Особенности ТО электрооборудования автомобилей РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

  Главная      Автомобили - РАФ     Автомобили «ЛАТВИЯ» РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01. Руководство по эксплуатации - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

Особенности ТО электрооборудования автомобилей РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01 - часть 1



Аккумуляторная батарея. Заводом на автомобили устанавливаются, как правило, заряженные аккумуляторные батареи с плотностью электролита 1,270 г/смч. В особых случаях автомобили могут быть укомплектованы батареями в сухом виде, которые для ввода в эксплуатацию необходимо заправить электролитом и зарядить.

В зависимости от климатического района, где эксплуатируется аккумуляторная батарея, в нее заливают различные по плотности растворы серной кислоты

 

 

Т а б п и и, а 3

 

 

Ппотность электролита г/см3, приведенная к!5°С

Районы

Время

года

заливаемо­го перед первым зарядом

в конце заряда

Районы с резко континентальным кли­матом, с температурой зимой ниже минус 40 °С

зима

лето

1,290

1,250

1,310

1,270

Северные районы с температурой зимой до минус. 40 °С

круглый

год

1,270

1,290

Центральные районы с температурой зи­мой до минус 30 °С Южные районы Тропики

то же

то же то же

1,250

1,230

1,210

1.270

1,250

1,230

Примечание. Допустимые отклонения плотности электролита от ука­занных значений не должны превышать ±0,010 г/см3.

 

 

 

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы должна быть не ниже 15°С и не выше 25 °С в условиях умеренного климата, а в условиях тропиков не выше 30 °С.

Для приготовления электролита применяется стойкая к действию серной кислоты посуда (керамическая, эбонитовая, свинцовая), в которую заливается сначала дистиллированная вода, а затем при непрерывном перемешивании серная кислота. Вливать воду в концентрированную серную кислоту воспрещается jbo избежание несчастного случая.

 

 

Для получения электролита соответствующей плотности необходимо руководствоваться следующими соотношениями:

 

Таблица 4

Плотность электролита г/см*, приведенная к 15 °С

Ha 1 л дестиллированной поды добавить серной кислоты (плотности 1,83 г/см3), л

1,210

0,245

1,230

0,280

1,250

0,310

1,265

0,335

1,270

0,345

1,290

0,385

1,400

0,650

 

 

Плотность электролита измеряется кислотомером-ареометром.

При повышении температуры электролита на 1 °С плотность электролита уменьшается на 0,0007 г/см3, а при понижении на 1 °С, наоборот, увеличивается на ту же величину. Поэтому при замерах плотности необходимо также измерять температуру электролита и вносить соответствующую поправку.

 

Таблица 5

Температура электролита °С

Поправка к показаниям ареометра, г/см3

+ 60

+0,03

+45

+0,02

+30

+0,01

+ 15

0,00

0

-0,01

-15

—0,02

-30

-0,03

—40

-0,04

 

 

Уровень электролита в аккумуляторах должен быть на 10— 15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами. Для измерения уровня пользуются стеклянной трубкой с внутренним диаметром 3—5 мм; которую опускают в наливную горловину до упора в предохранительный щиток, закрывают большим пальцем сверху и вынимают, высота столбика электролита в трубке соответствует уровню электролита над предохранительным щитком.

 

Заполнение новой (сухой) аккумуляторной батареи выполняйте следующим образом:

— освободите отверстия в вентиляционных штуцерах от укупорочных стержней или колпачков;

отверните пробки наливных отверстий и наденьте их плотно на вентиляционные штуцера,

небольшой струей залейте электролит в аккумуляторы до верхней кромки наливного отверстия. При снятии пробок со штуцеров электролит автоматически установится на требуемом уровне.

Не ранее чем через 20 мин, и не позже чем через 2 ч после заливки, произведите контроль плотности электролита. Если плотность электролита понизится не более, чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, то батарея пригодна для быстрого ввода в эксплуатацию.

Если плотность понизится более, чем на 0,03 г/см3, то батарею следует зарядить, для чего присоедините положительную клемму батареи к положительному полюсу источника постоянного тока, а отрицательную к отрицательному полюсу. Величина силы тока зарядки — 6 А. Включайте батарею на заряд, если температура электролита в ней не выше 30 °С в условиях умеренного климата и не выше 35 °С в условиях тропиков. При температуре электролита, выше указанной, батарее следует дать остыть. Заряд ведите до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение двух часов. Напряжение аккумуляторов батареи контролируется вольтметром со шкалой на 3 В и ценой деления 0,02 В. Во время заряда периодически проверяйте температуру электролита и следите за тем, чтобы она не поднималась выше 45°С в условиях умеренного климата и выше 50°С в условиях тропиков. В случае, если температура окажется выше указанной, следует уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры до 30—35 °С.

В конце заряда, если плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки, будет отличаться от нормы, указанной в таблице 3, произведите корректировку плотности электролита доливкой дистиллированной воды, когда плотность выше требуемой, или доливкой кислоты плотности 1,400 г/см3, когда плотность ниже нормы. Плотность электролита в отдельных аккумуляторах не должна различаться более чем па 0,01 г/см3. Доливать электролит плотностью 1,400 г/см3 можно только в полностью заряженную батарею. После корректировки продолжите заряд на 30 мин до полного перемешивания электролита.

Через 30 мин после отключения батареи с заряда проверьте уровень электролита во всех аккумуляторах батареи. При необходимости добавьте электролит такой же плотности или отберите избыток резиновой грушей. Во избежание выплескивания электролита не допускайте превышение его уровня.

Пониженный уровень также вреден: обнаженная вследствие пониженного уровня электролита часть пластин сульфатируется.

Уход за батареей в процессе эксплуатации состоит в периодической проверке ее крепления, поддержания ее в чистом и заряженном состоянии, проверке уровня электролита в аккумуляторах.

При стоянке автомобиля аккумуляторную батарею отключайте. При длительной стоянке — отсоединяйте провод от минусовой клеммы батареи.

Прочищайте отверстия вентиляционных штуцеров батареи. Наличие окислов или грязи на клеммах значительно ухудшает пуск двигателя стартером из-за повышенного падения напряжения в соединениях. Клеммы и наконечники проводов после очистки рекомендуется смазывать тонким слоем технического вазелина Проверяйте плотность контакта наконечников проводов с клеммами. Для предупреждения порчи батареи не допускайте натяжения проводов, а гайки-барашки, притягивающие рамку крепления батареи, затягивайте без применения какого-либо инструмента. Поверхность батареи, залитую электролитом, протирайте чистой ветошью, смоченной в 10% водном растворе аммиака или кальцинированной соды.

Если на поверхности заливочной мастики появились трещины, их необходимо устранить оплавлением мастики электрическим паяльником.

Проверяйте уровень электролита во всех аккумуляторах батареи и при необходимости доливайте дистиллированную воду до необходимою уровня. В холодное время года во избежание замерзания воду наливайте непосредственно перед запуском двигателя для быстрого перемешивания ее с электролитом. Доливать электролит в аккумулятор запрещается за исключением случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания, при этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в аккумуляторе до выплескивания.

Пуск двигателя стартером необходимо производить коротким включением стартера. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 10 с. Интервал между попытками пуска двигателя стартером должен быть не менее 15—20 с. После двух-трех неудавшихся попыток запустить двигатель стартером проверьте системы питания и зажигания и устраните неисправности. При пуске холодного двигателя на морозе во избежание быстрого разряда аккумуляторов рекомендуется пользоваться пусковой рукояткой.

 

Периодический, а также при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя проверяйте степень заряженности батареи по замеру плотности электролита (одновременно замеряя температуру электролита, чтобы учесть температурную поправку). Степень заряженности определяется с учетом исходной плотности электролита полностью заряженной батареи по таблице 6.

 

 

Т а б л и д а  6

Плотность электропита, г/см1, приведенная к 15 °С

Полностью

заряженная

батарея

батарея разряжена на

25%

50%

1,310

1,270

1,230

1,290

1,250

1,210

1,270

1,230

1,190

1,250

1,210

1,170

1,230

1,190

1,150

 

 

 

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, поставьте на заряд. Длительное пребывание в разряженном или даже полуразряженном состоянии — одна из причин снижения емкости, увеличения внутреннего сопротивления и выхода батареи из строя.

Дополнительно к проверке плотности электролита следует проверять состояние каждого аккумулятора батареи под нагрузкой большой силы тока. Для этого используется нагрузочная вилка, снабженная сопротивлением 0,02 Ом (рассчитанным на силу тока 100 А) и вольтметром. При проверке такой вилкой напряжение каждого аккумулятора заряженной батареи должно быть 1,7— 1,8 В и должно быть устойчивым в течение 5 с. Если напряжение равно 1,5 В или снижается во время проверки, то это значит, что батарея разряжена более чем на 50% или неисправна. Если напряжение отдельных аккумуляторов различается более чем на

0,2 В, то батарею следует отправить на заряд и проверку техни ческого состояния.

При испытании батареи нагрузочной вилкой наливные отверстия должны быть закрыты пробками. Нельзя проверять батареи и отдельные аккумуляторы металлическими предметами и проводами, так как короткие замыкания разрушают пластины. Аккумуляторы с плотностью электролита ниже 1,200 г/см3 проверять нагрузочной вилкой не рекомендуется

В целях проверки технического состояния и определения годности батареи к дальнейшей эксплуатации проводят контрольно-тренировочный цикл, который выполняется в следующем порядке.

 

1 Батарею заряжают током 6 А.

2 К концу заряда проверяют плотность электролита и при необходимости корректируют ее до нормы

3 Батарею разряжают током 5,4 А (ток 10-чаеового режима). Температура электролита в начале разряда должна быть 20—30°С. Напряжение аккумуляторов и температуру электролита замеряют через каждые 2 ч После того, как напряжение аккумуляторов снизится до 1,85 В, замеры производят через каждые 15 мин. После снижения напряжения до 1,75 В замеры производят непрерывно до тех пор, пока в одном из аккумуляторов напряжение не снизится до 1,7 В На этом разряд батареи заканчивают

Нормальная продолжительность времени разряда батареи не должна быть ниже значений, приведенных в таблице 7.

 

 

Таблица 7

Плотность элект ролита заряженной батареи, г/см3, приведенная к 15 °С

Продолжительность разряда 10 часовым режимом, ч, не ниже

1,290

7,5

1,270

6,5

1,250

5,5

 

 

4. Если фактическая продолжительность разряда соответствует требуемой, батарею приводят в заряженное состояние. При меньших значениях времени контрольного разряда батарею следует направить на ремонт

При обслуживании н эксплуатации аккумуляторной батареи дополнительно к указанным ранее необходимо соблюдать следующие меры безопасности.

1. Заряд батареи производить в помещении, оборудованном вытяжной вентиляцией.

2. Во избежание взрыва гремучего газа:

при осмотре и обслуживании батареи запрещается пользоваться открытым пламенем,

— устранение трещин на поверхности мастики действующей батареи проводить в ремонтной мастерской с соблюдением мер предосторожностей.

3. При приготовлении электролита и заливке батареи одевать защитные очки, кислотостойкие костюм и фартук, резиновые перчатки и резиновые сапоги.

4 При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу немедленно, до оказания медицинской помощи, осторожно снять

кислоту ватой, промыть пораженные места обильной струей воды и затем 5% раствором соды.

5. Металлический инструмент, применяемый для обслуживания батареи, должен иметь изоляцию, чтобы исключить короткие замыкания одновременным прикосновением к разнополярным клеммам аккумулятора.

Генератор. Для обеспечения надежной безотказной работы генератора необходимо содержать его в чистоте. Очищайте генератор от пыли продувкой его сжатым воздухом

Ежедневно перед выездом проверяйте работу генератора по показанию амперметра. При работе двигателя со средней частотой вращения амперметр должен показывать зарядный ток, вели чина которого уменьшается по мере восстановления заряда аккумуляторной батареи

При исправной и полностью заряженной батарее и отключенных потребителях отсутствие зарядною тока или малый зарядный ток не свидетельствует о неисправности генератора. В этом случае, чтобы убедиться в исправности генератора, необходимо при работающем на средней частоте вращения двигателе включить фары, при этом не должно быть разряда

В процессе эксплуатации генератор не нуждается в смазке. Смазка заложена в герметизированные подшипники на весь срок службы генератора до капитального ремонта.

Необходимо периодически проверять надежность крепления генератора, натяжение приводных ремней (см. раздел «Двигатель»), надежность присоединения проводов к клеммам генератора и состояние щеточного узла и контактных колец.

Для проверки щеточного узла щеткодержатель необходимо снять и вынуть щетки. Щеточная пыль и грязь удаляются чистой ветошью, слегка смоченной в бензине. Заклинивание щеток в направляющих щеткодержателя не допускается Щетки, изношенные до высоты менее 8 мм, а также замасленные и со значительными сколами следует заменить новыми

Поверхность контактных колец очищается протиркои чистой салфеткой, смоченной в бензине или зачисткой мелкой стеклянной шкуркой. Применять для зачистки наждачную шкурку запрещается. Изношенные более 0,5 мм по диаметру и подгоревшие кольца следует проточить на токарном станке и прошлифовать мелкой стеклянной шкуркой; минимально допустимый диаметр контакт пых колец — 29,2 мм, биение колец допускается не более 0,08 мм Для зачистки и проточки колец генератор надо снять и частично разобрать, перед сборкой — продуть сжатым воздухом

При обнаружении повышенного шума или заедания при вращении генератор необходимо спять с автомобиля, разобрать, очи стить от пыли и грязи и проверить состояние крышек, подшипни-ков и вентилятора Крышки с выработанными посадочными местами под подшипник и подшипники, имеющие заедание и осевой люфт более 0,25 мм, следует заменить.

Отказ в работе генератора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного блока и неисправностей обмоток статора и ротора.

Выпрямительный блок проверяется па разобранном генераторе при отсоединенной обмотке статора с помощью контрольной лампы. В связи с тем, что в каждой секции блока смонтированы диоды различной полярности, их проверяют при различной полярности включения аккумуляторной батареи.

Слева на рис. 72 показана проверка диодов, припаянных к плюсовой шине в точках 3. Присоединив провод А к плюсовой шине и поочередно касаясь проводом А1 ко всем трем клеммам 5 блока, диоды проверяются на отсутствие обрыва перехода. Если контрольная лампа не горит, то это указывает па обрыв перехода проверяемого диода. Для проверки диодов на отсутствие корот кого замыкания (схема проверки на рисунке показана пунктиром) провод Б присоединяют к плюсовой шине, а проводом Б1 поочередно касаются клемм 5. При исправном диоде (не пропускающем ток от шины 1 к клеммам 5) контрольная лампа не должна гореть.

Аналогичным образом проверяют диоды, припаянные к минусовой шине в точках 4 (рис. 72, справа).

При обнаружении дефекта выпрямительный блок или отдельные выпрямительные секции с неисправным диодом следует заме-

 

 

 

 

Р и с. 72 Схемы проверки выпрямителей
1 — плюсовая шина 2 — минусовая шина; 3 — выводы припаянные к плюсовой шине; 4 — выводы, припаянные к минусовой шине; 5 — клеммы; 6 — контрольная лампа

 

 

 

 

нить. Распаивать выводы выпрямительной .секции необходимо двумя паяльниками одновременно при отвернутой гайке клеммы присоединения фазной обмотки При монтаже новой секции нагревать место пайки можно не выше 150 С и не дольше пяти секунд

Для проверки обмотки статора па отсутствие замыкания на корпус статора контрольную лампу 75—100 Вт, включенную в сеть переменного тока напряжением 127—220 В, соединяют с любым выводом обмотки статора и корпусом, при этом наконечники выводов не должны касаться корпуса. При Отсутствии замыкания лампа не должна гореть.

Чтобы убедиться, что в обмотке статора пет обрывов или нарушения соединения в средней точке фаз, контрольную лампу под ключа ют поочередно к двум наконечникам выводов обмотки При исправной обмотке лампа должна гореть.

Отсутствие межвитковых замыканий в обмотке статора проверяется омметром.

В случае обнаружения неисправности статор подлежит замене.

Для проверки отсутствия замыкания обмотки ротора на «массу» к валу и контактному кольцу подводится напряжение 127—220 В через контрольную лампу 75—100 Вт Лампа не должна загораться

Для проверки целостности обмотки возбуждения ротора к контактным кольцам подводится напряжение 24—36 В через контрольную лампочку, рассчитанную на соответствующее напряжение. Если лампочка не загорается, нужно проверить места пайки выводов обмотки возбуждения к контактным кольцам Плохой контакт устраняется пайкой.

Отсутствие межвитковых замыкании в обмотке ротора проверяется омметром

Ротор с замыканиями обмотки возбуждения необходимо заменить.

Проверку обмоток статора и ротора следует проводить только при отключенных выпрямительном блоке и регуляторе напряжения

Исправность генератора может быть определена проверкой частоты вращения, при которой достигается указанное в технических характеристиках генератора напряжение при работе вхолостую и при номинальной нагрузке.

Схема соединения генератора 16.3701 на простейшем испытательном стенде показана па рис 3

При помощи выключателя 10 (рис. 73) подайте на обмотку возбуждения генератора напряжение 12,5 В, напряжение отрегулируйте реостатом 4 но вольтметру 9 Частоту вращения ротора проверяйте по тахометру 1;

 

 

 

Рис. 73. Схема проверки генератора 16.3701
1 — тахометр, 2 — электродвигатель; 3 — генератор; 4 реостат на 5 А. 5, 9 — вольтметры; 6 — амперметр, 7, 10 выключатели; 8 — реостат на 65 А; 11 — аккумуляторная батарея

 

 

 

 

Регулятор напряжения. В эксплуатации периодически проверяйте рзботу регулятора напряжения по вольтметру. Проверку можно выполнить непосредственно на автомобиле или на стенде.

При проверке на автомобиле вольтметр подключают па клемму «--f-» генератора и «массу». Напряжение замеряют дважды на средней частоте вращения двигателя; первый раз без включенных потребителей, второй раз при включенных фарах. В обоих случаях напряжение должно быть в пределах 13,4—14,7 В.

Для нормальной работы генератора и регулятора напряжения очень важное значение имеет состояние электропроводки между генератором, регулятором напряжения и аккумуляторной бата реей, а также надежное соединение их с «массой». На величину регулируемого напряжения влияет состояние контактов выключателя зажигания. Если контакты подгорели, то регулируемое напряжение будет возрастать. Падение напряжения на клеммах выключателя зажигания должно быть не более 0,15 В. Поэтому, прежде чем отыскивать неисправности в работе регулятора напряжения или генератора, необходимо тщательно проверить состояние электропроводки и надежность выключателя зажигания Обнаруженные дефекты (обрывы проводов, нарушение изоляции, короткие замыкания, загрязнение наконечников и т. п.) должны быть устранены, выключатель зажигания с большим сопротивлением заменен.

Отдельно регулятор напряжения 13.3702 можно проверить на стенде по схеме, указанной на рис. 74.

Для проверки на стенде необходимо подать напряжение вы ключателем 5 (рис. 74) и плавно увеличить частоту вращения генератора до 3000 мин-1, затем включить выключатель 6 и реостатом 3 создать нагрузку от 5 до 40 А по амперметру 7 Показания вольтметра 8 должны укладываться в пределах 13,4—14,7 В.

Регулятор напряжения, дающий завышенное или заниженное напряжение, следует заменить или отправить на ремонт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..