Схема контура управления составом топливовоздушной смеси:1
- форсунка; 2 - выпускной коллектор; 3 - управляющий датчик концентрации
кислорода в отработавших газах (лямбда-зонд); 4 - двигатель; 5 -
электронный блок управления двигателем; 6 - каталитический нейтрализатор
отработавших газов
Система питания включает в себя топливный бак, расположенный в
задней части автомобиля, электрический топливный насос,
встроенный в бак (погруженный в топливо), топливный фильтр и
систему трубопроводов. В систему также входят электронный блок
управления (ЭБУ), различные датчики, узлы и электропроводка
системы впрыска топлива.
Топливный насос подает под давлением топливо к
топливораспределительной рампе, которая служит резервуаром для
установленных на каждом цилиндре форсунок, впрыскивающих топливо
во впускные тракты.
Двигатель оснащен системой впрыска топлива Siemens-Sirius. Это
распределенный впрыск, осуществляющий подачу топлива в
соответствии с порядком работы цилиндров в момент начала такта
впуска.
Для получения информации о том, какой из цилиндров находится в
данный момент в такте впуска, ЭБУ использует единый датчик ВМТ и
скорости вращения двигателя, который определяет:
– ВМТ поршней первого и четвертого цилиндров;
– ВМТ поршней второго и третьего цилиндров.
Система включает в себя два датчика концентрации кислорода в
отработавших газах, один из которых установлен до
каталитического нейтрализатора, а второй – после него. Сигналы
от датчиков информируют ЭБУ об отклонении от нормального
процесса сгорания смеси в цилиндрах и служат для корректировки
этого процесса с целью оптимизации работы двигателя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости информирует ЭБУ о
тепловом состоянии двигателя.
Воздух поступает в систему через глушитель шума впуска,
присоединенный к воздушному фильтру. Датчик температуры
поступающего в двигатель воздуха сообщает ЭБУ о температуре
воздуха, проходящего через дроссельную заслонку.
Датчик положения коленчатого вала информирует ЭБУ о частоте
вращения двигателя и положении поршней в цилиндрах.
Датчик детонации сообщает ЭБУ об отклонении в процессе сгорания
топлива, сопровождающемся детонацией в цилиндрах. Изменение
нагрузки двигателя передается ЭБУ датчиком давления,
установленным во впускном коллекторе.
ЭБУ управляет частотой вращения холостого хода двигателя
посредством регулятора холостого хода (шаговый
электродвигатель), который установлен на корпусе дроссельной
заслонки. Регулятор руководит открытием обходного канала
воздуха, минуя дроссельную заслонку. Если дроссельная заслонка
закрыта (педаль подачи топлива освобождена), ЭБУ дает команду
регулятору управлять поступлением воздуха в двигатель, таким
образом регулируя обороты холостого хода.
Установленный на педали акселератора потенциометр сообщает ЭБУ о
положении дроссельной заслонки в каждый конкретный момент работы
двигателя.
Для коррекции частоты вращения холостого хода при включении
дополнительной нагрузки (кондиционера, насоса гидроусилителя
руля) предназначен датчик, посредством которого ЭБУ повышает
частоту вращения холостого хода, препятствуя тем самым остановке
двигателя.
Для улучшения экологичности двигателя и повышения его
экономичности служит система улавливания (адсорбирования)
топливных паров с последующим их дожиганием в цилиндрах
двигателя. Клапан рециркуляции этой системы также управляется
ЭБУ.
При получении от датчиков информации о нештатной ситуации ЭБУ
перестраивается на резервный режим управления двигателем. В этом
случае ЭБУ игнорирует нештатные сигналы и, используя остальные
сигналы, выдает команды на продолжение работы двигателя, хотя и
со снижением топливной экономичности и динамики. При этом на
панели приборов загорается предупреждающий сигнал и в память ЭБУ
заносится соответствующий код неисправности.
В систему встроен инерционный датчик отключения подачи топлива,
срабатывающий при ударе в случае дорожно-транспортного
происшествия. Датчик останавливает работу топливного насоса,
препятствуя вытеканию бензина при повреждении топливопроводов.
Система зажигания работает совместно с системой впрыска топлива
по командам ЭБУ.
Рисунок3.93.
Расположение элементов системы впрыска топлива в
моторном отсеке: 1 – датчик давления; 2 –
шаговый электродвигатель регулятора холостого
хода; 3 – датчик положения дроссельной заслонки;
4 – верхний датчик концентрации кислорода; 5 –
катушки и свечи зажигания; 6 – датчик
температуры охлаждающей жидкости и датчик
верхней мертвой точки; 7 – ЭБУ системы впрыска;
8 – реле питания; 9 – датчик детонации; 10 –
датчик температуры воздуха; 11 –
топливораспределительная рампа и регулятор
давления топлива; 12 – реле давления усилителя
рулевого управления; 13 – адсорбер с
электромагнитным клапаном
Рисунок3.94.
Расположение на двигателе элементов системы
впрыска: 1 – датчик давления; 2 – шаговый
электродвигатель регулятора холостого хода; 3 –
датчик положения дроссельной заслонки; 4 –
катушка зажигания
3. На место шланга установите переходник (тройник) Mot. 1311-08.
4. Подсоедините к переходнику манометр Mot. 1311-01 и шланг подвода
топлива (1).
5. Запустите двигатель.
6. После стабилизации давления топлива считайте показания манометра.
Давление топлива:
Для контура с
возвратом.................3,5 ±0,06 бар
Для контура без
возврата...........................3,5 бар
ОТКЛЮЧЕНИЕ ПОДАЧИ ТОПЛИВА ПРИ
СТОЛКНОВЕНИИ
Для снижение риска пожара при столкновении на автомобиль устанавливается
система отключения подачи топлива. Восстановление подачи топлива после
ремонта проводится механическим способом взводом инерционного
выключателя (1). Выключатель установлен в цепи топливного насоса между
выводом 1 реле топливного насоса и "плюсом" источника питания.
При столкновении инерционная масса выключателя (стальной шарик) из-за
своего перемещения разрывает цепь питания топливного насоса. Подача
питания отключается на топливном насосе и форсунках. Для восстановления
цепи питания после ремонта нужно нажать на кнопку инерционного
выключателя. После этогообязательносбросьте
код неисправности (прекращение питания топливного насоса) из памяти
блока управления.