Система охлаждения закрытого типа, состоит из следующих основных
элементов: радиатора, расположенного впереди, водяной рубашки
двигателя, водяного насоса, приводимого в действие зубчатым
ремнем газораспределительного механизма, электровентилятора,
термостата и соединительных шлангов. На автомобилях с
автоматической коробкой передач устанавливается небольшой
дополнительный радиатор. Для компенсации теплового расширения и
доливки охлаждающей жидкости установлен отдельно расположенный
расширительный бачок.
Температура начала открытия клапана термостата 89 °С,
температура полного открытия клапана 101 °С. Ход клапана
термостата 7,5 мм. Давление в системе охлаждения 1,2 бар. В
системе охлаждения используется один 3-контактный датчик, два
контакта которого служат для передачи на ЭБУ системы впрыска
информации о температуре охлаждающей жидкости, а один – для
индикации в комбинации приборов. ЭБУ системы впрыска в
зависимости от температуры охлаждающей жидкости управляет
работой:
– системы впрыска;
– реле вентилятора системы охлаждения двигателя;
– сигнальной лампы аварийной температуры охлаждающей жидкости,
зажигающейся при температуре, превышающей 118 °С.
Электровентилятор радиатора включается по команде ЭБУ системы
впрыска топлива на малую скорость, если температура охлаждающей
жидкости превысит 99 °С, и выключается при ее охлаждении ниже 96
°С. Включение большой скорости вентилятора происходит при
достижении температуры жидкости 102 °С, большая скорость
выключается при температуре менее 98 °С.
После выключения зажигания ЭБУ системы впрыска переходит в режим
контроля. Если температура охлаждающей жидкости превышает 103 °С
в течение 5 мин после остановки двигателя, подается питание на
реле включения малой скорости вентилятора системы охлаждения
двигателя. Если температура охлаждающей жидкости опускается ниже
100 °С, реле вентилятора отключается (продолжительность работы
вентилятора не может превышать 12 мин).
Холодная охлаждающая жидкость проходит через нижний шланг
радиатора к водяному насосу, который направляет ее в водяную
рубашку блока цилиндров, каналы в головке блока и радиатор
отопителя. После охлаждения блока, камер сгорания и седел
клапанов нагретая жидкость попадает к нижнему клапану
термостата, который закрыт до прогрева жидкости, далее в
радиатор отопителя и вновь к водяному насосу. На холодном
двигателе охлаждающая жидкость не попадает в основной радиатор,
что способствует скорейшему прогреву двигателя до рабочей
температуры.
При достижении охлаждающей жидкости 89 °С в термостате
открывается клапан и жидкость попадает в радиатор, установленный
под потоком набегающего воздуха впереди автомобиля. Охлажденная
жидкость повторяет вышеописанный цикл. При необходимости (в
жаркую погоду, при движении с малой скоростью) дополнительно
включается электровентилятор, усиленно охлаждающий жидкость.
В системе охлаждения используется жидкость на основе
этиленгликоля – он наиболее подходит для систем с компонентами
из разных металлов. Жидкость следует всегда заменять через
предписанный интервал пробега. Это необходимо не только для
поддержания ее незамерзающих свойств, но еще и потому, что со
временем антикоррозионные присадки теряют свои свойства и в
системе охлаждения образуются продукты окисления металлов,
загрязняющие ее и ухудшающие охлаждение двигателя.