ДВИГАТЕЛЬ ЗМЗ-402.10 АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01

  Главная      Автомобили - РАФ     Автомобили «ЛАТВИЯ» РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01. Руководство по эксплуатации - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ, ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ




ДВИГАТЕЛЬ ЗМЗ-402.10 АВТОМОБИЛЕЙ РАФ-2203-01, РАФ-22031-01, РАФ-22035-01



Устройство

На автомобилях устанавливается четырехцилиндровый, четырехтактный, верхнеклапанный, карбюраторный двигатель ЗМЗ-402.10 Направление вращения коленчатого вала правое, если смотреть со стороны, противоположной маховику.

Номер двигателя нанесен на специальной площадке с левой стороны в верхней части блока цилиндров.

Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. В блок вставлены отлитые из специального чугуна гильзы цилиндров. В нижней части блока расположены пять коренных подшипников. Крышки подшипников обрабатываются в сборе с блоком цилиндров и поэтому они невзаимозаменяемы. На второй, третьей и четвертой крышках, которые одинаковы, выбиты цифры их порядковых номеров. К заднему торцу блока крепится картер сцепления, который также обрабатывается совместно с блоком цилиндров, и поэтому картеры сцепления невзаимозаменяемы.

Головка цилиндров отлита из алюминиевого сплава Седла клапанов вставные, изготовлены из жаропрочного чугуна. Втулки клапанов — из металлокерамики.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава. Продольный профиль юбки поршня бочкообразный. Поршень на боковой стенке у одной из бобышек под поршневой палец имеет отлитую надпись «Назад». В соответствии с надписью поршень этой стороной должен быть обращен к задней части двигателя. На каждом поршне установлены два компрессионных кольца и маслосъемное разборное кольцо (рис. 8).

Компрессионные поршневые кольца отлиты из чугуна. Наружная поверхность верхнего кольца, прилегающая к цилиндру,

покрыта слоем пористого хрома, нижнее кольцо покрыто слоем олова.

Маслосъемное кольцо состоит из четырех стальных деталей двух кольцевых дисков, осевого и радиального расширителей. Ра бочая поверхность кольцевых дисков покрыта твердым хромом. Кольцевые диски снимают с зеркала цилиндра излишнее масло, которое через отверстие в поршне отводится в картер двигателя.

Поршневые кольца подгоняют к гильзам так, чтобы зазор в замке был 0,3—0,5 мм.

Поршневые пальцы — плавающего типа, изготовлены из углеродистой стали. Стопорные кольца устанавливаются в поршень таким образом, чтобы усики были обращены наружу

Шатуны — стальные, кованые В поршневую головку шатуна запрессована тонкостенная втулка из оловянистой бронзы Кривошипная головка шатуна разъемная. Крышка кривошипной го ловки обрабатывается с шатуном в сборе и поэтому крышку нельзя переставлять с одного шатуна на другой. На бобышках под болт на шатуне и крышке выбиты порядковые номера цилиндров. В месте перехода кривошипной головки в стержень имеется отверстие диаметром 1,5 мм, через которое подается масло, смазы вающее стенки цилиндров

 

 

 

 

Рис. 8. Установка колец на поршне
1 ч- поршень; 2 — компрессионные кольца; 3 -кольцевые диски, 4 — осевой расширитель; 5 — радиальный расширитель

 

 

Колентатый вал отлит из высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки полые. В полостях шатунных шеек за счет центробежных сил происходит дополнительная очистка поступающего масла Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя упорными шайбами, расположенными по обе стороны переднего коренного подшипника. На передний конец коленчатого вала посажены стальная шестерня привода распределительного вала, маслоотражатель и ступица шкива В резьбовое отверстие переднего конца коленчатого вала ввернут храповик, служащий для пуска двигателя пусковой рукояткой.

К фланцу ступицы тремя болтами привернут двухручьевой шкив привода жидкостного насоса и генератора. Болты крепления шкива к ступице расположены неравномерно, поэтому шкив может быть установлен только в одном определенном положении На ободке шкива имеются три паза. При совмещении третьего (по направлению вращения) паза с ребром указателем на крышке распределительных шестерен поршень первого цилиндра займет положение в верхней мертвой точке (рис 9). Первый паз соответствует углу опережения зажигания 12°, второй паз — углу опережения зажигания 5°.

Шкив для гашения крутильных колебаний имеет дополнительную массу, напрессованную при помощи резинового упругого элемента

Передний конец коленчатого вала уплотняется резиновым са-моподтягивающимся сальником, запрессованным в крышку распределительных шестерен

Задний конец коленчатого вала уплотняется сальником состоящим из двух полуколец, изготовленных из пропитанного графитом асбестового шнура На заднем конце коленчатого вала имеется фланец, к которому крепится маховик

 

 

 

Рис. 9. Определение верхней мертвой точки

 

 

Маховик отлит из серого чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый обод для пуска двигателя стартером. Чтобы обеспечить определенное угловое положение маховика, одно из крепежных отверстий во фланце и маховике смещено по окружности от оси симметрии вала.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала изготовлены из стальной ленты, залитой антифрикционным высокооловянистым алюминиевым сплавом. Все коренные вкладыши имеют кольцевую канавку, посередине вкладыша — отверстие. Шатунные вкладыши имеют отверстие, совпадающее с отверстием в шатуне, предназначенным для смазки цилиндров.

Распределительный вал — чугунный, имеет пять опорных шеек Шейки опираются на запрессованные в блок цилиндров втулки, свернутые из залитой баббитом стальной ленты Для облегчения обработки и сборки втулки и соответственно шейки имеют различные диаметры, уменьшающиеся от первой к пятой шейке. Кулачки по ширине шлифованы на конус для придания вращения толкателям.

Привод распределительного вала осуществляется от коленчатого вала парой шестерен шестерня на коленчатом валу стальная, на распределительном валу — текстолитовая с чугунной ступицей.

Осевое перемещение распределительного вала ограничивается стальным упорным фланцем, находящимся между торцом шейки распределительного вала и ступицей шестерни.

Правильность фаз распределения обеспечивается установкой шестерен по меткам метка «о» на шестерне коленчатого вала должна быть против риски у впадины зуба на текстолитовой шестерне (рис. 10).

 

 

 

Рис. 10. Установочные метки на распределительных шерстернях

 



Толкатели — плунжерного типа, стальные. Торец толкателя, работающий по кулачку, наплавлен легированным чугуном и об работай по сфере. Внутри толкателя имеется сферическое углубление для нижнего наконечника штанги.

Штанги толкателей изготовлены из дюралюминиевого прутка. На концы штанги напрессованы стальные наконечники Сферические рабочие поверхности наконечников термически обработаны.

Коромысла — стальные, опираются на ось, закрепленную на головке цилиндров на шести стойках. Длинное плечо коромысла заканчивается термически обработанной поверхностью, опирающейся на торец стержня клапана. Короткое плечо заканчивается резьбовым отверстием, в которое ввертывают регулировочный винт

Клапаны изготовлены из жаропрочных сталей Торцы стерж ней клапанов, в которые упираются коромысла, закалены На концах стержней имеется канавка для сухариков тарелки клапанных пружин. На каждый клапан установлены две пружины. На втул-

ках клапанов установлены самоподжимные резиновые маслоотражательные колпачки.

Фазы газораспределения при зазоре между коромыслом и клапаном, равном 0,45 мм:

впускные клапаны — открытие 12° до верхней мертвой точки

(ВМТ),

закрытие 60° после нижней мертвой точки (НМТ),
 

 

 выпускные клапаны — открытие 54° до НМТ;
закрытие 18° после ВМТ

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..