СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402.10 АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01,
РАФ-22035-01
Система охлаждения двигателя — жидкостная,
закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости. Система состоит из
жидкостной рубашки, окружающей цилиндры и головку цилиндров, жидкостного
насоса, радиатора с жалюзи, расширительного бачка, вентилятора,
термостата, предохранительных клапанов в пробках радиатора и
расширительного бачка, шлангов и краников. В систему также включены
радиаторы отопителей кузова (рис. 12).
Поддержание правильного температурного режима двигателя оказывает
решающее значение на износ двигателя и экономичность его работы Наиболее
выгодный режим находится в пределах 85—90 °С. Указанная температура
поддерживается при помощи термостата действующего автоматически, и
жалюзи, управляемых водителем.
Температура охлаждающей жидкости определяется указателем, датчик
которого ввернут в выпускной патрубок головки цилиндров. При повышении
температуры жидкости до 104—109 °С загорается контрольная лампа
аварийного перегрева, датчик которой установлен в верхнем бачке
радиатора.
Герметичность системы охлаждения позволяет двигателю работать при
температуре охлаждающей жидкости, превышающей 100 °С, но при загорании
контрольной лампы перегрева двигатель должен быть остановлен и причина
перегрева устранена.
Термостат — запорного типа, помещается в выпускном патрубке. Клапан
термостата начинает открываться при повышении температуры до 76—82 °С,
при температуре 88—94 °С он полностью открыт. При закрытом клапане
термостата жидкость в блоке цилиндров циркулирует, минуя радиатор
Радиаторы отопителей кузова термостатом от двигателя не отключаются.
Поэтому во время прогрева двигателя не следует включать вентиляторы
отопителей.
Термостат автоматически поддерживает необходимую
температуру жидкости в двигателе, отключая или включая радиатор. В
холодную погоду, в зимнее время и особенно при малых нагрузках двигателя
почти все тепло отводится за счет обдува двигателя холодным воздухом, и
жидкость через радиатор не циркулирует Чтобы не заморозить радиатор,
необходимо зимой на облицовку радиатора одевать утеплительный чехол и
держать жалюзи закрытыми и только при увеличении температуры до 90 °С
слегка их приоткрывать.
Ни в коем случае нельзя в зимнее время снимать термостат. Двигатель без
термостата прогревается очень долго и работает при низких температурах
охлаждающей жидкости. В результате ускоряется износ двигателя,
увеличивается расход топлива и происходит обильное отложение смолистых
веществ
Жидкостной насос — центробежного типа. Подшипник отделен от жидкостной
полости насоса сальником. Жидкость, просочившаяся через сальник, не
попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие.
Подшипник заполняется смазкой при сборке, и в процессе эксплуатации
добавления смазки не требуется.
Вентилятор — шестилопастный, изготовлен из пластмассы, крепится к
ступице, надетой на валик жидкостного насоса. Вентилятор и насос
приводятся во вращение двумя клиновыми ремнями от шкива на коленчатом
валу. Этими же ремнями приводится во вращение генератор.
Радиатор — трубчато-ленточный.
Пробка радиатора, герметически закрывающая всю систему охлаждения, имеет
резиновую прокладку и два клапана: паровой, открывающийся при избыточном
давлении 0,044—0,049 МПа (0,45—0,50 кгс/см2), и воздушный, открывающийся
при разрежении 0,001—0,01 МПа (0,01—0,10 кгс/см2).
Поскольку в системе возможно повышенное давление, то во избежание ожогов
паром, пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать рукой,
завернутой в плотную салфетку.
Расширительный бачок — пластмассовый, соединен трубкой с наливной
горловиной радиатора. На бачке имеется метка «MIN» — низший допускаемый
уровень охлаждающей жидкости в бачке. Пробка расширительного бачка имеет
резиновый клапан, через прорезь которого расширительный бачок сообщается
с атмосферой при повышении давления в системе и при разрежении.
Жалюзи состоят из стальных, оцинкованных пластин, расположенных
горизонтально. Жалюзи управляются с места водителя при помощи гибкой
тяги.