Opel Vectra C, Signum. Системы охлаждения двигателя, отопления салона и кондиционирования воздуха

  Главная      Автомобили - Opel     Opel Vectra C, Signum: руководство по эксплуатации и ремонту

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

Opel Vectra C, Signum. Системы охлаждения двигателя, отопления салона и кондиционирования воздуха



 

Общие параметры 
Тип системы 
Закрытая, работающая под давлением, с радиатором, установленным спереди, отдельным расширительным бачком и электрическим вентилятором Водяной насос с приводом от мультиреберного приводного ремня вспомогательных агрегатов или зубчатого ремня привода ГРМ (в зависимости от модели) 

Термостат 
Тип 
Все модели Воскозаполненный 
Температура начало открывания, 'С: 
Двигатели Y30DT/Z22SE/Z22YH +82 
Двигатель Z20NET +85 
Прочие модели +92

Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм 
Двигатели Z16XE/Z18XE 
Болты крепления сборки вентилятора к корпусу5 
Болты крепления корпуса вентилятора к радиатору4 
Болты крепления нижних держателей радиатора35 
Болты крепления корпуса водяного насоса8 
Датчик температуры охлаждающей жидкости 14 
Болты крепления корпуса термостата20 
Двигатель Z20NET 
Болты крепления нижних держателей радиатора15 
Болты крепления корпуса термостата10 
Болты крепления вакуумного насоса22 
Сливная пробка водяного насоса20 
Двигатели Z22YH/Z22SE 
Болты крепления нижних держателей радиатора15 
Сливная пробка водяного насоса20 
Болты крепления корпуса термостата8 
Двигатель Z32SE 
Болты крепления водяного насоса25 
Болты крепления крышки зубчатого ремня 8 
Болты крепления натяжного 
устройства мультиреберного ремня35 
Болт крепления направляющего 
ролика мультиреберного ремня 40 
Болты крепления шкива водяного насоса 8 Нм + 30'+ 30" 
Двигатель Z19DT 
Болты крепления датчика распределительного вала Л 
Болты крепления водяного насоса25 
Болт крепления зубчатого колеса 
распределительного вала25 
Болты крепления интеркулера4 
Болт крепления охладителя системы 
регенерации отработавших газов 25 
Гайка крепления охладителя системы 
регенерации отработавших газов 25 
Крепление патрубка системы регенерации 
отработавших газов 25 
Болты крепления корпуса термостата25 
Датчик температуры охлаждающей жидкости 20 
Двигатель Z19DTH 
Крепления ресивера-осушителя4 
Болты крепления интеркулера4 
Болты крепления нижних держателей радиатора15 
Болты крепления корпуса водяного насоса25 
Болты крепления конденсатора к радиатору25 
Болт крепления патрубка системы охлаждения 9 Датчик температуры охлаждающей жидкости20 
Двигатели Y20DTH/Y22DTR 
Болты крепления интеркулера к радиатору4 
Болты крепления нижних держателей радиатора15 
Болты крепления корпуса водяного насоса20 
Болты крепления шкива водяного насоса20 
Болты крепления корпуса термостата8 
Датчик температуры охлаждающей жидкости 10

1. Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей при избыточном давлении системой охлаждения двитателя с термостатическим управлением циркуляцией рабочей жидкости. Церкуляция жидкости обеспечивается постоянно функционирующим при работе двигателя водяным насосом, закрепленным на блоке двигателя. Привод насоса в зависимости от модели двигателя осуществляется посредством мультиреберного или зубчатого ремня или цепи. Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в блоке, после чего направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье блока и головки цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных клапанов.

2. Система охлаждения может функционировать в одном из трех режимов. На первом этапе, при запуске двигателя, пока температура охлаждающей жидкости не поднялась выше определенного значения, охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, из которого исключен радиатор. По мере прогрева жидкости открывается клапан включенного в тракт системы термостата и в контур циркуляции включается радиатор. Жидкость проходит через радиатор сверху вниз и охлаждается в результате обдувания ребер радиатора наружным воздухом. При постоянном движении автомобиля на передних и высоких скоростях движения, как правило, потока встречного воздуха достаточно для нормального охлаждения жидкости. При определенном увеличении оборотов двигателя, а так же по достижении температурой охлаждающей жидкости очередного контрольного значения, активируется регулируемый электровентилятор системы охлаждения, нагнетаемый которым дополнительный воздушный поток в значительной мере повышает эффективность функционирования теплообменника радиатора. Момент включения вентилятора и число его оборотов определяются прибором управления двигателя (ЕСМ) с помощью данных, получаемых от датчика температуры охлаждающей жидкости. Включение вентилятора производится через одно или несколько реле. В зависимости от типа двигателя и комплектации на автомобиль могут устанавливаться 1 или 2 вентилятора.

3.  Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой расширительного бачка, способной выдерживать определенное избыточное давление (1.2-1.5 бар), что обеспечивает повышение точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода через радиатор. Снижение точки кипения может привести к образованию зон застоя, что снижает эффективность охлаждения двигателя. По этой причине система охлаждения должна круглогодично быть заполнена охлаждающей жидкостью соответствующего состава. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного значения, избыток охлаждающей жидкости перетекает по соединительному шлангу в расширительный бачок. По мере остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.

4. Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного бачка (см. Главу 1), который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.

5. Ввиду перечисленных особенностей конструкции такая система охлаждения получила название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери рабочего тела.

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования салона (HVAC)

Система отопления и вентиляции

6. Основными компонентами системы отопления салона (см. сопр. иллюстрации) являются электрический вентилятор с несколькими скоростными режимами и теплообменник, помещенные в коробчатый кожух отопителя, закрепленный под панелью приборов автомобиля. Теплообменник посредством шлангов соединен с системой охлаждения двигателя. Блок управления функционированием отопителя/ кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления салона происходит открывание пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя соединяется с объемом салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего начинает прогонять подаваемый в салон воздух через теплообменник, обеспечивая его интенсивный разогрев. Воздух выходит из салона через вентиляционные отверстия в задней части автомобиля.

система охлаждения

1.6а Основные элементы системы HVAC

1 Электромотор привода смесительной заслонки

2 Корпус воздухораспределителя

3 Корпус заслонки системы циркуляции воздуха

4 Электромотор привода циркуляционной заслонки (только при установке кондиционера)

5 Электромотор вентилятора

6 Электромотор привода управления распределением воздушного потока

7 Резистивная сборка и электромотор вентилятора

8 Теплообменник

1.6b Элементы системы HVAC
1 Датчик температуры в воздуховоде верхнего уровня (только при установке кондиционера с электронным управлением)

2 Испаритель

9 Панель управления функционированием отопителя/ кондиционера (HVAC)

7. Подача воздуха в салон осуществляется через дефлекторы лицевого уровня, сопла ножных колодцев и дефлекторы обдува ветрового стекла (см. иллюстрацию 1.7а). Перед поступлением воздуха в салон он очищается пылеулавливающим фильтром. Принципиальная схема раздачи воздушного потока приведена на иллюстрации 1.7b.

1.7а Рукава подачи воздуха в салон

1,5 Верхние боковые дефлекторы обдува боковых стекол

2 Рукав подачи воздуха на ветровое стекло

3 Дефлекторы обдува ветрового стекла

4 Рукава подачи воздуха на лицевой уровень 6,15 Боковые дефлекторы лицевого уровня

7 Электромотор вентилятора

8 Рукав подачи воздуха в главный вещевой ящик (при соответствующей комплектации)

9 Клапан подачи воздуха в главный вещевой ящик (при соответствующей комплектации)

10 Рукав подачи воздуха в пассажирский ножной колодец

11, 12 Правый/левый рукава подачи воздуха в задние ножные колодцы

13 Центральные дефлекторы лицевого уровня

14 Рукав подачи воздуха в водительский ножной колодец

1.7b Принципиальная схема раздачи воздуха

1 На ветровое стекло

2 Распределительная заслонка

3 На лицевой уровень

4 Панель управления

5 В задние ножные колодцы

6 В ножные колодцы

7 Распределительная заслонка

8 Теплообменник

9 Смесительная заслонка

10 Электромотор привода вентилятора отопителя

8. На дизельных моделях может устанавливается дополнительный обогреватель форсуночного типа. Он устанавливается на задней стенке двигательного отсека со стороны переднего пассажира. Охлаждающая жидкость проходит через теплообменник дополнительного обогревателя и нагревается, благодаря чему сокращается время разогрева холодного двигателя и повышается эффективность отопления салона. Дополнительный обогреватель активируется после запуска двигателя при низкой наружной температуре и/или в случае, если дизельный двигатель отдает слишком мало тепла для обогрева салона.

9. Сообщения о возникновении неисправностей в системах HVAC фиксируются в электронном блоке памяти ЕСМ и могут быть считаны при подключении специального сканера - точная диагностика без указанного выше прибора невозможна.

10. Правила пользования элементами управления функционированием систем HVAC подробно изложены в Главе «Органы управления и приемы эксплуатации».

Внимание: Если в рамках проведения работ с отопителем проводятся также работы с электрооборудованием, необходимо обязательно отключить аккумуляторную батарею (см. Гпаву 5).

Система кондиционирования воздуха (К/В)

11. По желанию владельца автомобиль может быть оборудован кондиционером. Кондиционер устанавливается как единая система с системой отопления совместно с ней обеспечивает поддержание заданной температуры воздуха в салоне.

12. В состав системы кондиционирования входят установленный на радитор системы охлаждения конденсатор, расположенный рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке двигателя компрессор, и ресивер-осушитель (аккумулятор), оборудованный редукционным клапаном высокого давления. Все компоненты соединены между собой рефрижераторными линиями (см. сопр. иллюстрацию). Привод компрессора осуществляется от коленчатого вала посредством мультиреберного ремня.

1.12 Общая компоновка элементов системы К/В в двигательном отсеке

1 Сервисный разъем высоконапорного контура

2 Сервисный разъем низконапорного контура

3 Расширительный клапан

4 Соединительный разъем

5 Компрессор

6 Конденсатор

7 Ресиверосушитель

8 Соединительный разъем

9 Сервисный разъем высоконапорного контура

10 Датчик давления системы К/В

11 Разделитель рефрижераторной линии

13. Принцип функционирования системы кондиционирования схематично приведен на сопр. иллюстрации. В режиме оххлаждения кондиционер работает по принципу холодильника: компрессор сжимает газообразный хладагент (R 134 , не содержащий фреон), при этом хладагент нагревается и направляется в конденсатор, там он охлаждается и сжижамется. Проходя через расширительный вентиль, хладагент расширяется и поступает в испаритель, превращаясь в пар процесс сопровождается сильным поглощением тепла.

кондиционер
1.13 Функциональная схема системы К/В
1 Вентилятор

2 Испаритель

3 Расширительный клапан

4 Сервисный разъем низконапорного контура

5 Демпфер пульсаций

6 Сервисный разъем высоконапорного контура

7 Демпфер пульсаций

8 Датчик-выключатель давления

9 Ресивер-осушитель

10 Дополнительный вентилятор

11 Конденсатор

12 Компрессор

а Входной поток холодного воздуха, прогоняемого через теплообменник конденсатора 
b Выходной поток прогретого воздуха, прогнанного через теплообменник конденсатора и отобравшего тепло от хладагента 
с Поток воздуха, создаваемый вентилятором 
d Поток воздуха, прогоняемый через теплообменник испарителя

А Газовая фаза высоконапорного контура 
В Жидкостная фаза высоконапорного контура
С Жидкостная фаза низконапорного контура
D Газовая фаза низконапорного контура

14 Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя. Вследствие процесса испарения и расширения хладагента происходит поглощение тепла обтекающего испаритель воздуха. Воздух охлаждается и образующаяся при этом влага превращается в конденсат, направляемый за пределы салона автомобиля. Интенсивность процесса охлаждения зависит от установленного значения температуры и от установки переключателя вентилятора.

15 По желанию пользователя система кондиционирования воздуха может быть выключена, при этом отключается компрессор, а у автомобилей с дизельным двигателем, кроме того, выключается дополнительный нагревательный элемент, - при этом заметно снижается расход топлива.

16 В качестве опции может устанавливаться система HVAC с автоматической регулировкой температурного режима (климат-контроль). Режим автоматического функционирования обеспечивает сохранение постоянной, выбранной пользователем, температуры в салоне и осушает воздух, поступающий в салон. Кроме того, автоматически регулируются количество и распределение подаваемого в салон воздуха, а также компенсируются колебания наружной температуры. При активации экономичного режима (ЕСО) кондиционер отключается, но системы отопления и вентиляции продолжают функционировать в автоматическом режиме.

17 Правила пользования элементами управления функционированием систем отопления,вентиляции и кондиционирования подробно изложены в Главе «Органы управления и приемы эксплуатации».

18 Смазка подвижных частей системы К/В обеспечивается за счет содержащихся в хладагенте компонентов и его регулярной циркуляции, что предотвращает образования пор в уплотнениях и возникновение коррозии. Поэтому даже если нет необходимости в использовании кондиционера, особенно в холодное время года, он должен включаться хотя бы 1 раз в месяц на непродолжительное время на самую высокую мощность. Включение должно производиться при равномерной скорости движения автомобиля и при прогретом двигателе.

Внимание: Работы с кондиционером должны проводиться только специалистами СТО. По этой причине ремонт кондиционера здесь не описывается! Не вскрывайте контур циркуляции хладагента, поскольку при соприкосновении с кожей хладагент может вызвать обморожение!

Меры безопасности при обслуживании системы К/В

Систему К/В должен обслуживать исключительно подготовленный технический персонал, обученный безопасным приемам работы с применением надлежащего оборудования и с соблюдением правил разгерметизации, а также ознакомленный с приемами сбора и хранения автомобильного хладагента.

• Не допускайте контакта хладагента с кожей;

• При работе рядом с системой К/В надевайте защитные очки;

• При попадании хладагента на кожу или в глаза не растирайте пораженное место. Немедленно промойте пораженный участок холодной водой в течение не менее 15 минут. Немедленно обратитесь за медицинской помощью в лечебное учреждение. Самолечение не допускается;

• Хладагент хранится в баллонах под давлением. Храните баллон при температуре не выше +50'. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации, которые могут привести к его повреждению;

• Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Хладагент не имеет цвета и запаха, быстро испаряется, приводит к уменьшению доступа кислорода и затрудненному дыханию;

• Газообразный хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например, под автомобилем;

• При сгорании хладагента образуется ядовитый газ. Храните хладагент вдали от открытых источников огня. Не курите при проведении работ с системой К/В;

• При проведении сварочных работ вблизи системы К/В не подвергайте ее воздействию высокой температуры или открытого пламени. Перегрев может привести к повышению давления в системе и воспламенению;

• Очистка конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается. Следует использовать только холодную воду или сжатый воздух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..