Для получения точных результатов проверки компрессии двигатель должен
быть прогрет до нормальной температуры, а аккумуляторная батарея
полностью заряжена.
Результаты проверки компрессии в цилиндрах двигателя позволяют судить о
состоянии группы деталей в верхней части двигателя (поршней, поршневых
колец, клапанов и прокладки головки блока цилиндров). А именно,
уменьшение компрессии может быть обусловлено не герметичностью камер
сгорания вследствие износа поршневых колец, повреждения тарелок и седел
клапанов, прогорания прокладки головки блока цилиндров.
Проверку производите в следующем порядке:
– очистите участки рядом со свечами зажигания, для чего продуйте сжатым
воздухом (при отсутствии компрессора продуйте участки автомобильным, или
даже велосипедным, насосом). Это необходимо для того, чтобы исключить
попадание грязи в цилиндры при измерении компрессии;
– выверните все свечи зажигания;
– полностью откройте дроссельную заслонку;
– выведите из строя систему зажигания, отсоединив Разъёмы от катушек
зажигания. Также отсоедините электрический разъем подачи напряжения к
топливному насосу;
– вставьте компрессометр в отверстие для свечи;
– включите стартер и проверните коленчатый вал как минимум на семь
тактов сжатия, следя за показаниями компрессометра. На исправном
двигателе давление должно нарастать быстро. Низкое давление после
первого хода поршня и медленное нарастание при последующих тактах сжатия
указывает на износ поршневых колец. Если после первого хода поршня
давление низкое и при последующих тактах сжатия не возрастает, то
причиной является утечка в клапанах или негерметичность прокладки
головки блока цилиндров (причиной также может являться образование
трещин в головке). Снижение компрессии может также быть вызвано
отложениями нагара на обратных сторонах тарелок клапанов. Запишите
наибольшее значение компрессии;
– повторите процедуру измерения для остальных цилиндров и сравните
результаты с техническими данными.
Если компрессия в цилиндрах ниже минимально допустимого значения, через
отверстие для свечи введите в каждый цилиндр немного моторного масла,
затем повторите проверку. Если после введения масла компрессия
повысилась, то можно сделать однозначный вывод о том, что изношены
поршневые кольца. Если компрессия увеличилась незначительно, то утечка
происходит через клапаны, или прокладку головки блока цилиндров. Утечка
через клапаны может быть вызвана прогоранием седел и/ или рабочих кромок
клапанов, а также деформацией стержней клапанов, или образованием на них
трещин.
Если компрессия одинаково низкая только в двух соседних цилиндрах, то
наиболее вероятной причиной является прогорание прокладки между этими
цилиндрами. В качестве подтверждения возможно появление в камерах
сгорания или масляном поддоне следов охлаждающей жидкости.
Если значение компрессии в одном из цилиндров ниже чем в остальных и
двигатель неустойчиво работает на частоте холостого хода, то причиной
может быть износ кулачков распределительных валов.
Если значение компрессии превышает номинальное значение, значит, камера
сгорания покрыта отложениями нагара. В данном случае головку блока
цилиндров надо снять и удалить нагар.
Если компрессия во всех цилиндрах низкая, или сильно отличается для
разных цилиндров, то необходимо провести испытания камер сгорания на
герметичность, для чего надо обратиться в специализированную мастерскую.
В результате испытаний должны быть точно установлены места утечек и дана
количественная характеристика утечки.
После проверки компрессии, отпустите дроссельную заслонку и восстановите
систему зажигания и топливную систему.