2 – метка
на круглой гайке; 3 – три риски на топливном
баке; 4 – метка на крышке топливного насоса
– зафиксируйте маркировку для совмещения элементов узла (Рисунок
3.98). Обопритесь отверткой с широким шлицем о выступ
круглой гайки и, слегка ударяя по ней молотком, строньте гайку с
места, а затем отверните ее вручную;
Рисунок 3.99.
Извлечение топливного насоса из топливного бака
– осторожно извлеките из бака топливный насос и датчик уровня в
сборе (Рисунок
3.99);
– осмотрите уплотнительную прокладку. Если она без дефектов, ее
можно использовать повторно.
В том случае, когда между снятием и
установкой этого узла должно пройти несколько
часов, заверните гайку на баке во избежание
деформации.
Установка:
– очистите при необходимости сетку топливоприемника;
– установите на верхнюю часть топливного бака уплотнительную
прокладку;
– аккуратно поместите насос в бак;
– совместите метки, как указано наРисунок
3.99, и установите круглую гайку. Надежно затяните ее и
убедитесь в совмещении меток;
– защелкните штуцера трубопроводов;
– соедините контактный разъем;
– установите заглушку лючка;
– выполните остальные операции в порядке, обратном снятию.
Снятие, установка и регулировка троса дроссельной
заслонки
– на корпусе дроссельной заслонки ослабьте натяжение троса,
повернув сектор. Отсоедините трос от сектора (Рисунок
3.101);
Рисунок 3.102.
Снятие оболочки троса и регулировочного винта с
кронштейна крепления
– снимите оболочку троса с регулировочным винтом с кронштейна
крепления (Рисунок
3.102), при необходимости снимите пружинный фиксатор,
запомнив его положение в канавке винта;
– в салоне автомобиля снимите декоративную нижнюю накладку под
рулевой колонкой и отсоедините трос от педали подачи топлива,
сжав выступы на его наконечнике;
– в моторном отсеке освободите крепления троса от моторного щита
и снимите его с автомобиля;
– осмотрите трос, убедитесь в отсутствии потертостей и свободном
перемещении в оболочке.
Установка троса проводится в порядке, обратном снятию.
Порядок регулировки:
– сдвиньте регулировочную скобку с наружной оболочки троса под
капотом. При снятой скобке убедитесь в том, что сектор отведен
до упора. Аккуратно вытяните трос из уплотнения, чтобы выбрать
слабину;
– удерживая наружную оболочку троса в этом положении, установите
скобку в последнюю канавку в оболочке перед кронштейном с
резиновым уплотнением и перед шайбой. Теперь слабина троса
должна быть минимальной. Слабина троса необходима для получения
стабильной частоты вращения холостого хода;
– попросите помощника нажать на педаль акселератора и проверьте,
чтобы дроссельная заслонка открывалась полностью и плавно
возвращалась в исходное положение.
Снятие и установка корпуса дроссельной
заслонки
Снятие:
– сбросьте давление топлива в системе;
– отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной
батареи;
– снимите воздушный фильтр;
– отсоедините от сектора трос дроссельной заслонки;
– разъедините контактный разъем на датчике положения дроссельной
заслонки;
Рисунок 3.103.
Болты крепления корпуса дроссельной заслонки
(стрелки)
– выверните два болта крепления корпуса дроссельной заслонки (Рисунок
3.103).
Установка проводится в порядке, обратном снятию. Заменяйте
прокладку при каждом снятии блока дроссельной заслонки. При
необходимости используйте смазку для облегчения установки
прокладки. Проверьте регулировку троса дроссельной заслонки.
– отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной
батареи;
– снимите защитный кожух рампы;
При снятии форсунок или
топливораспределительной рампы будьте осторожны,
так как в рампе и штуцере находится топливо.
Примите меры по защите генератора от попадания
топлива.
– отсоедините от рампы топливные трубопроводы;
– разъедините контактные разъемы форсунок;
– разъедините разъем датчика детонации;
– отверните болты крепления рампы и снимите ее с форсунками с
впускного коллектора;
– запомните установку форсунок, ослабьте крепления и снимите
форсунки с рампы.
Установка проводится в порядке, обратном снятию, при этом
обязательно замените уплотнительные кольца и держатели форсунок.
Для облегчения установки смажьте уплотнительные кольца моторным
маслом.
Проверка подачи топливного насоса
Порядок работы:
– сбросьте давление топлива в системе;
– поднимите заднее сиденье;
– снимите металлическую заглушку лючка в заднем полу для
получения доступа к крышке топливного насоса (см.Рисунок
3.98);
– установите на место реле включения топливного насоса;
– отсоедините быстросъемный штуцер зеленого цвета от крышки
топливного насоса и подходящим шлангом соедините насос с
мензуркой вместимостью 2 л;
– включите топливный насос с помощью диагностического прибора
или установив перемычку в реле топливного насоса между контактом
1 и «+» цепи питания;
– замерьте подачу насоса, которая должна составлять 60–80 л/ч.
После проведения замера установите на место снятые элементы.
Установка выполняется в порядке, обратном снятию. При установке
соблюдайте моменты затяжки трех болтов крепления. Проверьте
состояние и убедитесь в правильной установке уплотнительного
кольца.
Выключатель подачи топлива при
столкновении
Выключатель предназначен для предотвращения возникновения пожара
в результате вытекания топлива при столкновении. При ударе все
механизмы подачи топлива из бака отключаются. Они приводятся в
рабочее состояние только путем механического воздействия
водителя или ремонтника.
Рисунок 3.106.
Инерционный выключатель подачи топлива при
столкновении автомобиля (стрелка)
Инерционный выключатель (Рисунок
3.106) реагирует на удар автомобиля и размыкает цепь питания
топливного насоса. При ударе шарик инерционного выключателя
выходит из гнезда и размыкает электрическую цепь, напряжение
питания «+» отключается от цепи управления реле топливного
насоса и перестает поступать на насос, форсунки. Подача топлива
из бака прекращается.
Для приведения инерционного выключателя в рабочее состояние
достаточно нажать на него сверху, чтобы шарик снова вошел в
гнездо.
После приведения инерционного
выключателя в рабочее состояние необходимо с
помощью диагностического прибора очистить память
ЭБУ. При срабатывании выключателя ЭБУ системы
впрыска записывает в память информацию о
неисправности реле топливного насоса.
Верхний и нижний датчики имеют разные
характеристики и невзаимозаменяемы.
Снятие и установка верхнего датчика
концентрации кислорода в
отработавших газах
Снятие:
– отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной
батареи;
– снимите корпус воздушного
фильтра;
Рисунок 3.96.
Расположение на двигателе датчика (1)
температуры поступающего воздуха,
топливораспределительной рампы (2), датчика
детонации (3)
– разъедините контактный разъем датчика и снимите датчик с
помощью приспособления Mot. 195 (см.Рисунок
3.96).
Установка датчика проводится в порядке, обратном снятию.
Убедитесь, что теплозащитный экран
надежно закреплен между датчиком концентрации
кислорода и коллектором (чтобы избежать
перегрева, который может повлечь за собой
разрушение разъема датчика).
Снятие и установка датчика детонации
Датчик детонации установлен в задней стенке блока цилиндров (см.Рисунок
3.105). Процесс снятия и установки датчика изложен в
подразделе «Система зажигания».
Снятие и установка датчика температуры
поступающего воздуха
Расположение датчика на двигателе показано наРисунок
3.97.
Снятие датчика не представляет трудностей. Разъедините
контактный разъем и выверните датчик. Установите датчик в
порядке, обратном снятию.
Снятие и установка датчика температуры
охлаждающей жидкости
Датчик установлен в корпусе термостата. Он представляет собой
резистор с
отрицательным температурным коэффициентом сопротивления, т.е.
при повышении температуры воздуха электрическое сопротивление
датчика уменьшается (см. табл. 3.6). Процесс проверки и
установки изложен в подразделе «Система охлаждения».
Снятие, установка и проверка потенциометра
дроссельной заслонки
Снятие:
– снимите корпус дроссельной заслонки, как описано выше;
– отверните винты крепления и снимите потенциометр с корпуса
дроссельной заслонки.
Установка:
– правильно совместите потенциометр с осью дроссельной заслонки;
– вверните болты крепления потенциометра;
– проверьте сопротивление между контактами потенциометра,
которое должно соответствовать приведенным в табл. 3.8
значениям.
Таблица 3.8
Сопротивление между контактами
потенциометра в
зависимости от положения педали
акселератора
Снятие и установка датчика положения
коленчатого вала
Рисунок 3.107.
Датчик положения коленчатого вала (стрелка)
Датчик положения коленчатого вала располагается сверху картера
сцепления с левой стороны блока цилиндров двигателя (Рисунок
3.107).
Снятие:
– снимите корпус воздушного фильтра;
– отсоедините от датчика контактный разъем;
– выверните болты крепления и снимите датчик.
Рисунок 3.108.
Специальные болты, применяемые для крепления
датчика положения коленчатого вала
Установка проводится в порядке, обратном снятию, при этом
обратите внимание на фасонные болты крепления (Рисунок
3.108), которые нельзя заменять другими, так как может
нарушиться зазор между датчиком и зубьями маховика.
Снятие и установка электронного блока управления (ЭБУ)
Блок установлен в левой части моторного отсека за аккумуляторной
батареей.
Снятие:
– снимите провод с отрицательной клеммы аккумуляторной батареи;
– отсоедините крепление бачка гидроусилителя рулевого механизма
от моторного щита и отведите его в сторону;
– отверните болты крепления блока и снимите его вместе с
кронштейном;
– снимите кронштейн с блока;
– разъедините контактный разъем от блока.
Рисунок 3.109.
Расположение контактов ЭБУ системы впрыска
топлива
Назначение контактов разъема ЭБУ приведено в табл. 3.9.
Расположение контактов ЭБУ указано наРисунок
3.109.
Таблица 3.9
Назначение входов и выходов разъема
ЭБУ системы впрыска
Установка ЭБУ проводится в порядке, обратном снятию, при этом
выполните следующее:
– надежно присоедините контактный разъем;
– если устанавливается новый блок, его следует запрограммировать
для обеспечения работы иммобилайзера. Для этого включите
зажигание на несколько секунд, затем выключите. Выньте ключ
зажигания для активации иммобилайзера. Через 10 с красный
индикатор активации иммобилайзера должен начать мигать.
Снятие и установка впускного коллектора
Рисунок 3.110.
Снятие впускного коллектора: А – болты крепления
корпуса дроссельной заслонки;
– отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной
батареи;
– снимите воздушный фильтр;
– разъедините контактный разъем датчика положения дроссельной
заслонки;
– разъедините контактный разъем от датчика давления;
– разъедините контактный разъем от датчика температуры
поступающего воздуха;
– отсоедините контактные разъемы от всех катушек зажигания;
– отсоедините трос привода дроссельной заслонки;
– выверните два болта крепления корпуса дроссельной заслонки;
– выверните постепенно болты крепления впускного коллектора,
снимите его и прокладку.
Установка коллектора проводится в порядке, обратном снятию, при
этом убедитесь в чистоте привалочных поверхностей. Затягивайте
болты крепления коллектора в указанном порядке. При
необходимости замените уплотнительные прокладки коллектора и
блока дроссельной заслонки.
– отсоедините приемную трубу глушителя от выпускного коллектора
(см. подраздел «Система выпуска отработавших газов»);
– отодвиньте назад каталитический нейтрализатор, не снимая его;
– установите подкладку на подрамник, чтобы поддержать
каталитический нейтрализатор и не допустить повреждения шланга.
Если это произойдет, то каталитический нейтрализатор подлежит
замене;
– снимите подкос между выпускным коллектором и блоком цилиндров;
– отверните гайки крепления выпускного коллектора, снимите его и
прокладку.
Установка проводится в порядке, обратном снятию. При этом
выполните следующее:
– замените прокладки коллектора и фланца с трехточечным
креплением;
– замените крепежные гайки новыми;
– соблюдайте порядок и момент затяжки гаек крепления коллектора.
Теплозащитный экран должен быть надежно
закреплен между датчиком концентрации кислорода
и коллектором, чтобы избежать перегрева, который
может повлечь за собой разрушение разъема
датчика концентрации кислорода. Поврежденный
теплозащитный экран следует заменить, чтобы
предупредить возгорание.
Проверка и регулировка системы впрыска
При возникновении неисправности в системе впрыска топлива
следует прежде всего проверить надежность всех контактных
разъемов и соединений. Убедитесь в чистоте воздушного и
топливного фильтров, в сохранности и чистоте шлангов вентиляции
картера и вакуумных шлангов. Компрессия двигателя должна быть в
норме, свечи зажигания – в хорошем состоянии. Проверьте
правильность установки момента зажигания.
Если после перечисленных проверок и регулировок не отмечено
улучшение работы двигателя, следует обратиться на
специализированную СТО Renault для проверки автомобиля.
Специалисты с помощью диагностического прибора, подключаемого к
специальному разъему, находящемуся под пепельницей центральной
консоли, выводят на экран прибора информацию о любом узле
системы впрыска. Комбинаций кодов неисправностей при диагностике
не предусмотрено, поэтому автовладельцу невозможно
самостоятельно определить ту или иную неисправность.
Если при движении автомобиля в комбинации приборов загорелся
индикатор «Неисправность системы впрыска» или он не гаснет
спустя 3 с после включения зажигания, это может означать наличие
дефекта в следующих устройствах:
– датчик давления;
– потенциометр дроссельной заслонки;
– форсунки;
– регулятор холостого хода;
– датчик скорости;
– электромагнитный клапан системы рециркуляции отработавших
газов;
– автоматическая коробка передач.
Некоторые узлы системы впрыска топлива можно проверить, измерив
их параметры, приведенные в подразделе, однако работоспособность
ряда узлов невозможно оценить без специального диагностического
оборудования.
Опытные автолюбители при наличии тахометра и газоанализатора
могут проверить уровень СО в отработавших газах на холостом
ходу. Однако если выяснится, что эти характеристики требуют
корректировки, придется обратиться к специалисту для проведения
дальнейших проверок с применением специализированного
оборудования. Ни уровень СО, ни частота вращения холостого хода
не регулируются. Если они неверны, неисправна система впрыска.
Содержание токсичных веществ в отработавших газах при частоте
вращения коленчатого вала двигателя (750±50) мин–1
и коэффициенте избытка воздуха 0,97<l<1,03
СО*.....не более 0,5%
СО2.....не менее 14,5%
СН.....не более 100 ч.н.м.
* При 2500 мин-1 содержание СО не должно превышать 0,3%.
Проверка содержания токсичных веществ проводится при температуре
охлаждающей жидкости выше 80 °С после устойчивой работы
двигателя с частотой вращения 2500 мин–1в
течение примерно 30 с.