Renault Symbol. Система снижения токсичности отработавших газов
Жесткие требования к составу отработавших газов, предъявляемые к
автомобилям, обусловили применение устройств, которые сводят
вредность выхлопа до минимума.
Описываемая система включает в себя каталитический нейтрализатор
отработавших газов, систему вентиляции картерных газов и систему
улавливания паров бензина.
Контроль над отработавшими газами осуществляется с помощью
каталитического нейтрализатора и двух датчиков концентрации
кислорода. Указанные датчики обеспечивают обратную связь через
ЭБУ системы впрыска двигателя. Один датчик ввернут в верхнюю
часть выпускного коллектора, другой расположен за каталитическим
нейтрализатором. ЭБУ регулирует состав смеси, создавая
оптимальные условия работы нейтрализатора. Каталитический
нейтрализатор состоит из цилиндра с тонкой сеткой, покрытой
каталитическим материалом, через которую проходят отработавшие
газы. Катализатор обеспечивает высокую скорость окисления
вредных оксидов углерода (СО), несгоревших углеводородов и сажи,
снижая тем самым выброс токсичных продуктов в атмосферу.
Датчик концентрации кислорода посылает в ЭБУ сигнал напряжения,
который изменяется в зависимости от концентрации кислорода в
отработавших газах: низкое напряжение соответствует низкому
уровню кислорода, с обеднением смеси и ростом концентрации
кислорода в отработавших газах напряжение растет.
Напряжение достигает пикового значения при стехиометрическом
соотношении в смеси 14,7 частей (весовых) воздуха и 1 части
топлива. Вокруг этого значения напряжение, приходящее в ЭБУ от
датчика, меняется в широких пределах, изменяя широту импульса
открытия форсунки.
Система вентиляции картерных газов снижает выпуск несгоревших
углеводородов из картера в атмосферу. Система замкнута, газы и
пары масла извлекаются из картера и подаются во впускной
коллектор через маслоотделитель с проволочной сеткой для
дожигания в процессе нормального сгорания в цилиндрах.
При всех режимах работы двигателя картерные газы удаляются под
действием повышенного давления в картере.
Для обеспечения правильной работы системы шланги и калиброванные
втулки надо периодически прочищать.
Система улавливания паров топлива минимизирует попадание в
атмосферу несгоревших паров топлива. Топливный бак сообщается с
атмосферой через угольный адсорбер, установленный в передней
правой части подкапотного пространства за опорой бампера.
Адсорбер улавливает пары топлива из бака при стоянке автомобиля
и сохраняет их до момента пуска и прогрева двигателя. Клапан
продувки по команде ЭБУ откроется, и пары через впускной
коллектор попадут в цилиндры, где сгорят в обычном режиме.
Рисунок 3.113.
Схема системы улавливания паров топлива: 1 –
впускной коллектор; 2 – электромагнитный клапан
системы улавливания паров топлива; 3 – адсорбер;
4 – топливный бак; М – отверстие для сообщения с
атмосферой; А, В – соединительные шланги