Особенности технического обслуживания ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402.10 АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

  Главная      Автомобили - РАФ     Автомобили «ЛАТВИЯ» РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01. Руководство по эксплуатации - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Особенности технического обслуживания ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402.10 АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

Головка цилиндров требует периодической проверки состояния затяжки гаек ее крепления.

Затяжка гаек крепления головки цилиндров производится только на холодном двигателе в последовательности, указанной на рис. 20.

Затяжку следует выполнять динамометрическим ключом в два приема: первый раз — предварительно с меньшим усилием, второй — окончательно, стремясь затянуть гайки равномерно с одинаковым усилием, прилагая момент 71,6—76,5 Н-м (7,3—

7,8 кгсм). После подтяжки гаек обязательно проверьте зазоры между клапанами и коромыслами.

При износе двигателя, особенно поршневых колец, в камеры сгорания попадает много масла, вследствие чего на стенках камер и днищах поршней отлагается большой слои нагара. Нагар ухудшает теплоотдачу через стенки в охлаждающую жидкость, вызывает местные перегревы; детонацию и камерное зажигание, в результате падает мощность двигателя, а расход бензина возрастает. При появлении таких неисправностей следует головку цилиндров снять и удалить нагар с поверхности камер сгорания, с днищ поршней, с головок и стержней впускных клапанов при помощи металлических скребков и щеток. При этом нельзя допускать попадание нагара в зазор между головками поршней и цилиндрами. Если двигатель работал на этилированном бензине, то надо предварительно смочить нагар керосином, чтобы во время чистки исключить возможность попадания ядовитой пыли в дыхательные пути.

 

Рис. 20. Последовательность затяжки гаек крепления головки
цилиндров

 

 

Газораспределительный механизм нуждается в периодической регулировке зазоров привода клапанов. Зазоры проверяйте и регулируйте только на холодном двигателе в следующем порядке.

1. Снимите крышку коромысел, предварительно сняв трубку вакуум-регулятора и шланги вентиляции картера.

2. Проверните пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя до совмещения третьего паза на ободке шкива с ребром-указателем на крышке распределительных шестерен (рис. 9) Оба клапана первого цилиндра при этом должны быть закрыты, а коромысла этих клапанов свободно покачиваться в пределах зазора, что соответствует нахождению поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке

3. Проверьте щупами зазоры клапанов первого цилиндра. Зазор между коромыслом и первым (выпускным) клапаном должен быть 0,35—0,40 мм, а зазор у второго (впускного) клапана —

0,40—0,45 мм. Если необходимо, отрегулируйте зазоры, ослабив контргайки и поворачивая винты коромысла (рис 21) После регулировки затяните контргайки и вновь проверьте зазор.

4. Поверните коленчатый вал на пол-оборота, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры у клапанов второго цилиндра, которые должны быть для обоих клапанов 0,40—0,45 мм.

5. Поверните коленчатый вал еще на пол-оборота, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры у клапанов четвертого цилиндра. Зазор у седьмого (впускного) клапана должен быть

0,40—0,45 мм, у восьмого (выпускного) клапана 0,35—0,40 мм

6. Поверните коленчатый вал еще на пол-оборота и при необ ходимости отрегулируйте зазоры у клапанов третьего цилиндра, которые должны быть для обоих клапанов 0,40—0,45 мм.

 

 

Указанные величины зазора привода клапанов не следует уменьшать даже при наличии стука. Уменьшение зазора вызывает неплотное прилегание клапанов к седлу и вызывает опасность их прогорания. Некоторый стук клапанов не вызывает нарушения нормальной работы двигателя.

Уход за системой смазки заключается в проверке уровня масла, доливке и смене его, а также в замене фильтрующего элемента и промывке системы.

Уровень масла проверяют перед выездом и через каждые 300—500 км пробега в зависимости от состояния двигателя. Замер с помощью стержневого маслоуказателя выполняют на неработающем двигателе через 3—4 мин после его остановки или доливки масла. Перед проверкой уровня масла после его замены следует пустить двигатель и дать ему поработать несколько минут. Повышение уровня масла выше метки «П» на стержневом указателе нежелательно, так как это вызывает интенсивное образование нагара, закоксовывание колец поршней, забрызгивание свечей, дымление двигателя, течь через сальники и повышенный расход масла. Понижение уровня масла ниже метки «0» может вызвать выплавление подшипников.

Чтобы при доливке масла не допустить завышения уровня, помните, что расстояние между метками «П» и «0» ориентировочно соответствует объему 2,7 л.

Смену масла следует делать только на горячем двигателе, так как при этом масло имеет меньшую вязкость и хорошо сливается.

Одновременно со сменой масла необходимо также заменить фильтрующий элемент, слив отстой из масляного фильтра и очистив его корпус и стержень. Для обеспечения плотности прилегания крышки фильтра необходимо крышку с прокладкой ставить на прежнее место. Для этого желательно на корпусе фильтра и крышке сделать метки, а при сборке эти метки совмещать.

При обслуживании двигателя смешивать масла разных марок запрещается.

При выпуске автомобиля с завода двигатель заправлен всесе-зонным маслом М63/10Г1.

Систему смазки рекомендуется периодически промывать. При смене масла одной марки маслом другой марки промывка двигателя обязательна Промывку выполняйте следующим образом.

1. Слейте из картера горячего двигателя старое масло.

2. Залейте чуть выше метки «О» на стержневом указателе специальное моющее масло ВНИИ НП-ФД

3. Пустите двигатель и проработайте на минимальной частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода 10 мин.

4 Слейте моющее масло и замените фильтрующий элемент в масляном фильтре.

5. Залейте свежее масло.

 


Уход за системой вентиляции картера двигателя заключается в поддержании герметичности системы. Работу вентиляции картера можно проверить следующим образом: при работающем двигателе на минимальной частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода пережмите шланг, подводящий картерные газы во впускную трубу. Если частота вращения резко падает или двигатель глохнет, система работает нормально.

Не допускайте работу двигателя при открытой маслоналивной горловине, это вызывает повышенный износ двигателя.

 

 

Система охлаждения двигателя при выпуске автомобиля с завода заполнена специальной жидкостью ТОСОЛ-А40М, не замерзающей при температурах до минус 40 °С и содержащей присадки, придающие жидкости антикоррозионные и антивспенивающие свойства. При пользовании антифризами принимайте меры предосторожности, так как они ядовиты, при расплескивании могут повредить окрашенные поверхности автомобиля.

Уровень охлаждающей жидкости ТОСОЛ*А40М в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть по метке «MIN» или выше ее на 3—5 см. При необходимости частой доливки бачка проверьте, герметичность системы. Если в процессе эксплуатации автомобиля часто добавлять ТОСОЛ-А40М не требуется, то жидкость может оставаться в системе в течение двух лет при условии, что за указанное время общий пробег автомобиля не превышает 60,0 тыс. км. После указанных сроков или пробега жидкость

необходимо заменить, промыв систему. Промывку выполните следующим образом.

1. Слейте охлаждающую жидкость через три сливных краника: один на нижнем бачке радиатора, второй на блоке цилиндров с правой стороны, третий у отопителя салона. При этом должны быть открыты два краника подводящих шлангов отопителей и снята пробка радиатора. Остаток жидкости в расширительном бачке удалите путем отсоединения шланга от бачка или подъема самого бачка на соответствующую высоту.

2. Заполните систему водой.

3. Пустите двигатель, прогрейте до 80° С, слейте воду при работе двигателя на малой частоте вращения холостого хода и остановите двигатель.

4. После охлаждения двигателя снова заполните систему водой и повторите промывку.

5. Заполните систему охлаждения свежей жидкостью ТОСОЛ-А40М. При этом в радиатор жидкость заливается до верхнего среза горловины при снятой пробке расширительного бачка.

Удаление из системы охлаждения накипи и сора производите промывкой ее сильной струей чистой воды. Двигатель и радиатор промываются раздельно, чтобы ржавчиной, осадком и накипью из рубашки охлаждения двигателя не засорить радиатор. Перед промывкой двигателя необходимо отсоединить шланги, снять термостат и вывернуть из блока краники вместе со штуцерами. Направление струи должно быть обратным направлению движения охлаждающей жидкости при нормальной работе системы.

Для промывки нельзя применять щелочные и кислотные растворы, так как они разрушают детали из алюминиевых сплавов.

При промывке радиатора, во избежание его повреждения, необходимо следить, чтобы давление не превышало 0,10 МПа (1 кгс/см2).

Перед началом зимней эксплуатации необходимо проверить плотность охлаждающей жидкости ТОСОЛ-А40М, которая при

20 °С должна быть в пределах 1,075—1,085 г/см3.

При отсутствии жидкости ЮСОЛ-А40М и значительной ее утечке допустимо временно добавлять в систему охлаждения воду. При этом придерживайтесь следующего порядка.

1. Охладите двигатель.

2. Снимите пробки с радиатора и расширительного бачка.

3. Залейте в радиатор воду до верхнего среза горловины и поставьте на место пробку.

4. Долейте в расширительный бачок воду на 7—10 см выше метки и поставьте пробку.

Имейте в виду, что при добавлении в систему воды точка замерзания смеси повышается, поэтому при первой возможности систему отремонтируйте и залейте ТОСОЛ-А40М.

Заправлять систему охлаждения водой допускается только при крайней необходимости и на непродолжительное время. Чтобы избежать интенсивных отложений накипи на стенках рубашек головки и блока цилиндров и в трубках радиаторов, приводящих к перегревам двигателя, вода должна быть мягкой, желательно дождевой или снеговой. По возможности воду не следует менять. Поэтому зимой на время стоянки воду сливайте в сосуд и перед пуском двигателя заливайте ее обратно в систему. Применение жесткой воды (морской, артезианской, ключевой) недопустимо.

Герметичность системы охлаждения следует проверять на холодном двигателе, так как на горячем двигателе подтекающая жидкость быстро испаряется и место течи трудно обнаружить.

Гибкую тягу управления жалюзи радиатора необходимо периодически смазывать, предварительно отсоединив от жалюзи и вытащив из оболочки.


Натяжение ремней привода жидкостного насоса и генератора регулируется поворотом генератора. Прогиб ремней должен находиться в пределах 8—10 мм при нагрузке на каждый из них 39 Н (4 кгс) (рис. 22).

При слабом натяжении во время работы двигателя на большой частоте вращения начинается пробуксовка ремней, излишний

их нагрев и расслоение. Чрезмерное натяжение ремней вызывает быстрый износ подшипников генератора и жидкостного насоса, вытягивание и разрушение ремней

Если обнаружится подтекание через контрольное отверстие в жидкостном насосе, то это будет свидетельствовать об износе уплотнительной шайбы сальника. В этом случае насос надо разобрать и отремонтировать сальник. Заглушать контрольное отверстие не допускается, так как при этом просачивающаяся жидкость попадает в подшипники и портит их.

 

 

Уход за системой питания. От состояния системы питания в значительной степени зависит надежность и долговечность работы двигателя, а также динамические показатели и экономичность автомобиля в целом. Обязательным условием надежной работы системы питания является чистота всех ее составных частей.

Заливать в бак следует только чистое топливо. Если заправка производится из какой-либо посуды, то заливайте через сетку или замшу. Следует периодически сливать отстой и попавшую в топливо воду через сливную пробку топливного бака, а при необходимости промывать бак. Для промывки бак рекомендуется снять. Фильтр топливозаборной трубки промывается отдельно от бака. Промывка бака и фильтра выполняется чистым неэтилированным бензином или керосином с последующей продувкой сжатым воздухом. При промывке бака датчик указателя уровня топлива должен быть снят. Фильтр топливозаборной трубки можно промыть не снимая топливного бака. Для доступа к нему в полу салона имеется люк, закрытый крышкой.

Следует тщательно проверять плотность соединений топливопроводов. Эта проверка должна производиться при хорошем освещении и работающем на холостом ходу двигателе. Подтекание топлива создает опасность пожара. Неплотности резьбовых соединений устраняются подтягиванием гаек и штуцеров ключом с умеренным усилием.

Не следует продувать сетчатые фильтры сжатым воздухом большого давления, так как это может вызвать их повреждение.

 

 

Уход за топливным насосом. Фильтр топливного насоса промывайте в неэтилированном бензине или керосине и продувайте сжатым воздухом. Одновременно очищайте углубления, расположенные в зоне фильтра.

При появлении течи топлива через контрольное отверстие снимите насос, разберите его и замените диафрагму. Окончательную затяжку винтов крепления головки после смены диафрагмы производите при оттянутом в верхнее положение рычаге ручного привода.

 

 

Обслуживание фильтра тонкой очистки топлива заключается в периодической очистке отстойника от грязи и осадков и промывке и продувке фильтрующей латунной сетки или замене картонного фильтрующего элемента.


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..