Главная      Автомобили - Сааб     Saab 95 (Сааб 95) 1997-2004 г.в. - руководство по техническому обслуживанию и ремонту

поиск по сайту           правообладателям

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

Сааб 95. Диагностика неисправностей

 

Сааб 95. Диагностика неисправностей

Диагностика неисправностей

Описание диагностики электронных систем управления и коды неисправностей приведены в Главе Системы электрооборудования двигателя.

В данном разделе предлагается наиболее простая схема выяснения причин неисправностей и отказов, происходящих в узлах и системах автомобиля. Отказы и их возможные причины разбиты на группы по признаку отношения к определённым компонентам или системам автомобиля, как например двигатель, система охлаждения и т.п., кроме того, в тексте даются ссылки на главы и разделы, имеющие отношение к данным проблемам.

Помните, что успешное завершение поиска причин неисправности определяется целостностью комплекса хороших знаний и терпеливого, систематического подхода к исследованию проблемы. Двигаться всегда следует от простого к сложному, доводить каждую проверку до логического конца и стараться не пропускать очевидных фактов - каждый может забыть заправить горючее в топливный бак или оставить на ночь включёнными осветительные приборы.

И, наконец, всегда следует стараться составить чёткую картину развития неисправности и предпринять соответствующие шаги по предотвращению рецидива. Если отказ электрооборудования произошёл по причине нарушения качества контакта, проверьте заодно состояние всех прочих контактов и электрических разъёмов системы. Если один и тот же предохранитель перегорел несколько раз подряд, нет смысла в его дальнейшей замене - попытайтесь выяснить причину отказа. Помните, что выход из строя второстепенного компонента может являться признаком нарушения функционирования более важного узла или целой системы.

Двигатель

Обязательными условиями запуска любого бензинового двигателя являются исправность подачи воздушно-топливной смеси в цилиндры и адекватность искрообразования на свечах зажигания.

В первую очередь следует удостовериться в исправности подачи топлива.

Чтобы определить, образуется ли искра, выверните свечи зажигания, вставьте их в наконечники и по отдельности приложить к массе. При этом не следует удерживать провод или наконечник руками, - воспользуйтесь изолированными плоскогубцами. Попросите ассистента запустить двигатель. Если искра отсутствует, постарайтесь определить причину отказа.

Двигатель не проворачивается при попытках его запуска

  1. Окислены клеммы батареи или ослабло крепление на них наконечников проводов.
  2. Разряжена или неисправна батарея. Если наконечники проводов не окислены и надёжно закреплены на клеммах батареи, поверните ключ зажигания в положение «ON», затем включите фары и/или очистители ветрового стекла, - если они не функционируют, - батарея разряжена.
  3. Трансмиссия неточно установлена в положение «P» (АТ) или на нейтральную передачу (РКПП), либо не полностью выжато сцепление.
  4. Разрыв в цепи системы запуска.
  5. Шестерня стартёра заклинена в зубчатом венце приводного диска/маховика.
  6. Неисправно тяговое реле стартёра.
  7. Неисправен стартёр.
  8. Неисправен выключатель зажигания.

Двигатель проворачивается, но не запускается

  1. Неправильно производится запуск. Действуйте в соответствии с Разделом Запуск двигателя и начало движения.
  2. Неисправен или не отключён иммобилизатор двигателя.
  3. Неисправен аварийный выключатель топливного насоса.
  4. Топливный бак пуст, либо заправлено некачественное топливо.
  5. Сильно загрязнён воздушный фильтр. Имеют место утечки вакуума в элементах подачи воздуха, неисправности в системе управления впрыском топлива и зажиганием.
  6. Разряжена батарея (двигатель проворачивается чересчур медленно).
  7. Окислены клеммы батареи или ослабло крепление на них наконечников проводов.

Бензиновый двигатель

  1. Неисправен топливный насос, либо повреждено его реле, - на слух проверьте включение насоса при включении зажигания.
  2. Повреждены или чрезмерно увлажнены компоненты системы зажигания.
  3. Изношены или неисправны свечи зажигания, либо неправильно выставлен свечной зазор.
  4. Разрыв в цепи системы запуска.
  5. Оборвана или отсоединена электропроводка катушки зажигания, либо или ослабло крепление проводов на клеммах катушки.
  6. Повреждён предохранитель блока управления двигателем, неисправен какой-либо из датчиков системы управления двигателем.
  7. Низкое давление компрессии.

Дизельный двигатель

  1. Двигатель не прогрет: проверьте исправность функционирования системы преднакала.
  2. Сбита регулировка начала подачи топлива. Проверьте, произведите корректировку.
  3. Неисправны форсунки. Проверьте. Отдайте последовательно накидные гайки - при отдавании гайки неисправного цилиндра обороты двигателя не будут падать.
  4. Неисправен топливный насос высокого давления (ТНВД). Установите для проверки заведомо исправный ТНВД.
  5. На электромагнитном (э/м) запорном клапане отсутствует напряжение. Подключите к выключателю вольтметр или пробник на светодиоде. Включите зажигание. Светодиод должен загореться. В противном случае следует найти обрыв электропроводки и устранить его.
  6. Неисправен э/м запорный клапан. Проверьте надёжность крепления э/м выключателя, проверьте контакты. Включите и выключите зажигание. В выключателе должен раздаться щелчок.
  7. Имеет место повреждение в линии подачи топлива или воздух в линиях:
    1. Трубопроводы либо шланги механически повреждены или засорены. Очистите топливные трубопроводы и удалите воздух из линий и фильтра;
    2. Засорён топливный фильтр. Замените фильтрующий элемент;
    3. Зимой следует проверить фильтр и трубопроводы на наличие льда или воска. Поставьте автомобиль в отапливаемый гараж, добавьте в систему бензина;
    4. Засорена вентиляция бака или сетчатый фильтр топливозаборника. Прочистите.

Стартёр функционирует без проворачивания двигателя

  1. Заклинена шестерня стартёра.
  2. Изношены или повреждены зубья шестерни стартёра или венца приводного диска.

Затруднён запуск холодного двигателя

(См. также п. Холодный двигатель запускается плохо, работает неустойчиво;)

  1. Низкий уровень заряда батареи.
  2. Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания, либо электрооборудования.

Затруднён запуск горячего двигателя

(См. также п. Прогретый двигатель плохо запускается, работает неустойчиво)

  1. Нарушена проходимость воздушного фильтра.
  2. Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания, либо электрооборудования.
  3. Топливо не поступает к инжекторам топлива.
  4. Недостаточная компрессия в цилиндрах.

Зацепление стартёра происходит слишком шумно или с затруднением

  1. Изношены или повреждены зубья шестерни стартёра или венца приводного диска.
  2. Утеряны, либо недостаточно затянуты болты крепления стартёра.

Двигатель запускается, но сразу глохнет

  1. Неисправен иммобилизатор двигателя.
  2. Неисправна электропроводка, либо ослабло крепление проводов на клеммах катушки зажигания или генератора.
  3. Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания или электрооборудования.
  4. Нарушены базовые установки блока управления двигателя (ECM).
  5. Имеет место повреждение в системе выпуска и снижения токсичности отработавших газов (ОГ).
  6. Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через вакуумные шланги.

Нарушена стабильность работы двигателя на холостых оборотах

Бензиновый двигатель

  1. Имеют место потери разрежения. Удостоверьтесь в надёжности затягивания крепежа, проверьте факт и качество крепления на своих штуцерах на впускном трубопроводе всех вакуумных шлангов. Прослушайте работающий двигатель при помощи стетоскопа или отрезка топливного шланга - наличие шипящего звука свидетельствует о наличии утечки. Не менее эффективно использование мыльного раствора для проверки.
  2. Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания или электрооборудования.
  3. Нарушена проходимость клапана системы управляемой вентиляции картера (PCV).
  4. Нарушена проходимость воздушного фильтра.
  5. Топливный насос не обеспечивает подачу достаточного количества топлива к инжекторам.
  6. Имеют место утечки через прокладку головки цилиндров, - измерьте компрессию в цилиндрах двигателя.
  7. Изношены рабочие выступы кулачков распределительного вала.

Дизельный двигатель

  1. Нарушено качество соединений топливных шлангов с ТНВД и топливным фильтром. Замените топливные шланги, закрепите их хомутами, подтяните винты угловых соединений.
  2. Механически повреждено или ослабло крепление ТНВД. Проверьте крепление.
  3. Перепутаны местами соединения возвратного трубопровода и трубопровода подачи топлива.
  4. Имеет место повреждение в линии подачи топлива:
    1. Трубопроводы либо шланги механически повреждены или засорены. Очистите топливные трубопроводы;
    2. Засорён топливный фильтр. Замените фильтрующий элемент;
    3. Зимой следует проверить фильтр и трубопроводы на наличие льда или воска. Поставьте автомобиль в отапливаемый гараж, добавьте в систему бензина;
    4. Засорена вентиляция бака или сетчатый фильтр топливозаборника. Прочистите.
  5. Сбита регулировка начала подачи топлива. Проверьте, произведите корректировку.
  6. Неисправны форсунки. Проверьте. Отверните последовательно накидные гайки - при отворачивании гайки неисправного цилиндра обороты двигателя не будут падать.
  7. Неисправен ТНВД. Установите для проверки заведомо исправный ТНВД.

Имеют место пропуски в работе цилиндров на холостых оборотах

  1. Изношены или загрязнены свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор.
  2. Имеет место неисправность компонентов системы питания или электрооборудования.
  3. Неисправна В/В электропроводка.
  4. Заправлено некачественное топливо, либо нарушена проходимость топливного фильтра.
  5. Имеют место потери разрежения во впускном трубопроводе или через шланговые соединения.
  6. Низкая или неравномерно распределённая компрессия в цилиндрах.
  7. Нарушена работа системы управления двигателем.

Имеют место пропуски в работе цилиндров двигателя при движении автомобиля на передаче

  1. Заблокирован топливный фильтр или имеет место загрязнение системы питания.
  2. Неисправны или загрязнены свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор.
  3. Имеет место неисправность компонентов системы питания или электрооборудования.
  4. Неисправна В/В электропроводка.
  5. Неисправны компоненты системы снижения токсичности отработавших газов.
  6. Низкая или неравномерно распределённая компрессия в цилиндрах.
  7. Неисправна система зажигания.
  8. Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через вакуумные шланги.

Двигатель самопроизвольно глохнет

  1. Нарушена регулировка оборотов холостого хода.
  2. Нарушена проходимость топливного фильтра, либо в систему питания попала влага или грязь.
  3. Имеет место отказ компонентов/информационных датчиков системы питания.
  4. Неисправны компоненты систем снижения токсичности отработавших газов.
  5. Неисправны или загрязнены свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор.
  6. Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя или через вакуумные шланги.

Двигатель не развивает полную мощность

  1. Имеет место неисправность компонентов системы питания или электрооборудования.
  2. Засорён воздухоочиститель.
  3. Неисправны свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор.
  4. Неисправна катушка зажигания.
  5. Упал уровень ATF (см. Главу Настройки и текущее обслуживание автомобиля).
  6. Пробуксовывает сцепление/АТ.
  7. Заблокирован топливный фильтр и/или в систему питания попала грязь/влага.
  8. Заправлено некачественное топливо.
  9. Повреждён регулировочный клапан турбокомпрессора.
  10. Низкая или неравномерно распределённая компрессия в цилиндрах.

Дополнительно для дизельного двигателя

  1. Неравномерная подача топлива ТНВД по цилиндрам. Отрегулируйте на прогретом двигателе.
  2. Неправильно установлен момент начала подачи топлива ТНВД. Отрегулируйте.
  3. Засорён топливный фильтр или ТНВД (форсунка). Промойте предварительный фильтр, смените элемент фильтра тонкой очистки, прочистите распылитель или замените насос (форсунку).
  4. Нарушена регулировка максимальной частоты вращения коленчатого вала.

Происходят хлопки в системе впуска или выстрелы в системе выпуска

  1. Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания или электрооборудования.
  2. Имеет место дефект во вторичном контуре системы зажигания (разрушение изоляторов свечей зажигания или повреждение В/В проводов).
  3. Нуждается в регулировке система впрыска топлива, либо чрезмерно изношены её компоненты.
  4. Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через вакуумные шланги.
  5. Заклинивает клапаны.
  6. Нарушен порядок подсоединения В/В проводов.

При движении с ускорением или в гору возникают звуки детонации

  1. Заправлено некачественное топливо.
  2. Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания или электрооборудования.
  3. Установлены свечи зажигания не того типа.
  4. Нарушены базовые установки ECM.
  5. Неисправен датчик детонации.
  6. Имеют место потери разрежения.

Двигатель продолжает работать после поворачивания ключа в положение «OFF»

  1. Чрезмерно высоки обороты холостого хода.
  2. Имеет место неисправность электрооборудования или компонентов системы управления двигателем.
  3. Неисправен клапан продувки адсорбера системы улавливания паров топлива (EVAP).
  4. Высокая рабочая температура двигателя (упал уровень ОЖ, неисправен термостат, заблокирован радиатор или неисправен водяной насос).
  5. Нарушена герметичность инжекторов.

Дизельный двигатель дымит

  1. Чёрный дым:
    1. Загрязнён воздухоочиститель. Замените фильтрующий элемент;
    2. Применено несоответствующее топливо. Промойте бак и смените топливо;
    3. Неправильно установлен момент начала подачи топлива ТНВД.
  2. Синий дым:
    1. Горение масла в камере сгорания вследствие износа поршневых колец, высокого уровня масла в воздухоочистителе, износа сальников в крышках турбокомпрессора, образования неплотностей в прокладке между блок-картером и турбокомпрессором. Отремонтируйте двигатель, откорректируйте уровень масла, замените сальники, подтяните болты крепления турбокомпрессора или замените прокладку;
    2. Не подаётся топливо к одной из форсунок. Проверьте по нагреву выпускных патрубков коллектора;
    3. Плохое распыление топлива форсункой из-за неисправности клапана или обрыва распылителя. Притрите клапан или замените форсунку.
  3. Белый или бурый дым:
    1. Низкая температура в системе охлаждения. Проверьте термостат;
    2. Плохая работа форсунок вследствие износа или обрыва распылителя. Замените распылитель.

Электрооборудование двигателя

Снижение ёмкости или недостаточный заряд батареи

  1. Изношен или повреждён ремень привода генератора, либо нарушена регулировка его натяжения.
  2. Недостаточен уровень электролита или сильно разряжена батарея.
  3. Окислены клеммы батареи или ослабло крепление на них наконечников проводов.
  4. Генератор не обеспечивает требуемый ток зарядки.
  5. Разрыв в цепи электропроводки зарядного контура.
  6. Замыкание на «массу» электропроводки создаёт постоянную утечку вырабатываемого батареей тока.
  7. Имеет место внутренний дефект батареи.

Контрольная лампа зарядки не гаснет при увеличении оборотов

  1. Ослаблено натяжение приводного ремня.
  2. Повреждён регулятор напряжения и/или генератор. Отсоедините провод (D+) с обратной стороны генератора и включите зажигание. Далее следует проверять состояние регулятора напряжения генератора.
  3. Изношены щётки генератора.
  4. Повреждён провод между генератором и регулятором напряжения.
  5. Неисправна комбинация приборов.

Контрольная лампа зарядки не загорается при поворачивании ключа в положение «ON»

  1. Вышла из строя контрольная лампа.
  2. Неисправен генератор.
  3. Имеет место дефект печатной платы, проводки внутри блока комбинации приборов или патрона лампы.

Контрольная лампа зарядки не гаснет при поворачивании ключа в положение «OFF»

Пробиты диоды

Стартёр

Контактные клеммы электропроводки должны быть надёжно закреплены и не окислены!

  1. Если стартёр не проворачивается, сначала следует удостовериться, что на клемме №50 тягового реле присутствует напряжение (минимум 10 В). При отрицательных результатах проверьте состояние электропроводки контура тока стартёра.
  2. Для проверки исправности срабатывания стартёра при полном напряжении батареи выполните следующие действия:
    1. Не включая передачи, поверните ключ в положение «ON»;
    2. Перемкните клеммы 30 и 50 стартёра проводом сечением не менее 4 мм2.
  3. Если стартёр работает безупречно, причину неисправности следует искать в проводах к стартёру. Если стартёр не заработает, его следует проверить в снятом состоянии.

Стартёр не вращается при поворачивании ключа в положение «START»

  1. Разряжена батарея.
  2. Перемкните клеммы 30 и 50 стартёра: если он вращается, проверьте на обрыв подведённый к замку зажигания провод 50, также оцените состояние выключателя стартёра.
  3. Оборван провод массы, либо нарушено качество её клеммного соединения.
  4. Ослабление силы тока вследствие нарушения качества или окисления контактных соединений.
  5. Отсутствует напряжение на клемме 50 тягового реле в результате обрыва электропроводки, либо повреждения выключателя стартёра.

Стартёр вращается медленно и не проворачивает коленчатый вал

  1. Разряжена батарея.
  2. Залито летнее масло.
  3. Затруднено прохождение тока вследствие некачественных контактов.
  4. Угольные щётки не прилегают к коллектору, заедают в направляющих, изношены, сломаны, замаслены или загрязнены.
  5. Недостаточное расстояние между щётками и коллектором.
  6. Коллектор в бороздках или обгорел и замаслился.
  7. Отсутствует напряжение на клемме 50 (минимум 8 В).
  8. Разбит подшипник.
  9. Неисправно тяговое реле.

Стартёр «схватывает», но обеспечивает проворачивание двигателя лишь рывками

  1. Неисправен привод шестерни.
  2. Шестерня загрязнена.
  3. Повреждён зубчатый венец приводного диска.

Шестерня стартёра не выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика/приводного диска

  1. Загрязнены или повреждены компоненты привода шестерни.
  2. Неисправно тяговое реле.
  3. Возвратная пружина ослабла или разорвалась.

Стартёр продолжает работать после отпускания ключа зажигания

  1. Заклинено тяговое реле, - немедленно выключите зажигание и замените тяговое реле.
  2. Не отключается замок зажигания, - отключите батарею, замените замок.

Система питания

Чрезмерен расход топлива

  1. Загрязнён или заблокирован воздушный фильтр.
  2. Недостаточно давление накачки шин или установлены шины не того размера.
  3. Двигатель имеет механические повреждения. Проверьте компрессию, в случае необходимости произведите соответствующий восстановительный ремонт.
  4. Чрезмерно высоки обороты холостого хода и максимальные обороты коленчатого вала.
  5. Имеет место неисправность компонентов системы питания, электрооборудования или электронного управления.
  6. Утечки в системе впуска воздуха.
  7. Имеют место повреждения в системе выпуска и снижения токсичности ОГ.

Дополнительно для дизельного двигателя

  1. Засорение возвратного трубопровода. Продуйте воздухом возвратный трубопровод от ТНВД к топливному баку.
  2. Двигатель имеет механические повреждения. Проверьте компрессию, при необходимости отремонтируйте двигатель.

Имеют место утечки топлива и/или запах бензина

  1. Имеют место утечки в линиях подачи топлива или вентиляционных линиях.
  2. Переполнен топливный бак. Заправку производите только до автоматического отключения пистолета.
  3. Имеют место утечки/испарение из линий систем питания и снижения токсичности ОГ.

Двигатель не запускается

  1. При включении стартёра не работает топливный насос (не слышно шума его работы). Слегка постучите по корпусу насоса, чтобы освободить заевшую деталь. Проверьте исправность подачи напряжения на насос (проверьте исправность предохранителя и надёжность крепления контактных клемм соответствующей электропроводки).
  2. Неисправно реле топливного насоса.
  3. Залипли клапаны инжекторов. Проверьте инжекторы, при необходимости замените. Проверьте подачу напряжения на инжекторы.
  4. Отсутствует сигнал от датчика зажигания или датчика ECT. Проверьте состояние его электропроводки, произведите опрос памяти системы OBD II.
  5. Повреждены, засорены или негерметичны топливные трубопроводы, имеются дефекты шлангов.
  6. Засорён топливный фильтр.
  7. Во впускной тракт в результате нарушения герметичности подсасывается лишний воздух.
  8. Повреждены вакуумные трубопроводы, либо имеет место нарушение герметичности их посадки.
  9. Повреждён регулятор давления топлива, - проверьте остаточное давление.
  10. Повреждён датчик положения дроссельной заслонки (TPS).
  11. Отсутствует питание ECM.
  12. Забиты линии вентиляции топливного бака, засорён фильтр в баке.
  13. Наличие льда или воска в фильтре или трубопроводах дизельного двигателя.
  14. Не работает система преднакала.
  15. Повреждён клапан отсечки топлива дизельного двигателя.
  16. Сбит момент начала подачи топлива.
  17. Повреждены форсунки дизельного двигателя. Отдайте по очереди накидные гайки и проверьте, работает ли соответствующий цилиндр.
  18. Неисправен ТНВД.

Холодный двигатель запускается плохо, работает неустойчиво

  1. Содержание CO не соответствует нормативным требованиям, - произведите соответствующее измерение, проверьте обороты холостого хода.
  2. Неисправен датчик ECT.
  3. Давление топлива не соответствует требуемому значению.
  4. Во впускной тракт в результате нарушения герметичности подсасывается лишний воздух.

Прогретый двигатель плохо запускается, работает неустойчиво

  1. Негерметична система впуска воздуха. Проверьте впускную систему. Для этого оставьте двигатель работать на холостом ходу и смочите места уплотнений и соединения на впускном тракте бензином. Если число оборотов на короткое время увеличится, устраните негерметичные места.
  2. Повреждён обратный клапан топливного насоса.
  3. Утечки в топливной системе.
  4. Повышенное давление топлива в системе питания.
  5. Неисправность системы EVAP.
  6. Забит или смят возвратный топливопровод к баку.
  7. Залипли клапаны инжекторов. Проверьте инжекторы, при необходимости замените. Проверьте подачу напряжения на инжекторы.
  8. Отсутствует сигнал от датчика зажигания Холла или датчика температуры охлаждающей жидкости. Проверьте состояние соответствующей электропроводки, произведите опрос системы OBD II.
  9. Во впускной тракт в результате нарушения герметичности подсасывается лишний воздух.
  10. Повреждён регулятор давления, - проверьте остаточное давление.
  11. Повреждён датчик TPS.
  12. Отсутствует питание ECM.

Двигатель работает с перебоями

  1. Соединения электропроводки топливного насоса время от времени нарушаются. Проверьте разъёмы электропроводки и предохранители топливного насоса, датчика MAF и реле топливного насоса.
  2. Низкое качество топлива, образование паровых пробок.
  3. Слабая подача топлива.
  4. Неисправен топливный фильтр.
  5. Неисправен топливный насос.
  6. Неисправны инжекторы.
  7. Неисправен лямбда-зонд, нарушения в цепи управления качеством смеси или отсутствует подогрев лямбда-зонда.
  8. Неисправен TPS.
  9. Повреждён выпускной коллектор или приемная труба системы выпуска отработавших газов (имеются утечки ОГ).
  10. Неисправность системы EVAP.
  11. Залипли клапаны инжекторов. Проверьте инжекторы, при необходимости замените. Проверьте подачу напряжения на инжекторы.
  12. Отсутствует сигнал от датчика зажигания Холла или датчика ECT. Проверьте электропроводку, произведите опрос памяти ECM на наличие кодов неисправностей.
  13. Во впускной тракт в результате нарушения герметичности подсасывается лишний воздух.
  14. Повреждены или негерметичны вакуумные трубопроводы
  15. Повреждён регулятор давления, - проверьте остаточное давление.
  16. Отсутствует питание ECM.

Двигатель работает с перебоями на переходных режимах и в режиме холостого хода

  1. Негерметична система впуска воздуха. Проверьте соединения впускной системы. Запустите двигатель и смочите бензином соединения компонентов всасывающего тракта. Если обороты двигателя кратковременно увеличиваются, устраните причину нарушения герметичности.
  2. Неверная регулировка холостого хода. Проверьте TPS и лямбда-регулировку.

Горячий двигатель не запускается

  1. Неверная регулировка содержания СО. Проверьте содержание СО и холостой ход.
  2. Слишком высокое давление в топливной системе, - проверьте давление топлива, при необходимости замените регулятор давления.
  3. Засорён или погнут возвратный трубопровод между регулятором давления и топливным баком. Прочистите или замените трубопровод.
  4. Неисправен датчик температуры двигателя.
  5. Нарушена герметичность системы питания.
  6. Нарушена герметичность впускного воздушного тракта.

Двигатель работает после выключения

  1. Негерметичны инжекторы. Проверьте инжекторы.
  2. На дизельном двигателе не работает клапан отсечки топлива.

Система смазки

Контрольная лампа не горит при поворачивании ключа в положение «ON»

  1. Неисправен датчик давления масла. Включите зажигание, отключите от датчика провод и замкните его на «массу», - если лампа загорится, замените датчик.
  2. На датчик не подаётся напряжение, контакты коррозированы, - проверьте состояние соответствующей электропроводки.
  3. Неисправна контрольная лампа.
  4. Неисправна комбинация приборов.

Контрольная лампа не гаснет после запуска двигателя

Масло перегрето. Если контрольная лампа гаснет после подачи газа, делать ничего не требуется.

Контрольная лампа не гаснет после подачи газа, либо загорается во время движения

  1. Упал уровень масла.
  2. Имеет место короткое замыкание электропроводки датчика уровня масла.
  3. Неисправен датчик.

Слишком низкое давление масла на всех оборотах

  1. Упал уровень масла.
  2. Засорён сетчатый фильтр маслозаборника в поддоне картера.
  3. Изношен масляный насос.
  4. Повреждены подшипники коленчатого вала.

Слишком низкое давление масла на малых оборотах

Редукционный клапан залип в открытом состоянии из-за загрязнения.

Слишком высокое давление масла при частоте вращения двигателя свыше 2000 об/мин

Редукционный клапан не открывается из-за загрязнения.

Система охлаждения

Перегрев

  1. Упал уровень охлаждающей жидкости.
  2. Изношен или повреждён ремень привода водяного насоса или нарушена регулировка его натяжения.
  3. Заблокированы внутренние каналы радиатора или загрязнена (перекрыта) решётка радиатора.
  4. Неисправен термостат.
  5. Сломаны или треснуты лопасти крыльчатки вентилятора.
  6. Неисправен датчик-выключатель (Д/В) вентилятора.
  7. Неисправен указатель температуры охлаждающей жидкости (ОЖ).
  8. Неисправен водяной насос.
  9. Не держит давление крышка радиатора, - произведите проверку крышки под давлением.

Переохлаждение

  1. Неисправен термостат.
  2. Неточны показания измерителя температуры ОЖ.

Внешние утечки охлаждающей жидкости

  1. Повреждены или разрушены в результате старения материала шланги или ослабло крепление их на штуцерах.
  2. Испорчены сальники водяного насоса, - охлаждающая жидкость сочится через контрольное отверстие в корпусе насоса.
  3. Имеют место утечки из внутренних каналов радиатора или резервуара.
  4. Имеют место утечки через сливную пробку двигателя или выжимные пробки водяных галерей.

Внутренние утечки охлаждающей жидкости

Внутренние утечки ОЖ обычно выявляются путём проверки состояния двигательного масла. Осмотрите лезвие измерительного щупа и внутренние поверхности крышки (крышек) цилиндров на наличие следов воды и пенообразования масла.

  1. Имеют место утечки через прокладку головки цилиндров, – проверьте систему охлаждения давлением.
  2. Имеются трещины на стенках цилиндров или в литье головки.

Происходят потери охлаждающей жидкости

  1. В систему заправлено чрезмерное количество ОЖ.
  2. ОЖ выкипает в результате перегрева двигателя.
  3. Имеют место внутренние или внешние утечки ОЖ.
  4. Неисправна крышка радиатора, - проверьте крышку давлением.

Нарушена циркуляция охлаждающей жидкости

  1. Не функционирует должным образом водяной насос. Проще всего удостовериться в функционировании насоса, пережав верхний шланг радиатора при работающем на холостых оборотах двигателе. Если при отпускании шланга ощущается толчок жидкости внутри него, насос функционирует исправно.
  2. Нарушена проходимость системы охлаждения - промойте её и заправьте свежей жидкостью. При необходимости снимите радиатор и проведите его обратнопоточную промывку.
  3. Изношен или повреждён приводной ремень водяного насоса или нарушена регулировка его натяжения.
  4. Заклинен термостат.

Отопитель

Вентилятор отопителя не работает

  1. Неисправен предохранитель э/мотора вентилятора.
  2. Неисправен выключатель вентилятора, - проверьте, подаётся ли напряжение к предрезисторам, снимите и проверьте выключатель вентилятора.
  3. Неисправен э/мотор вентилятора. Проверьте, подаётся ли на него напряжение при включённом зажигании и замкнутом выключателе вентилятора, - если напряжение подаётся, замените мотор.

Вентилятор отопителя не работает на одной из ступеней

Неисправен предрезистор.

Отопитель не выключается регулятором

  1. Неисправен выключатель.
  2. Тросы регулировочной смесительной заслонки повреждены или плохо подвижны.

Слишком низкая мощность отопления

  1. Недостаточен уровень охлаждающей жидкости.
  2. Рукоятки управления отопителя имеют тяжёлый ход, неисправен, - проверьте сборку управления, при необходимости замените соответствующий приводной трос.

Шум в области вентилятора отопителя

  1. Попала грязь, листья, - снимите вентилятор и прочистите его, очистите воздушный канал.
  2. Нарушена балансировка крыльчатки, повреждён подшипник.

Сцепление

Сцепление не выключается (рычаг управления РКПП не переводится свободно в положение передачи заднего хода и обратно при выжатой до пола педали сцепления)

Погнут или повреждён диск сцепления (см. Главу Сцепление и приводные валы).

Сцепление пробуксовывает (обороты двигателя повышаются без увеличения скорости движения автомобиля)

  1. Диск сцепления замаслен или вытерты его фрикционные накладки. Снимите сцепление и проверьте состояние его компонентов (см. Главу Сцепление и приводные валы).
  2. Не приработался должным образом диск сцепления. Для окончательной приработки нового диска может потребоваться от 30 до 40 нормальных стартов автомобиля.
  3. Изношен нажимной диск/корзина сцепления (см. Главу Сцепление и приводные валы).

При включении сцепления возникает сильная вибрация

  1. Замаслен диск сцепления. Снимите сцепление и проверьте состояние его компонентов. Устраните все выявленные утечки.
  2. Изношены шлицы ступицы ведомого диска (диска сцепления). Снимите сцепление и проверьте состояние его компонентов.
  3. Погнут нажимной диск/корзина сцепления или маховик. Снимите сцепление и проверьте состояние его компонентов и маховика.

Рывки при работе сцепления

  1. Повреждение опор двигателя и коробки передач. Проверьте, при необходимости замените.
  2. Ослабление крепления коробки передач к подвеске. Подтяните болты крепления.
  3. Неравномерное прилегание нажимного диска. Замените корзину сцепления.
  4. Коленчатый вал не центрован с коробкой передач. Проверьте центровку.

Визг или грохот возникают при полном включении сцепления (педаль отпущена)

Заклинен выжимной подшипник сцепления. Снимите сцепление и проверьте состояние подшипника. Удалите все заусеницы и задиры, и смажьте подшипник перед установкой на место.

Визг или грохот возникают при полном выключении сцепления (педаль выжата)

  1. Изношен или повреждён выжимной подшипник (см. Главу Сцепление и приводные валы).
  2. Изношены или повреждены пружины (или лепестки диафрагмы) нажимного диска в корзине сцепления (см. Главу Сцепление и приводные валы).

Педаль сцепления остаётся выжатой до пола после её отпускания

Заклинен поршень главного или рабочего цилиндра сцепления. Повреждения гидросистемы сцепления или выжимного подшипника. Проверьте состояние, при необходимости снимите компоненты сцепления.

Ручная коробка переключения передач (РКПП)

При установленной на нейтральную передачу РКПП во время работы двигателя имеют место посторонние шумы

  1. Изношен подшипник первичного вала.
  2. Повреждён подшипник ведущей шестерни ведомого вала.
  3. Изношены подшипники промежуточного вала.
  4. Изношены или повреждены шайбы регулировки осевого люфта промежуточного вала.

Посторонние шумы имеют место в любом положении РКПП

  1. Любая из вышеперечисленных причин и/или:
  2. В РКПП залито недостаточное количество трансмиссионного масла (упал его уровень).

Посторонние шумы возникают на какой-либо конкретной передаче

  1. Изношены, повреждены или сколоты зубцы шестерни данной передачи.
  2. Изношен или повреждён синхронизатор данной передачи.

Происходит “соскакивание” РКПП с высшей передачи

Между катером коробки и двигателем попала грязь или коробка сместилась по отношению к двигателю.

При переключении передач возникают осложнения

  1. Не полностью выжато (выключено) сцепление.
  2. Повреждена тяга переключения, ослабло её крепление или нарушена регулировка. Произведите тщательную проверку состояния компонентов, в случае необходимости замените дефектные.

Имеют место утечки трансмиссионного масла

  1. В РКПП заправлено чрезмерное количество трансмиссионного масла. В случае необходимости слейте излишек.
  2. Нуждаются в замене сальники дифференциала.

Автоматическая трансмиссия (АТ)

Ввиду сложности конструкции АТ диагностику её неисправностей и ремонт компонентов желательно проводить в мастерской автосервиса.

Общие проблемы, связанные с функционированием механизма переключения

  1. К числу отказов, связанных с нарушением регулировки тяги переключения можно отнести следующие:
    1. Запуск двигателя возможен при положениях трансмиссии, отличных от “Р” и “N”;
    2. Показания индикатора положения трансмиссии отличаются от реально выбранной передачи;
    3. Автомобиль движется при трансмиссии, установленной в положение “Р” или “N”;
    4. Передачи переключаются с трудом или произвольно.
  2. Произведите регулировку тяги переключения передач.

Трансмиссия пробуксовывает, переключается с трудом, издаёт посторонние шумы или не обеспечивает движения автомобиля при установке на одну из передач

  1. Существует множество возможных причин перечисленных в заголовке проблем, однако под компетенцию механика-любителя попадает лишь одна из них - неправильный уровень трансмиссионной жидкости (ATF).
  2. Перед тем как отогнать автомобиль в мастерскую автосервиса проверьте уровень и состояние ATF. Откорректируйте уровень ATF или смените её.

Имеют место утечки трансмиссионной жидкости (ATF)

  1. ATF имеет тёмно-красный цвет. Следы её утечек не следует путать со следами двигательного масла, которое может быть снесено на картер трансмиссии набегающим потоком воздуха.
  2. Для выявления и локализации источника утечки в первую очередь удалите с катера трансмиссии все следы грязи и смазки. Воспользуйтесь подходящим обезжиривателем и/или произведите паровую чистку. Затем совершите на автомобиле короткую поездку на малой скорости (чтобы следы утечки не сносились набегающим потоком далеко от её источника). Остановитесь, поддомкратьте автомобиль и путём визуального осмотра установите источник утечки. Чаще всего в качестве таковых выступают:
    1. Поддон картера трансмиссии, - подтяните крепежные болты и/или замените прокладку поддона;
    2. Трубка залива ATF, - замените резиновое уплотнение в месте входа трубки в картер трансмиссии;
    3. Линии ATF, - подтяните штуцерные соединения или замените линии;
  3. Вентиляционная трубка, - трансмиссия переполнена и/или в неё попала вода.

ATF имеет бурый цвет или пахнет гарью

Недостаточен уровень ATF.

Не включается режим kickdown при полном нажатии на педаль (не включается пониженная передача)

  1. Упал уровень ATF.
  2. Неисправна система управления двигателем.
  3. Неисправен датчик-выключатель или его электропроводка.
  4. Нарушена регулировка приводного троса селектора.

Двигатель не запускается при любом положении селектора или запускается в положениях, отличных от «Р» и «R»

  1. Нарушена регулировка датчика-выключателя разрешения запуска.
  2. Нарушена исправность функционирования системы управления двигателем.
  3. Нарушена регулировка троса селектора.

Трансмиссия пробуксовывает, рывки или шумы при переключении передач. Автомобиль не двигается при включении режимов «D» или «R»

  1. Упал уровень ATF.
  2. Неисправен датчик или его электропроводка.
  3. Нарушена исправность функционирования системы управления двигателем.

Мосты

Посторонние шумы

  1. Обычные дорожные шумы, - корректировке не поддаются.
  2. Шум шин, - проверьте состояние протекторов и давление накачки шин.
  3. Изношены или повреждены подшипники колёс, либо ослабло усилие их затягивания.

Вибрации

Проверьте состояние подшипников колёс, поочередно поддомкрачивая соответствующий угол автомобиля и вращая колесо вручную. Прислушивайтесь при этом к исходящим из подшипника звукам. Снимите подшипники и проверьте их состояние.

Утечки масла

Повреждены сальники дифференциалов.

Тормозная система

Перед тем как прийти к окончательному заключению о наличии проблем с тормозной системой удостоверьтесь, что шины находятся в удовлетворительном состоянии и накачаны с требуемым давлением, не нарушена регулировка углов установки передних колёс и автомобиль не нагружен неравномерным образом.

Увеличенный ход педали тормоза

Повреждён рабочий контур тормозного тракта, - проверьте систему на утечки.

Педаль тормоза пружинит и проваливается

  1. В тормозной тракт попал воздух, - прокачайте систему.
  2. Упал уровень жидкости в резервуаре ГТЦ, - произведите соответствующую корректировку, прокачайте систему.
  3. Образование пузырьков пара. Проявляется, главным образом, при большой нагрузке на тормоза. Замените тормозную жидкость, удалите воздух из системы.

Снижение эффекта торможения, педаль проваливается

  1. Нарушена герметичность гидравлического тракта.
  2. Повреждены манжеты в главном или рабочих тормозных цилиндрах.
  3. Повреждена резиновая прокладка. Отремонтируйте суппорт.

Плохое торможение, несмотря на большое усилие нажатия педали

  1. Замаслены тормозные накладки.
  2. Установлены неподходящие или затвердевшие колодки.
  3. Неисправен усилитель тормозов.
  4. Изношены тормозные колодки.

При торможении автомобиль уводит в сторону

  1. Давление накачки шин не соответствует требуемому.
  2. Неравномерно изношены протекторы.
  3. Замаслены тормозные накладки.
  4. На одной оси установлены разные тормозные колодки.
  5. Чрезмерно изношены тормозные колодки.
  6. Загрязнены шахты суппортов.
  7. Суппорты повреждены коррозией, - произведите замену.
  8. Неравномерно изношены колодки.

Самопроизвольное торможение

  1. Засорено компенсационное отверстие в главном тормозном цилиндре (ГТЦ).
  2. Недостаточен зазор между приводным штоком и поршнем ГТЦ.

Тормоза нагреваются во время движения

  1. Засорено компенсационное отверстие в главном тормозном цилиндре.
  2. Недостаточен зазор между приводным штоком и поршнем ГТЦ.

Тормоза дрожат

  1. Установлены колодки ненадлежащего типа.
  2. Тормозной диск местами корродирован.
  3. Чрезмерно велико биение тормозного диска.

Тормозные колодки не отходят от тормозного диска, колесо с трудом проворачивается вручную

Коррозия в цилиндрах тормозных суппортов. Отремонтируйте или замените суппорт.

Неравномерный износ колодок

  1. Установлены колодки несоответствующего типа. Замените колодки.
  2. Суппорты повреждены коррозией, - произведите замену.
  3. Затруднён ход поршня.
  4. Нарушена герметичность тракта тормозной системы.

Клинообразный износ тормозных колодок

  1. Тормозной диск вращается не параллельно суппорту.
  2. Суппорты повреждены коррозией, - произведите замену.
  3. Нарушена исправность функционирования поршня.

Скрип тормозов

  1. Часто причина в атмосферном влиянии (влажность воздуха). Если скрип появляется после длительной стоянки при повышенной влажности и затем пропадает, ничего делать не надо.
  2. Установлены колодки несоответствующего типа.
  3. Тормозной диск вращается не параллельно суппорту.
  4. Загрязнена шахта суппорта.
  5. Погнуты пружины крепления колодок.
  6. Растянуты нажимные пружины.

Пульсация педали тормоза

  1. Признак нормального срабатывания ABS.
  2. Чрезмерно велико биение тормозного диска.
  3. Тормозной диск вращается не параллельно суппорту.

Контрольная лампа ABS загорается во время движения

  1. Недостаточно напряжение питания (ниже 10 В). Проверьте напряжение. Проверьте, гаснет ли контрольная лампа генератора после запуска двигателя. Если все в порядке, проверьте ремень привода генератора.
  2. Имеет место неисправность ABS, - проверьте состояние и надёжность фиксации клеммного соединения массы возвратного насоса (в гидромодуляторе).

Подвеска и рулевое управление

Автомобиль уводит при движении в одну из сторон

  1. Неравномерно накачаны шины.
  2. Имеет место дефект шин.
  3. Чрезмерно изношены компоненты подвески или рулевого управления.
  4. Требуется проведение регулировки углов установки передних колёс.
  5. Прихвачены передние тормозные механизмы.

Имеют место рывки, дёрганье или вибрации

  1. Нарушена балансировка колёс или появилась овальность дисков.
  2. Изношены подшипники колёс, ослабло усилие их затягивания или нарушена регулировка.
  3. Изношены или повреждены стойки-амортизаторы или другие компоненты подвески.

Имеет место чрезмерное раскачивание автомобиля/«зарывание» его носом на поворотах или при торможении

  1. Неисправны стойки подвески.
  2. Повреждены компоненты подвески.

Слишком туго вращается рулевое колесо

  1. Чрезмерно упал уровень жидкости в резервуаре гидроусилителя рулевого управления (ГУР).
  2. Неправильно накачаны шины.
  3. Недостаточно смазаны шарниры рулевого привода.
  4. Нарушена регулировка углов установки передних колёс.
  5. ГУР не развивает требуемую мощность.

Имеет место чрезмерный люфт рулевого управления

  1. Ослабло усилие затягивания подшипников передних колёс.
  2. Чрезмерно изношены компоненты подвески или рулевого управления.

ГУР не развивает должное усилие

  1. Изношен, или поврежден приводной ремень насоса ГУР, либо нарушена регулировка его натяжения.
  2. Чрезмерно упал уровень жидкости ГУР.
  3. Нарушена проходимость шлангов или линий гидравлической системы.
  4. В ГУР попал воздух, - прокачайте систему.

Имеет место чрезмерный износ протекторов (не в одной какой-то области)

  1. Неправильно накачаны шины.
  2. Нарушена балансировка колёс.
  3. Повреждены диски колёс.
  4. Чрезмерно изношены компоненты подвески или рулевого управления.

Имеет место чрезмерный износ протекторов по внешнему краю

  1. Неправильно накачаны шины.
  2. Слишком резко совершаются повороты.
  3. Нарушена регулировка углов установки передних колёс (чрезмерная сходимость).
  4. Погнут или скручен рычаг подвески.

Имеет место чрезмерный износ протекторов по внутреннему краю

  1. Неправильно накачаны шины.
  2. Нарушена регулировка углов установки передних колёс (расходимость).
  3. Повреждены компоненты рулевого управления или ослабло их крепление.

Имеет место локальный износ протектора

  1. Нарушена балансировка колёс.
  2. Повреждены или погнуты диски.
  3. Имеет место дефект шин.

Дефекты щёток стеклоочистителя

Проскальзывание

  1. Загрязнены резиновые рабочие элементы.
  2. Обтрёпанны кромки щёток, изношены или разорваны резиновые рабочие элементы.

В поле очистки остатки воды сразу собираются в капли

Ветровое стекло загрязнено лаковой политурой или маслом.

Щётка очищает односторонне - в одну сторону хорошо, в другую нет

  1. Резиновый рабочий элемент имеет односторонний износ.
  2. Рычаг стеклоочистителя скручен, щётка не точно прилегает к стеклу.

Неочищенные поверхности

  1. Нарушена надёжность фиксации рабочего элемента в рамке щётки.
  2. Щётка прилегает к стеклу неравномерно.
  3. Слишком мала сила прижимания рычагом, - слегка смажьте шарниры рычагов стеклоочистителя и пружины или установите новый рычаг.

Дефекты шин

Сильный износ шины на обеих сторонах рабочей поверхности

Слишком низкое давление в шинах.

Сильный износ шины в середине рабочей поверхности по всей окружности протектора

Слишком высокое давление в шинах.

Неравномерный износ протектора

Статическая и динамическая разбалансировка колеса, возможно, вследствие чрезмерного бокового биения диска, слишком большой люфт в несущих шарнирах.

Неравномерный износ в середине протектора

Статическая разбалансировка колеса, возможно, вследствие чрезмерного вертикального биения.

Сильный износ отдельных участков в середине рабочей поверхности протектора

Результат резкого торможения.

Пилообразный износ протектора, часто вместе с невидимым снаружи разрывом тканевой основы шины

Перегрузка автомобиля. Проверьте состояние внутренних стенок шин.

Резиновые язычки на боковых краях протектора (чешуйчатый износ)

  1. Нарушена регулировка углов установки колёс.
  2. Изношены шины.
  3. Неисправны амортизаторы/стоечные сборки.

Образование заусениц на одной стороне протектора переднего колеса

  1. Нарушена регулировка схождения колёс.
  2. Изношены шины.
  3. Частое движение по волнистым поверхностям. Быстрое движение на поворотах.

Разрывы корда. Сначала видны только изнутри

Переезд через острые камни, удары шин и т.п. на высокой скорости.

Односторонний износ рабочей поверхности протектора

  1. Проверьте регулировку развала.
  2. Имеет место неисправность ABS, - проверьте состояние и надёжность фиксации клеммного соединения массы возвратного насоса (в гидромодуляторе).