При серьезных повреждениях кузова, затрагивающих силовую
конструкцию, обычно применяется стапель, который состоит из
рамы, приспособлений для установки и крепления кузова
автомобиля, гидравлического привода, изделий для гидравлической
правки, набора инструмента для ручной правки и др.
Рама является основанием стапеля и служит для установки и
закрепления на ней поврежденного автомобиля, силовых стоек,
натяжных устройств и других приспособлений, обеспечивающих
гидравлическую правку поврежденных
кузовов. Рама изготовлена из швеллера большого размера и
представляет собой пересечение коробчатого профиля с пазами
шириной 20 мм, расположенными вдоль и поперек всей площади рамы.
Такая конструкция рамы позволяет крепить на ней автомобиль
(кузов), устанавливать необходимые приспособления в различных
точках относительно поврежденных участков ремонтируемого кузова.
Силовая стойка с приводом, различные опоры, надставки,
удлинители, цепи и другие приспособления предназначены для
передачи механических воздействий от гидроцилиндра на
деформированные участки кузова.
В зависимости от категории повреждения и места его расположения
на кузове автомобиль может поступить на стапель в сборе,
частично разобранным (без передней или задней подвесок) или
только в виде кузова.
Установку и правку аварийного кузова методом растяжки на стапеле
выполняйте в следующем порядке:
– установите автомобиль (кузов) по центру стенда;
– вывесите автомобиль (кузов) на подставках с помощью домкрата и
зажимов, установленных на силовых поперечных трубах, и закрепите
кузов за ребра жесткости порогов;
– прикрепите кузов автомобиля к фундаментной раме расчалочными
приспособлениями за опорные точки силовых поперечных труб;
Рисунок 9.125.
Элементы силовой распорки и ее крепление к
стапелю: 1 – рама стенда; 2 – клин;
– закрепите сферическую опору 3 (Рисунок
9.125) на раме 1 клиньями 2. Собрав силовую стойку,
установите ее в сферическую опору 3. Длина стойки подбирается
такой, чтобы она позволила приложить необходимое растягивающее
усилие. Направление усилия должно совпадать с направлением
удара;
– закрепите струбцину или какой-либо другой инструмент на
поврежденном участке кузова;
– соедините цепью поврежденную часть кузова и фундаментную раму
через опору силовой стойки;
– выправьте кузов, подавая давление в цилиндр силовой стойки
ножным гидравлическим насосом.
Для правки кузова может быть одновременно использовано до
четырех силовых стоек с цепями и приспособлениями, которые
должны иметь различные сочетания по длине и устанавливаться под
различными углами в зависимости от полученных ударов.
Устройство для правки деформированных
элементов кузова
легковых автомобилей
Рисунок 9.126.
Устройство для правки деформированных элементов
кузова легковых автомобилей: 1 – силовой рычаг;
2 – гидроцилиндр; 3 – поворотная балка; 4 –
зажимное устройство; 5 – балка;
Устройство (Рисунок
9.126) фиксируется с помощью зажимных приспособлений в
любых точках за нижние полки поперечных или продольных балок
рамы стенда.
Правка аварийных кузовов проводится следующим образом:
– установите аварийный кузов на стапель, зафиксируйте его
неповрежденную часть в опорных кронштейнах и дополнительно
закрепите за ребра жесткости порогов;
– определите зону работ и направление приложения растягивающих
усилий, подкатите под стапель устройство;
– закрепите устройство за раму стапеля клиньями зажимных
приспособлений;
– установите и зафиксируйте стопором в требуемом положении
силовой рычаг и поворотную балку;
– соедините рычаг с деформированными деталями кузова с помощью
набора цепей, зажимов и захватывающих приспособлений;
– осуществите рабочий ход рычага с помощью гидравлического
приспособления.
Гидравлические и винтовые приспособления для
восстановления кузова
3 –
втулка; В – фиксаторы; Г – переходники; Д –
удлинители
Винтовое приспособление состоит из винтового домкрата, винта 1 (Рисунок
9.127), воротка 2 и двух втулок 3 с правой и левой резьбой,
фиксаторов В, переходников Г, нескольких удлинителей Д,
различных упоров и струбцин. С помощью этих элементов
выполняются работы по исправлению перекосов в моторном отсеке,
багажнике, внутри салона кузова, проемов дверей.
Рисунок 9.128.
Гидравлическое приспособление для восстановления
геометрии кузова: 1 – гидравлический насос; 2 –
шланг; 3 – гидравлический цилиндр
Гидравлическое приспособление (Рисунок
9.128) состоит из набора оснастки, который включает
гидравлический насос, шланг и ряд удлинителей. К концам
удлинителей с помощью фиксаторов присоединяют различные
переходники или опоры.