10.7.3. Контроллер (электронный блок управления)
Контроллер (электронный блок управления) представляет собой
управляющий центр системы впрыска топлива. Он непрерывно
обрабатывает информацию от различных датчиков и управляет
системами, влияющими на токсичность отработавших газов и
эксплуатационные показатели автомобиля.
В контроллер поступает следующая информация:
– положение и частота вращения коленчатого вала;
– массовый расход воздуха двигателем;
– температура охлаждающей жидкости;
– положение дроссельной заслонки;
– содержание кислорода в отработавших газах;
– наличие детонации в двигателе;
– напряжение в бортовой сети автомобиля;
– скорость автомобиля;
– положение распределительного вала;
– запрос на включение кондиционера (на автомобилях в
вариантном исполнении).
На основе полученной информации контроллер управляет
следующими системами и приборами:
– топливоподачей (форсунками и электробензонасосом);
– системой зажигания;
– регулятором холостого хода;
– адсорбером системы улавливания паров бензина;
– вентилятором системы охлаждения двигателя;
– системой диагностики.
Контроллер включает выходные цепи (форсунки, различные реле
и др.) путем замыкания их на «массу» через свои выходные
транзисторы. Единственное исключение — цепь реле
электробензонасоса, только на обмотку этого реле контроллер
подает напряжение +12 В.
Контроллер оснащен встроенной системой диагностики. Он может
распознавать неполадки в работе системы, предупреждая о них
водителя посредством контрольной лампы системы управления
двигателем. Кроме того, контроллер хранит диагностические
коды, указывающие области неисправности, чтобы помочь
специалистам в проведении ремонта.
Контроллер располагает следующими типами памяти:
– программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ);
– оперативное запоминающее устройство (ОЗУ);
– электрически репрограммируемое постоянное запоминающее
устройство (ЭРПЗУ).
Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ).
В нем находится общая программа, в которой содержатся
последовательность рабочих команд (алгоритмы управления) и
различная калибровочная информация. Эта информация
представляет собой данные управления впрыском, зажиганием,
холостым ходом и другими параметрами, которые зависят от
массы автомобиля, типа и мощности двигателя, передаточных
отношений трансмиссии и других факторов. ППЗУ называют еще
запоминающим устройством калибровок. Содержимое ППЗУ не
может быть изменено после программирования. Эта память не
нуждается в питании для сохранения записанной в ней
информации, которая не стирается при отключении питания,
т.е. эта память энергонезависимая.
Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). Это
«блокнот» контроллера. Микропроцессор контроллера использует
его для временного хранения измеряемых параметров для
расчетов и промежуточной информации. Микропроцессор может по
мере необходимости вносить в него данные или считывать их.
Микросхема ОЗУ смонтирована на печатной плате контроллера.
Эта память энергозависимая, требует бесперебойного питания
для сохранения. При прекращении подачи питания содержащиеся
в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные
стираются.
Контроллер расположен на правом брызговике моторного отсека.
Для замены контроллера вам потребуется отвертка с
крестообразным лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной
батареи.
|
|
2. Подденьте фиксирующую скобу…
|
3. …выведите скобу из колодки жгута
проводов системы управления двигателем…
|
|
|
4. …и отсоедините колодку от выводов
блока.
|
5. Выверните две гайки шпилек крепления
контроллера к брызговику моторного отсека…
|
6. …и снимите контроллер с автомобиля.
7. Установите контроллер в порядке, обратном снятию.