения которых придется разбирать двигатель в
условиях сервиса или гаража. Однако можно попытаться самостоятельно
определить причину стуков, чтобы решить, ехать в автосервис своим ходом
или на буксире.
Предупреждение
Если у вас появятся малейшие сомнения в самостоятельной диагностике,
доставайте буксирный трос. Серьезный ремонт поврежденного двигателя
будет стоить дороже, чем услуги буксировщика.
Стук коренных подшипников — очень опасный; мотор остановить немедленно,
в автосервис или гараж придется ехать на буксире. Стук низкого тона.
Прослушивается в нижней части картера, заметно усиливается под нагрузкой
и при увеличении частоты вращения. Часто его появление сопровождается
падением давления масла (сигнальная лампа аварийного падения давления
масла горит практически постоянно).
Стук шатунных подшипников — очень опасный; мотор остановить немедленно,
в автосервис или гараж ехать на буксире. Звук ритмичный, звонкий,
металлический, среднего тона. Значительно возрастает при увеличении
нагрузки и полностью пропадает при отключении свечи зажигания.
Стук поршневых пальцев — опасный; не нагружая двигатель, можно доехать
до автосервиса или гаража самостоятельно. Ритмичный, высокого тона, с
резким металлическим оттенком, он слышен на всех режимах работы
двигателя и усиливается при увеличении нагрузки на двигатель. Полностью
пропадает при отключении свечи зажигания.
Стук изношенных поршней и цилиндров — неопасный; не нагружая сильно
двигатель, можно доехать до автосервиса или гаража самостоятельно. Звук,
напоминающий стук глиняной посуды. Особенно хорошо слышен на непрогретом
двигателе, по мере прогрева уменьшается или исчезает.
Стук клапанов — неопасный, можно доехать до автосервиса или гаража
самостоятельно. Металлический стук на фоне общего глухого шума. Хорошо
прослушивается на малой и средней частоте вращения коленчатого вала со
стороны головки блока цилиндров над местами расположения клапанов. Стук
клапанов обычно появляется при выходе из строя гидрокомпенсаторов,
которые в этом случае необходимо заменить.
Детонационные стуки — опасные, но, как правило, устраняются заменой
датчика детонации. Не нагружая сильно двигатель, можно доехать до
автосервиса или гаража самостоятельно. Звонкие металлические стуки,
возникающие, как правило, при разгоне автомобиля. Причина — отказ
датчика детонации, применение низкооктанового топлива, перегрузка
двигателя при слишком раннем включении повышенной передачи, значительное
нагарообразование в камерах сгорания. Необходимо заменить датчик
детонации (см. разд. 10 «Электрооборудование») и применить специальную
присадку к топливу для удаления нагара на клапанах и в камерах сгорания.