Правила эксплуатации генераторной установки автомобилей РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

  Главная      Автомобили - РАФ     Автомобили «ЛАТВИЯ» РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01. Руководство по эксплуатации - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

Особенности ТО электрооборудования автомобилей РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01 - часть 2

 

 

Правила эксплуатации генераторной установки автомобилей РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

1. Эксплуатация автомобиля или работа двигателя с отключенной аккумуляторной батареей не допускается

2. Запрещается запуск двигателя при отключенных от генератора плюсовом проводе и без присоединения к генератору регулятора напряжения.

3. Запрещается включение аккумуляторной батареи обратной полярностью

4. Отсоединять и присоединять провода к генератору и регулятору напряжения при работающем двигателе не допускается

 

5. Запрещается даже кратковременное соединение между собой и на «массу» любых клемм генератора и регулятора напряжения, а также подавать к этим клеммам напряжение от постороннего источника тока. Исключение составляют отдельные специально оговоренные случаи, когда это необходимо для проверки работоспособности генераторной установки или движения с неисправной генераторной установкой

6. Нельзя проверять исправность системы электрооборудования автомобиля и отдельные провода мегомметром либо посредством лампы, питаемой от сети напряжением более 36 В, при включенных генераторе и регуляторе напряжения.

7 При подзарядке аккумуляторной батареи от внешнего источника батарея должна быть отключена от сети автомобиля.

8 При мойке автомобиля следует избегать прямого попадания воды, а при заправке двигателя попадания масла на генератор и регулятор напряжения.

9. Если в пути исчез зарядный ток, то можно продолжить путь за счет энергии аккумуляторной батареи, используя ее по возможности только для зажигания и стремясь реже запускать двигатель, чтобы не расходовать заряд батареи При этом генератор должен быть отключен от сети, для чего ка генераторе отсоединяется провод со штекерного разъема «Ш» и снимается провод с клеммы «+» и отключенный конец провода изолируется.

Запаса энергии аккумуляторной батареи хватает не более чем на 150 км пути.

10 Если генератор исправен, но в пути вышел из строя регулятор напряжения, то можно поступить следующим образом

а) если амперметр не показывает зарядки, подзаряжайте аккумуляторную батарею через каждые 100—150 км пробега. Для этого отрезками проводов-перемычками соедините на генераторе одну из клемм штекерного разъема «Ш» с клеммой «+», а вторую клемму штекерного разъема замкните на «массу», при этом отключите со штекерного разъема на генераторе провод, идущий от регулятора напряжения Двигайтесь с такой скоростью, при которой зарядный ток не превышает 20—25 А Рекомендуется при этом включить максимально возможное число потребителей электроэнергии с тем, чтобы несколько ограничить зарядный ток Через 30 мин перемычки снимите. Более длительное движение с полностью возбужденным генератором недопустимо, так как может привести к интенсивному выкипанию электролита и разрушению аккумуляторной батареи,

б) если амперметр длительное время показывает большой за рядный ток (более 20 А), то во избежание недопустимого перезаряжения батареи отключите на генераторе провод со штекерного разъема «Ш». Отключите также все возможные по условиям дви-жения потребители электроэнергии, чтобы излишне не расходовать наряд аккумуляторной батареи Через каждые 100—150 км про бега подзаряжайте батарею, для чего присоедините на 30 мин к генератору отключенный ранее провод и двигайтесь со скоростью, при которой зарядный ток не превышает 20—25 А.

 

 

Стартер. При уходе за стартером проверяется надежность ею крепления па двигателе и состояние проводов не допускайте ослабления и загрязнения зажимов проводов, так как стартер потребляет большой ток, и даже незначительные переходные сопротивления в цепи стартера приводят к большому падению напряжения и снижению мощности стартера.

Необходимо периодически очищать стартер от грязи снаружи и продувать внутри сжатым воздухом.

Особое внимание следует обращать на состояние коллектора и теток. Заедание щеток в щеткодержателе недопустимо. Высота щеток должна быть не менее 6 -7 мм. В случае загрязнения или незначительного обгорания коллектор необходимо зачистить мел кой стеклянной шкуркой. При значительной шероховатости коллектора и выступании слюды между пластинами коллектор следует проточить и прошлифовать;

При осмотре якоря следует обратить внимание па состояние поверхностей шлицев и цапф вала якоря. Па них не должно быть задиров, забоин и износа. Если на поверхности вала появился налет желтого цвета от втулки шестерни, то его следует удалить мелкозернистой шлифовальной шкуркой, чтобы предупредить заедание шестерни. Вал и подшипники смазываются моторным маслом.

При удержании якоря шестерня должна свободно вращаться в направлении вращения якоря при пуске двигателя. В обратном направлении шестерня должна вращаться вместе с якорем.

Если на заходной части зубьев шестерни имеются забоины, то их надо сошлифовать мелкозернистым кругом малого диаметра

Иногда шестерня привода не зацепляется с зубчатым венцом маховика из-за неправильной регулировки вылета шестерни при включении. Наружный торец шестерни в выключенном положении должен находиться на расстоянии не более 34 мм от привалочиой плоскости фланца стартера, при включенном тяговом реле между торцом шестерни и упорной втулкой 3 (рис. 76) должен оставаться зазор 4± J мм. Зазор регулируется поворотом эксцентриковой оси (). После регулировки необходимо затянуть гайку оси.

Схема включения тягового реле при регулировке показана на рис. 75.

 



Подгоревшие контакты тягового реле стартера надо зачищать

стеклянной шкуркой или плоским мелким напильником,чтобы обеспечивалось полное касание контактов по всей поверхности с коп тактным диском Если контактные болты в местах контакта сильно изношены, то их следует повернуть на 180° вокруг своей оси. При сильном износе контактного диска его необходимо повернуть поизношенной стороной к контактам

Если втулки крышек стартера изношены, то их следует заменить Новые втулки после запрессовки необходимо развернуть до диаметра 12  мм.
 

Техническое состояние стартера может быть проверено на контрольно-испытательном стенде.

Для испытания стартера необходимы заряженная батарея, вольтметр со шкалой до 30 В, амперметр с шунтом до 1000 А, тахометр, динамометр и провода сечением не менее 25 мм2.

Схема включения при испытании стартера показана на рис. 76

Если нет специального стенда, то, собирая схему, стартер зажимают в тиски

Силу тока и число оборотов якоря при испытании на холостом ходу измеряют через 30 с после включения стартера.

Стартер на холостом ходу при напряжении 12 В должен потреблять ток не более 95 А и развивать частоту вращения не мс нее 4000 мин-1. Если стартер потребляет ток большей силы, а обороты развивает меньше указанных, то это указывает на замыкание обмотки якоря или задевание якоря за полюсы При плохом контакте в соединениях проводов и пониженном давлении щеточных пружин стартер при нормальном напряжении потребляет ток малой силы и не развивает необходимой частоты вращения.

Для проверки стартера при полном торможении на шестерне привода закрепляют рычаг 1 (рис 76), соединенный с динамометром При проведении этого испытания следует соблюдать осторожность, так как в момент включения стартера произойдет сильный рывок рычага, закрепленного на шестерне. Во избежание перегрева стартера испытание при полном торможении про водится в течение короткого времени

При полном торможении исправный стартер при напряжении не менее 9 В потребляет ток не более 500 А и развивает тормозной момент не менее 22 Н м (2,25 кге-м). Если потребляемый ток выше, а тормозной момент ниже указанных, то это свидетельствует о неисправности обмотки якоря или обмотки возбуждения. Муфта свободного хода привода стартера при испытании на полное торможение не должна пробуксовывать.

Отсутствие короткою замыкания обмоток возбуждения па корпус стартера проверяется подсоединением к корпусу и выводу об мотки контрольной лампы, включенной в цепь переменного тока

220 В. Если изоляция обмоток повреждена, то лампа загорается Сняв полюса и обмотки возбуждения, поврежденные места изоляции можно отремонтировать изоляционной лентой После постановки обмоток и полюсов на место винты полюсов необходимо закернить.

Концы проводов обмотки якоря должны быть надежно припаяны к коллектору.

Чтобы проверить якорь на отсутствие замыкания обмотки на пакет железа якоря, контрольная лампа подключается к одной из пластин коллектора и к пакету железа. Лампа при этом не должна гореть. Проверку на отсутствие межвитковых замыканий обмотки якоря выполняют на специальном приборе. В случае обнаружения замыканий якорь следует заменить.

Лобовая часть обмотки якоря должна быть по диаметру меньше пакета железа. Увеличенный диаметр лобовой части обмотки указывает на ее «разнос». Такой якорь также подлежит замене.

Исправность втягивающей и удерживающей обмоток тягового реле проверяется с помощью омметра. В случае неисправности обмоток тяговое реле следует заменить.

 


Система зажигания. Исправная работа системы зажигания обеспечивается:

1. чистотой высоковольтной крышки и бегунка датчика-распределителя;

2 чистотой катушки зажигания,

3 чистотой свечей зажигания и нормальным зазором между их электродами;

4. исправностью проводников тока и хорошим контактом клемм;

5 исправной и полностью заряженной аккумуляторной бата реей

Надежным показателем исправности системы зажигания служит величина преодолеваемого искрой промежутка между проводом высокого напряжения катушки зажигания и «массой». Если система исправна, то искра способна без перебоев преодолевать промежуток между проводом и «массой», равный 7—10 мм. При проверке на искровой промежуток вынутый провод удерживается рукой за изоляцию на расстоянии 40—50 мм от наконечника.

 

 

Катушку зажигания необходимо периодически очищать от пыли и грязи и проверять надежность крепления проводов и самой катушки Во избежание порчи катушки, при неработающем двигателе не оставляйте зажигание включенным. Неисправность катушки зажигания вызывается, главным образом, повреждением изоляции ее обмоток Ремонту катушка зажигания не подлежит

 

 

Датчик-распределитель зажигания требуется периодически смазывать, следить за состоянием и чистотой его деталей, проверять надежность крепления.

Крышка и бегунок очищаются от грязи протиркой снаружи и изнутри тканью. смоченной в чистом бензине Если на крышке или бегунке обнаружены трещины или следы пробоя искрой, то их следует заменить. Обгоревшие места токоразносной поверхности электродов необходимо тщательно протереть тканью, смоченной в чистом бензине; зачищать указанные места напильником нельзя, так как это приводит к увеличению зазора между электродами и к перебоям в работе системы зажигания

Обгорание и коррозия электрода в гнезде крышки свидетельствуют о том, что провод не доходит до электрода или плохо удерживается в гнезде пружинным наконечником. В этом случае надо зачистить пружинный наконечник, несколько развести его лепестки и плотно до отказа вставить в гнездо. Возникновение дополнительного искрового промежутка в цепи высокого напряжения в результате неплотной или неполной посадки проводов в гнездах крышки может привести к выгоранию пластмассы крышки и к выходу из строя катушки зажигания.

В процессе технического обслуживания датчика-распределителя смазывайте:

— втулку валика и упорный подшипник одним оборотом крышки колпачковой масленки, наполненной консистентной смазкой,

— втулку ротора 4—5 каплями масла для двигателя, предварительно сняв бегунок и фильц.

Шарикоподшипник опоры статора периодически промывайте чистым бензином и заполняйте его полости свежей консистентной смазкой па 2/3 объем.  Для доступа к подшипнику снимите бегунок ротор и опору статора.

Необходимо проверять состояние центрального контакта — «уголька», который должен свободно перемещаться в гнезде крышки. Сопротивление «уголька», являющегося одновременно по мехоподавительным резистором, не должно выходить за пределы 6000—15 000 Ом.

Сопротивление помехоподавительного резистора бегунка, а также помехоподавительных наконечников свечей должно быть не более 15 000 Ом.

 

 

 

Установку зажигания производите в следующем порядке.

1 Снимите крышку датчика-расирсделителя

2. Выверните свечу первого цилиндра.

3. Закрыв пальнем отверстие для свечи цилиндра, поверните коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала выход воздуха из-под пальца (начала сжатия)

 

4 Убедившись, что сжатие началось, осторожно поворачивайте коленчатый вал двигателя до совмещения ребра-указателя с серединой между вторым и третьим пазом на шкиве коленчатого вала (2° до ВМТ)

5. Ослабьте болт крепления пластины октан корректора к кор пусу привода, поворотом корпуса датчика-распределителя установите стрелку октан-корректора в среднее положение шкалы, затяните болт.

6 Ослабьте болт крепления пластины октан-корректора к корпусу датчика-распределителя, нажмите пальцем на бегунок по на правлению часовой стрелки (т. е. против вращения бегунка, для устранения зазоров в приводе) и медленно поверните корпус дат чика-распределителя до совмещения красных меток на роторе и статоре, затяните болт.

7. Установите крышку датчика распределителя и высоковольтные провода в соответствие с порядком работы цилиндров.

Более точную установку зажигания производите с помощью стробоскопа, соблюдая следующую последовательность.

1 Подсоедините датчик стробоскопа к проводу высокого на пряжения свечи первого цилиндра.

2. Пустите и прогрейте двигатель.

3. Проверьте и при необходимости отрегулируйте частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу в пределах 550— 650 мин-1.

4. Отключите вакуумный автомат.

5. Включите стробоскоп и направьте его на ребро-указатель на крышке распределительных шестерен, при этом должны быть видны ребро указатель и три неподвижные метки на шкиве коленчатого вала

При правильно установленном зажигании плоскость, проходящая через ребро-указатель, должна находиться в зоне от второй метки на шкиве до середины расстояния между второй и первой метками

6. Если положение ребра-указателя не соответствует указан ному, то необходимо ослабить болт крепления пластины октан корректора к корпусу привода и при работающем двигателе и включенном стробоскопе, поворачивая датчик-распределитель, до биться нужного положения ребра-указателя, после чего затянуть болт.

После каждой установки зажигания проверьте точность установки, прослушивая двигатель при движении автомобиля Для этого прогрейте двигатель до 80—90С и, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 30—35 км/ч, дайте автомобилю разгон, резко до отказа нажав на педаль управления дроссельными заслонками. Если при этом будет прослушиваться незначительная и кратковременная детонация (ошибочно называемая водителями «стуком пальцев»), то зажигание установлено правильно

При сильной детонации поверните корпус распределителя па одно деление шкалы октан корректора против часовой стрелки. При полном отсутствии детонации корпус распределителя поверните па одно деление по часовой стрелке. После перестановки момента зажигания снова проверьте его правильность.

Зажигание всегда должно быть установлено так, чтобы при большой нагрузке на двигатель прослушивалась только легкая детонация При слишком позднем зажигании резко растет расход топлива, теряется приемистость автомобиля, и двигатель перегревается. При слишком раннем зажигании, когда слышна постоянная детонация, может быть пробита прокладка головки блока, и могут прогореть клапаны и поршни.

 

 

 

Предупреждения.

1 Коммутатор, датчик-распределитель, катушка зажигания должны иметь надежный электрический контакт с «массой» (с переходным сопротивлением не более 0,05 Ом)

2 Запрещается при запуске и работе двигателя принудительно закорачивать выводы резистора добавочного.

3. Запрещается без необходимости оставлять включенным зажигание при неработающем двигателе.

4 Запрещается вскрывать коммутатор.

5 Замыкание выводов «КЗ» и «+» коммутатора или их пере-лутывапие при подключении приведет к выходу из строя коммутатора.

Техническое обслуживание свечей зажигания заключается в периодической проверке их состояния, очистки от нагара и регулировке зазора между электродами

Свечи надо проверять после работы двигателя под нагрузкой. Работа двигателя на холостом ходу изменяет характер нагара, по которому можно сделать неправильный вывод о работе свечи. Перед вывертыванием свечи нужно удалить грязь из гнезда свечи в головке цилиндров. Вывертывать свечи следует только специальным торцовым ключом, применение обычных гаечных ключей или плоскогубцев почти всегда приводит к повреждению изолятора или нарушению герметичности свечи.

При работе свечей на корпусной части изолятора образуется красно-коричневый налег, который не мешает работе свечей; этот налет не следует смешивать с нагаром и очищать его не требуется. Очистку изолятора свечи от нагара рекомендуется производить с помощью пескоструйного аппарата или тонкой деревянной

 

палочкой, применять стальные инструменты нельзя, так как при этом па изоляторе образуются царапины, способствующие отложению нагара

Зазор между электродами свечи проверяется при помощи круглого проволочного щупа и регулируется подгибанием бокового электрода. Нельзя подобать центральный электрод, это неизбежно приведет к трещинам в изоляторе

Затягивая свечу, не следует прилагать чрезмерного усилия, чтобы не слишком сплющить уплотнительную прокладку под свечой Полностью сплющенные прокладки рекомендуется заменить при очередном снятии свечей.

При отсоединении провода от нормально работающей свечи частота вращения коленчатого вала двигателя снижается, а при отсоединении провода от поврежденной свечи частота вращения остается неизменной. Свечи, не работающие или работающие с большими перебоями, на ощупь холоднее остальных. Неисправная работа свечей зажигания является одной из причин разжижения масла в картере двигателя.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить, чтобы на поверхность проводов высокого напряжения не попадали масло и бензин, которые разрушают изоляцию проводов. Для удаления пыли и грязи провода необходимо обтирать сухой тканью. Провода с поврежденной изоляцией, а также резиновые защитные колпачки проводов с трещинами следует заменять. Провода также подлежит замене, если сопротивление между наконечниками 'проводов и свечами будет более: у первого цилиндра 900 Ом у второго — 700 Ом у третьего и четвертого — 520 Ом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..