Шкода Фабия. Дефектовка головки блока цилиндров двигателя
Детали головки блока цилиндров
двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт
1 – сухарь клапана;
2 – тарелка пружины клапана;
3 – пружина клапана;
4 – маслосъемный колпачок;
5 – головка блока;
6 – клапан;
7 – заглушка
Седло клапана
a – диаметр седла;
b – максимальный допустимый размер обработки;
c – ширина рабочей фаски;
z – нижняя плоскость головки блока
Измерение выступания клапана над
опорной поверхностью пружины в головке блока двигателя
а – размер от торца клапана до опорной поверхности пружины
клапана на головке блока
Измерение расстояния между торцом
клапана и верхней плоскостью головки блока дизельного двигателя 1,9 л,
74 кВт
а – расстояние от торца клапана до верхней плоскости головки
блока
Измерение зазора между клапаном и
направляющей втулкой
Измерение осевого зазора
распределительного вала
Проверка плоскостности головки блока
цилиндров
1 – линейка;
2 – щуп;
3 – головка блока
Измерение высоты головки блока
цилиндров двигателя объемом 1,4 л
а – высота головки блока цилиндров
Размеры клапана
а – диаметр тарелки;
b – диаметр стержня;
c – длина клапана
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1.После
разборки очистите все детали от грязи, нагара,
масла и пр.
2.Проверьте
плоскостность поверхности головки блока,
прилегающей к блоку цилиндров. Для этого
поставьте металлическую линейку ребром на
поверхность головки сначала посредине вдоль оси
головки, а затем по диагоналям и измерьте щупом
зазор между плоскостью головки и линейкой, как
показано на рисунке (см. рис.Проверка
плоскостности головки блока цилиндров).
Предельно допустимый зазор для бензиновых
двигателей составляет 0,05 мм, для дизельных –
0,1 мм.
3.Если
измеренный зазор превышает предельно допустимый,
нужно заменить головку блока. У бензиновых
двигателей 1,4 л, 55 и 74 кВт допускается
шлифовка поверхности, но при этом высота а
головки не должна быть меньше 108,25 мм (см.
рис.Измерение
высоты головки блока цилиндров двигателя объемом
1,4 л). Если в результате шлифовки
высота головки окажется меньше, ее нужно
заменить.
Предупреждение
После
шлифовки головки блока необходимо прошлифовать
седла клапанов на ту же величину, на какую
прошлифована головка, чтобы клапаны сели глубже,
в противном случае они ударятся о поршни.
4.У
двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт
проверьте, прочно ли сидит на месте заглушка 7
(см. рис.Детали
головки блока цилиндров двигателей 1,0 л, 37 кВт
и 1,4 л, 50 кВт), если нет – замените
ее. Для этого выбейте старую заглушку. Нанесите
герметик Loctite 270 по периметру новой заглушки
и запрессуйте ее заподлицо в головку блока.
5.Осмотрите
головку: если в камерах сгорания есть трещины
или следы прогара, головку нужно заменить. У
дизельных двигателей допускаются небольшие
трещины между седлами клапанов, если их ширина
не превышает 0,5 мм. Замените клапаны с
глубокими рисками и царапинами на рабочей фаске,
с трещинами, деформацией стержня, короблением
тарелки, следами прогара. Неглубокие риски и
царапины на рабочей фаске можно вывести
притиркой клапанов.
6.В
специализированной мастерской рабочие фаски
клапанов с повреждениями, которые невозможно
вывести притиркой, можно прошлифовать на
специальном станке. При шлифовании надо
выдержать размеры, указанные в табл.Размеры
клапанови
приведенные на рисунке (см. рис.Размеры
клапана).
7.Проверьте
состояние пружин клапанов: искривленные,
поломанные или с трещинами замените.
8.Осмотрите
гидротолкатели клапанов, если на их рабочих
поверхностях есть задиры, сколы, глубокие
царапины, следы ступенчатого или неравномерного
износа, замените толкатели.
9.Осмотрите
распределительные валы, если на их шейках и
кулачках есть следы износа, задиры, сколы,
глубокие риски и др., валы нужно заменить.
10.Проверьте
состояние седел клапанов. На рабочих фасках
седел не должно быть следов износа, раковин,
коррозии и пр. Незначительные повреждения
(мелкие риски, царапины и т.п.) можно вывести
притиркой клапанов.
11.В
специализированной мастерской рабочие фаски
седел с повреждениями, которые невозможно
вывести притиркой клапанов, можно прошлифовать
или профрезеровать. На рис.Седло
клапанаи
в табл.Размеры
седел клапановуказаны
размеры седел двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л,
50 кВт, которые нужно выдержать при обработке.
Предварительно нужно рассчитать максимально
допустимый размер обработки седел. Для указанных
двигателей этот размер определяется следующим
образом:
– вставьте клапан в головку и прижмите к
седлу. Вставлять нужно тот клапан, который будут
устанавливать в это седло;
– измерьте размер а (см. рис.Измерение
выступания клапана над опорной поверхностью
пружины в головке блока двигателя) от
торца клапана до опорной поверхности пружины
клапана на головке блока;
– вычислите максимальный допустимый размер
обработки седел по формуле:
b = a max - a,
где b – предельно допустимый размер обработки
седел, мм; a max – предельно допустимое
выступание клапана (см. табл.Предельно
допустимое выступание клапанов) над
опорной поверхностью пружины на головке блока,
мм; a – измеренный размер от торца клапана до
опорной поверхности пружины на головке, мм.
Например, для впускного клапана двигателя
рабочим объемом 1,0 л измеренное расстояние а
равно 42,7 мм, тогда b = 43,1 - 42,7 = 0,4 мм,
т.е. максимальная глубина обработки седла – 0,4
мм.
12.Если
в результате расчета b будет равно 0, нужно
повторить измерение с новым клапаном; если и в
этом случае получится ноль, нужно заменить
головку.
13.У
дизельных двигателей 1,4 л, 74 кВт расстояние а
(см. рис.Измерение
расстояния между торцом клапана и верхней
плоскостью головки блока дизельного двигателя
1,9 л, 74 кВт) от торца клапана до
верхней плоскости головки блока определяется
следующим образом:
– вставьте клапан в головку блока и
прижмите к седлу. Вставлять нужно тот клапан,
который будут устанавливать в это седло;
– измерьте размер а;
– вычислите максимальный размер обработки
седел по формуле:
b = a - a min,
где b – максимальный размер обработки седел, мм;
a – измеренный размер, мм; a min – предельно
допустимый размер от торца клапана до верхней
плоскости головки блока.
14.Предельно
допустимый размер равен для впускного клапана
43,4 мм, для выпускного – 43,2 мм.
15.Например,
для впускного клапана измереное расстояние а
равно 44,1 мм, тогда b = 44,1 - 43,4 = 0,7 мм,
т.е. максимальная глубина обработки седла равна
0,7 мм.
16.Если
в результате расчета b равно нулю, повторите
измерение с новым клапаном; если и в этом случае
получится ноль, нужно заменить головку блока.
17.Проверьте
зазоры между направляющими втулками и клапанами
следующим образом:
– вставьте клапан в направляющую втулку
так, чтобы торец его стержня оказался заподлицо
с торцом втулки. Вставлять нужно тот клапан,
который будет установлен в эту втулку;
– закрепите индикатор так, чтобы его ножка
упиралась в тарелку клапана, как показано на
рис.Измерение
зазора между клапаном и направляющей втулкой.
Прижмите клапан в сторону индикатора до упора и
установите в этом положении индикатор на ноль.
Затем переместите клапан в противоположную
сторону до упора и определите по индикатору
величину перемещения клапана. Предельно
допустимая величина перемещения клапана для
бензиновых двигателей составляет 0,5 мм для
впускного клапана и 0,6 мм – для выпускного; для
дизельных двигателей – 1,3 мм для впускных и
выпускных клапанов. Если измеренная величина
превышает указанные размеры, нужно повторить
измерение с новым клапаном; если снова
превышает, замените головку блока.
18.Проверьте
осевой зазор распределительного вала. Для этого
у бензиновых двигателей 1,4 л, 55 и 74 кВт:
– разместите распределительные валы 27
(см. рис.Детали
головки блока цилиндров двигателей 1,4 л, 55 и
74 кВт) в корпусе 5 подшипников и
установите задние крышки 7 и 11, затянув болты 8
их крепления моментом 10 Н·м;
– закрепите индикатор так, чтобы его ножка
упиралась в торец распределительного вала, как
показано на рис.Измерение
осевого зазора распределительного вала.
Передвиньте распределительный вал в сторону
индикатора до упора и в этом положении
установите индикатор на ноль. Затем передвиньте
распределительный вал в противоположную сторону
до упора – индикатор покажет величину осевого
зазора.
19.Таким
же образом измерьте осевой зазор другого
распределительного вала. Осевой зазор у
дизельных двигателей измеряется аналогично, но
их распределительный вал устанавливается в
головку блока (при снятых гидротолкателях
клапанов) и закрепляется крышками первого,
третьего и пятого подшипников. Осевой зазор для
всех двигателей не должен превышать 0,15 мм.