При работе двигателя исправная система охлаждения поддерживает
оптимальный температурный режим. Нарушения в работе системы охлаждения
могут привести к перегреву двигателя. Если пропустить этот момент, могут
возникнуть неприятные последствия: пробой прокладки головки блока,
коробление головки и, как следствие, сложный ремонт двигателя.
В блоках контрольных и сигнальных ламп автомобиля UAZ Hunter находится
указатель температуры охлаждающей жидкости. Если двигатель
перегревается, стрелка указателя приближается к красной зоне.
УАЗ Хантер. Проверка системы охлаждения двигателя
При первых признаках перегрева, если стрелка указателя температуры
ушла в красную зону, но из-под капота не вырываются клубы пара,
полностью откройте кран отопителя и воздушную заслонку управления
притоком воздуха, включите электродвигатель отопителя на
максимальную скорость. Включите аварийную сигнализацию, выжмите
педаль сцепления и, используя инерцию автомобиля, постарайтесь
осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как
можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей
части. Дайте двигателю поработать пару минут при нормальной частоте
вращения холостого хода с включенным на полную мощность отопителем.
Предупреждение
Не останавливайте
двигатель сразу! Единственное условие — сохранение
герметичности системы охлаждения. Если лопнул или
соскочил шланг или образовалось другое место утечки,
кроме выброса жидкости из-под пробки расширительного
бачка, двигатель придется остановить немедленно!
После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев
охлаждающей жидкости в местах ее контакта с наиболее
теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок.
Это явление называется тепловым ударом.
1. Остановите двигатель.
2. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство. Определите,
откуда вырывается пар. При осмотре двигателя обратите внимание на
наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на целость
резиновых шлангов, радиатора, термостата.
Предупреждение
Никогда сразу не
открывайте пробку расширительного бачка. Жидкость в
системе охлаждения находится под давлением, при
открытии пробки давление резко упадет, жидкость
закипит, и ее брызги могут вас ошпарить. Если вы
хотите открыть пробку расширительного бачка на
горячем двигателе, предварительно накиньте сверху
плотную толстую тряпку и только после этого
осторожно поворачивайте пробку.
3. Загляните под панель приборов — нет ли под ней течи или потеков
охлаждающей жидкости из радиатора или крана отопителя.
Если обнаружены течи охлаждающей жидкости, лопнувший шланг можно
временно восстановить с помощью липкой ленты. Течь радиатора,
термостата или отопителя довольно сложно устранить на месте, поэтому
в такой ситуации необходимо долить в систему охлаждения воду и во
время движения внимательно следить за указателем температуры,
периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения.
Предупреждения
Длительное
использование воды вместо тосола приводит к
образованию накипи в системе охлаждения двигателя,
ухудшению его охлаждения и, как следствие,
сокращению ресурса.
Никогда не
доливайте холодную воду в перегретый двигатель.
Двигатель должен остыть при открытом капоте как
минимум 30 мин.
4. Если течь
охлаждающей жидкости не обнаружена, проверьте
целость и натяжение ремня привода вспомогательных
агрегатов. Порванный ремень замените или
отрегулируйте его натяжение (см.«Замена
ремня привода генератора»).
5. Двигатель
может перегреться в случае выхода из строя
термостата, который регулирует прохождение потока
жидкости в системе охлаждения через радиатор или
мимо него (для ускорения прогрева холодного
двигателя). Для проверки термостата нужно на
прогретом двигателе проверить на ощупь температуру
верхнего и нижнего шлангов, соединяющих двигатель с
радиатором. Если нижний шланг радиатора холодный,
термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет.
Полезные советы
Большую роль в
обеспечении оптимального температурного режима
играет клапан пробки расширительного бачка. Он
поддерживает в системе избыточное давление не менее
0,1 МПа (1,1 кгс/см2).
При этом температура кипения воды повышается до 120
°С, а тосола — до 130 °С. К сожалению, при
заклинивании клапана в закрытом положении при
перегреве возникает значительное превышение
избыточного давления [более 0,2 МПа (2 кгс/см2)],
что может привести к разрыву расширительного бачка
или срыву одного из шлангов.
Вот почему важно
раз в год промывать проточной водой пробку
расширительного бачка, а клапан проверять на
отсутствие залипания нажатием пальца. При наличии
сомнений замените пробку. Очевидно, если на
перегретом двигателе снять пробку расширительного
бачка и по времени это действие совпадет с тепловым
ударом, вскипание жидкости и образование воздушных
пробок в системе охлаждения будет гарантировано.
Раз в год
промывайте ячейки радиатора водяной струей высокого
давления (на специальной мойке), направляя струю
сначала навстречу набегающему воздушному потоку, а
затем по его направлению для удаления с поверхности
радиатора грязи, налипших насекомых и дорожного
мусора. Таким образом можно частично восстановить
эффективность радиатора.