Особенности технического обслуживания рабочих тормозов

  Главная      Автомобили - РАФ     Автомобили «ЛАТВИЯ» РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01. Руководство по эксплуатации - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Особенности технического обслуживания рабочих тормозов

Следует систематически проверять состояние трубопроводов гидравлического привода. Необходимо немедленно устранять обнаруженные подтекания тормозной жидкости. Трубки и шланги с повреждениями должны заменяться новыми.

Необходимо периодически снимать тормозные барабаны и очищать детали тормозов от пыли и грязи, проверять их состояние и надежность крепления.

В тормозную систему (также как и в гидропривод выключения сцепления) следует заливать только специальную тормозную жидкость БСК. Совершенно недопустимо применять минеральные масла и гликолевые жидкости. Уровень жидкости в бачках главных цилиндров должен постоянно поддерживаться ниже верхней кромки бачка на 10—15 мм.

Для безотказной работы тормозов систему необходимо перио дичсски промывать и заливать в псе свежую жидкость. Промывка системы па автомобиле осуществляется прокачкой через систему

 

свежей тормозной жидкости, загрязненная жидкость при этом должна сливаться по шлангам, одетым на отвернутые на 1/2—3/4 оборота перепускные клапаны колесных цилиндров, и собираться в сосуд. Для тщательной промывки системы необходимо разобрать главные и колесные цилиндры, гидровакуумные усилители и регулятор давления, а трубопроводы продуть. Однако полную разборку составных частей гидросистемы без действительной на то необходимости производить не следует.

Перед разборкой гидровакуумного усилителя убедитесь, что именно в нем причина неисправности тормозов.

Для проверки герметичности вакуумной камеры, запорного клапана, клапанов следящего механизма и вакуумных трубопроводов усилителя необходимо пустить двигатель и, дав ему немного поработать на холостом ходу, остановить, и по истечении 2—3 мин нажать на педаль тормоза. Если герметичность не нарушена, то должно слышаться шипение воздуха, поступающего в усилитель.

Исправность гидровакуумного усилителя может быть проверена сопоставлением действия тормозов с подключенным и временно отключенным от впускной трубы двигателя усилителем. Для отключения усилителя необходимо отсоединить шланг на тройнике вакуумного трубопровода; при этом в отверстие следует поставить временную пробку-заглушку, чтобы второй усилитель оставался подключенным.

При разборке составляющих частей гидропривода необходимо соблюдать осторожность и чистоту. Резиновые и металлические детали можно промывать только в тормозной жидкости или спирте, ни в косм случае для этих целей нельзя применять керосин или бензин. При удалении с зеркала цилиндров затвердевших отложений или следов коррозии не допускается применение твердых и острых инструментов, необходимо пользоваться деревянным брусочком и чистой тканью, смоченной в тормозной жидкости или спирте. Упорное кольцо, установленное в колесных цилиндрах, без необходимости удалять не следует. Перед сборкой детали цилиндров, усилителей и регулятора, соприкасающиеся с тормозной жидкостью, рекомендуется смазать касторовым маслом.

Во избежание нарушения нормальной работы гидропривода изменять тарировку пружин составных частей системы не допускается.

Резиновые манжеты и уплотнители, потерявшие эластичность и имеющиеся изъяны на рабочих поверхностях, подлежат замене.

Поршни подлежат замене, если они имеют задиры, коррозию или износ до наружного диаметра менее 21,93 мм для поршня главного цилиндра, 31,95 мм — для поршня колесного цилиндра и 16,94 мм — для поршня гидровакуумного усилителя.

 

 

Главные и колесные цилиндры, а также цилиндры гидровакуумных усилителей подлежат замене, если на зеркале имеются задиры, значительный износ и коррозия При небольших повреждениях зеркало можно отхонинговать до внутреннего диаметра не более 22,1 мм для главных цилиндров, 32,1 мм — для колесных цилиндров и 17,1 мм — для цилиндра гидровакуумпых усилителей; после исправления цилиндров необходимо поставить новые манжеты и поршни.

При значительном износе барабана, когда на его рабочей поверхности образовалась канавка от действия тормозной накладки, для облегчения снятия барабана следует отпустить гайки опорных пальцев колодок и повернуть пальцы в сторону, обратную стрелкам, указанным на рисунках 51 и 52. Барабаны передних колес обработаны в сборе со ступицей, и поэтому недопустимо их менять местами.

Когда с автомобиля снят хотя бы один барабан, то не следует нажимать на тормозную педаль; иначе поршни колесного цилиндра выпадут, и тормозная жидкость вытечет

Тормозные барабаны с глубокими задирами или рисками на рабочей поверхности следует расточить, отшлифовать и отполировать наждачной бумагой. Биение барабана должно быть не более

0,15 мм. Чтобы не снизить жесткость барабана, запрещается растачивать его более чем до диаметра 281,5 мм. При внутреннем диаметре более 280,8 мм рекомендуется применять колодки с утолщенными накладками.

При разборке тормозного механизма не следует вывинчивать опорный винт 11 (рис. 51), чтобы не нарушить заводскую регулировку. Колодки перед снятием необходимо помечать, чтобы ставит». их на прежние места и не нарушать приработку накладок к барабанам. Колодки с большим износом накладок и с замасленными накладками следует заменять новыми или наклеивать новые накладки. При отсутствии новых колодок и невозможности наклеить новые накладки, колодки с замаслившимися накладками следует опустить на 20—30 минут в нсэтилированный бензин и затем тщательно зачистить рабочие поверхности накладок металлической щеткой.

После замены изношенных колодок или накладок поршень колесного цилиндра вместе с упорным кольцом сдвиньте в глубь цилиндра для свободного надевания барабана Предварительно зазор между барабаном и колодкой на стороне колесного цилиндра установится после сборки при 3—4 сильных нажатиях на педаль; окончательно требуемый зазор установится в дорожных условиях при 2—3 торможениях до юза на сухом асфальте со скорости 40— 50 км/ч. Регулировку зазора на стороне опорных пальцев необходимо выполнять в следующем порядке:

 

повернуть при отпущенных гайках опорные пальцы колодок так, чтобы опирающиеся на них концы колодок отошли от барабана (метки на торцах пальцев должны быть обращены к центру тормоза);

— нажать на педаль тормоза и повернуть опорные пальцы в направлениях, указанных на рисунках 51 и 52 стрелками, до отказа, но без больших усилий, и в этом положении слегка затянуть гайки, стопорящие пальцы,

— отпустить педаль и проверить легкость вращения барабана. Если барабан задевает за накладки, то следует немного повернуть опорные пальцы в обратном направлении;

— окончательно затянуть гайки опорных пальцев.

Правильность регулировки зазора между барабаном и колодками окончательно проверяется по нагреву барабана во время движения автомобиля.

Чтобы исключить увод автомобиля в сторону при торможении, если необходимо заменить одну или две колодки (или накладки) на одном колесе, то следует произвести такую же замену на втором колесе той же оси

Увод автомобиля при торможении в сторону может происходить также при неправильной регулировке регулятора давления в гидроприводе задних тормозов

Регулировка заключается в установке зазора 3,5—4,0 мм между регулировочным болтом 20 (рис. 58) и торцом хвостовика поршня 6, при этом автомобиль должен находиться в снаряженном состоянии. Винт 21 крепления нагрузочной пружины регулятора затягивается крутящим моментом 8,8—11,8 Н м (0,9—1,2 кге м)

Ощущение «мягкой» педали тормоза, когда при незначительном сопротивлении она выжимается почти на полную длину хода, срабатывание сигнального устройства и загорание контрольной лампы или заметный перекос коромысла 6 (рис. 54) свидетельствуют о неисправности, наиболее вероятной причиной которой является разгерметизация системы и наличие в ней воздуха. Герметичность гидросистемы нарушается в результате ослабления соединений и разрушения шлангов и трубок или износа и повреждения уплотнительных манжет, прокладок, износа рабочей поверхности колесных цилиндров.

После устранения причины, вызвавшей разгерметизацию, для удаления воздуха из системы необходимо выполнить такие же операции, как и при заполнении тормозной системы рабочей жид костыо.

Заполнение гидросистемы тормозной жидкостью (прокачку тормозов) производите в следующем порядке:

1. Заполните бачки главных цилиндров тормозной жидкостью до нормального уровня.

 

2. Снимите защитный колпачок с головки перепускного клапана колесного цилиндра правого заднего тормоза и наденьте на головку клапана резиновый шланг.

3 Погрузите свободный конец шланга в стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5 л, заполненный наполовину тормозной жидкостью.

4. Создайте в системе давление, резко нажав на педаль тормоза 4—5 раз с интервалом 1—2 сек.

5. Удерживая педаль в нажатом положении, отверните на 1/2— 3/4 оборота перепускной клапан колесного цилиндра; следите за тем, чтобы свободный конец шланга оставался погруженным в жидкость. Жидкость под давлением будет заполнять систему и вытеснять из нее воздух.

6 После того, как истечение жидкости в сосуд прекратится, заверните клапан до отказа, а затем отпустите педаль.

7. Проверьте наличие жидкости в бачке главного цилиндра; не допускайте во время заполнения снижения уровня жидкости в бачке более чем на 2/3 от нормального и добавляйте жидкость по мере необходимости.

8. Повторяйте указанные выше операции до тех пор, пока из шланга не будет выходить жидкость без пузырьков воздуха.

1. Удерживая педаль в нажатом положении, заверните перепускной клапан колесного цилиндра до отказа, снимите с головки клапана шланг и наденьте защитный колпачок

10. Повторите операции 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 при прокачке остальных цилиндров системы, соблюдая следующую последовательность:

колесные цилиндры правого переднего тормоза — сначала нижний, затем верхний;

колесный цилиндр левого заднего тормоза,

колесные цилиндры левого переднего тормоза — сначала нижний, затем верхний.

11.

 Долейте тормозную жидкость в бачки главных цилиндров до нормального уровня.

В питательный бачок нельзя доливать жидкость, выпущенную при прокачке системы, так как в ней содержится воздух. Эту жидкость можно использовать только после фильтрации и отстаивания в течение суток.

Поскольку гидропривод состоит из двух независимых контуров, то в процессе заполнения (прокачки) системы в контурах появляется разность давления жидкости, в результате чего поршни сигнального устройства сдвигаются в сторону меньшего давления и загорается контрольная лампа (как при выходе из строя одного из контуров гидропривода)

 

Для возвращения поршней сигнального устройства в нейтральное положение проделайте следующее.

1 Плавно нажмите на педаль тормоза.

2 Не отпуская педаль, снимите защитный колпачок и отверните на 1/2—3/4 оборота перепускной клапан любого колесного цилиндра задних тормозов, прокаченных в первую очередь.

3 Плавно нажимайте на педаль до тех пор, пока не погаснет контрольная лампа, и, не отпуская педаль, заверните перепускной клапан, установите защитный колпачок.

В случае замены выключателя фонаря «стоп» может потребоваться регулировка положения пяты 11 (рис. 54) на педали тормоза. Выставляя пяту относительно выключателя, следует одновременно сохранить свободный ход педали 3—8 мм, чтобы обеспечить возврат поршней главных цилиндров в исходное положение.

 

 

 

Возможные неисправности рабочих тормозов и методы их устранения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..